Религиоз. жизнь Омска в годы послевоен. сталинизма

Сергей Сизов Омск
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ОМСКА В ГОДЫ "ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА" (1945-МАРТ 1953)

Религиозная жизнь - неотъемлемая часть культурной жизни народа. В истории религиозной жизни послевоенного времени СССР есть ещё много белых пятен. В этом отношении годы «послевоенного сталинизма» в Омске также изучены всё ещё недостаточно.

Известно, что поворот в отношениях церкви и государства стал ясно заметен в годы войны. В 1943 г. при правительстве был создан Совет по делам Русской православной церкви (его возглавил полковник госбезопасности Г.Г.Карпов). В конце войны И.В. Сталин санкционировал проведение в Москве Поместного Собора, который избрал патриархом Московским и Всея Руси Алексия. О Поместном соборе был снят документальный фильм, который показывали и в Омске (в кинотеатре «Победа», бывшем Никольском соборе). В послевоенные годы были открыты тысячи новых приходов. В 1946 г. Русская Православная Церковь имела 10544, а в 1949 г. - уже 14477 приходов. В апреле 1946 г. возобновились богослужения в Троице-Сергиевой Лавре Открылись Московская и Ленинградская духовные академии. Открылись семинарии помимо Троице-Сергиевой Лавры и Ленинграда, в Киеве и Одессе, в Луцке, в Жировицком монастыре, в Саратове и Ставрополе.

А что же было в Омске? И здесь верующие просили вернуть им храмы. 28 ноября 1943 постановлением СНК СССР № 1325 «О порядке открытия церквей» верующим, желающим организовать религиозное общество, должны были подать заявление за подписью 20-ти человек в райисполком о регистрации общества и передаче им церкви или молитвенного здания. Но регистрация общества без церкви считалось нецелесообразной. В то же время почти все церкви использовались для разнообразных нужд, поэтому большая часть заявлений верующих осталась неудовлетворенной. Тем не менее, общине верующих Крестовоздвиженской церкви удалось получить свой храм ещё до решения СНК. Решением №263 исполкома Омского горсовета от 7 марта 1943 г. Крестовоздвиженское православное общество было зарегистрировано, ему было передано здание по ул. Тарской, а находившиеся в нём общежитие кожно-обувной фабрики было переведено. Театры передали в церковь часть взятого в 1936 г. её имущества.

В 1944 г. православные южных районов Омска обратились с ходатайством о передаче здания Никольской церкви верующим. Сначала (3 марта 1944 г.) горсовет принял решение передать здание, но 21 марта отменил это постановление и передал здание под клуб рабочих завода №174. Окончательное решение было вынесено Советом по делам Русской православной церкви и СНК СССР. Храм всё-таки был передан верующим.

В дальнейшем процесс открытия храмов проходил в условиях постоянного давления на верующих. Но, несмотря на эти обстоятельства, верующие в годы войны проявляли патриотизм, внося средства в фонд обороны. Так, от Омской церкви было внесено 100000 руб., Тобольской – 24400, так же были собраны и закуплены вещевые подарки к 26-й годовщине Красной Армии . С января по август 1944 года в фонд обороны верующими и духовенством Крестовоздвиженской и Никольской церквей было передано 185300 руб., а так же вещевые подарки и 15000 руб. больным и раненым, находящимся в госпиталях.

В первые послевоенные годы положение верующих было куда лучше, чем до войны. В 1946 г. на территории Сибири действовали уже 3 воссозданные епархии: Омская и Тарская (Архиепископ Алексий (Пантелеев)), Владивостокская и Хабаровская (Епископ Венедикт (Пляскин)) и Новосибирская и Барнаульская (Архиепископ Варфоломей).

В 1947 г. Омско-Тарская епархия была преобразована в Омско-Тюменскую. Омские Архипастыри вели активную деятельность, направленную на возрождение поруганных храмов и монастырей. К середине 1947 г. в Омской области действовало 5 храмов и один молитвенный дом: Крестовоздвиженский собор; Никольская церковь в Омске- Покровская церковь в селе Воскресенка Калачинского района; церковь в селе Новая Станица Ульяновского района; церковь в селе Куйтарлы Саргатского района; молитвенный дом в г. Исилькуле . По другим данным в 1945-1947 гг. в Омской области было 7 зарегистрированных православных обществ, но количество недействующих церковных зданий исчислялось цифрой 140. Таким образом, лишь 5% церковных зданий могли использоваться верующими и власти под разными предлогами препятствовали дальнейшему открытию церквей . Особенно много верующих приходило в церковь в воскресные и праздничные дни. Каждое воскресенье совершалось множество крещений. В дни празднования Рождества, Крещения, Пасхи у церквей собиралось множество народу. Большинство среди прихожан составляли женщины, пожилые люди. Интеллигенция, получившая образование в советских вузах, как правило, отчуждена от Церкви.

Имеются документальные данные о церковной жизни в Омске и области. Эти данные собирал местный уполномоченный Совета по делам Русской православной Церкви и отсылал в Москву. Из этих данных известно, что с 1943 по 1947 г. были поданы ходатайства об открытии церквей в 15 из 37 районов Омской области (почти все оставлены без удовлетворения ; С.С.). За первую половину 1946 г. в четырёх открытых церквях области было совершено: крестины - 952, венчаний - 35, отпеваний - 436. Особо отмечался факт приглашения рабочим священника в общежитие рабочего барака для крещения ребёнка. Но крещён был не только ребёнок, а и ещё 35 человек. Имели место случаи венчания офицеров. Посещаемость омских церквей сильно разнилась. В будние дни в Крестовоздвиженскую церковь приходило 50 - 80 человек, в праздничные 1000 - 1200. Никольскую церковь посещало 2-5 человека в будни и 250 -300 человек в праздники. Отмечались уполномоченным посещения церкви учителями, профессорами, офицерами. Особо оговаривалось наличие на территории Омской области верующих, не признающих РПЦ и ведущих подпольную религиозную жизнь .

Церковная жизнь той поры находилась по жёстким присмотром властей (руководил этим уполномоченный по делам религий при облисполкоме). При необходимости привлекались и спецслужбы. С 1948 г. начинается изменение политики государства в отношении верующих: она ужесточается. В 1948 – 1950 гг. в СССР был закрыт 31 православный монастырь. Было и идеологическое давление. Активной атеистической пропагандой занималось и общество «Знание».

Омские пастыри первых послевоенных лет приходили на кафедру, пройдя немалые жизненные испытания. И власть настаивала, чтобы смена пастырей осуществлялось РПЦ как можно чаще, опасаясь укрепления их авторитета и влияния. За рассматриваемый период в епархии сменилось четверо пастырей: Алексий (Пантелеев) (28.11.1946 — 04.09.1948), Палладий (Шерстенников) (18.11.1948 — 21.02.1949), Ювеналий (Килин) (21.02.1949 — 31.07.1952), Никандр (Вольянников) (31.07.1952— 08.07. 1956).

Судьбы этих иерархов складывались, как правило, драматически. Архиепископ Алексий (Пантелеев) до назначения на омскую кафедру служил в приходах РПЦ в США. Архиепископ Палладий (Шерстяников) прошёл ад сталинских лагерей, будучи осуждён по ст. 58-10 УК РСФСР. Сменивший его на кафедре архиепископ Ювеналий (Килин) тоже прошёл нелёгкий жизненный путь. В годы гражданской войны он, уже будучи монахом, бежал от преследований большевиков за границу. В 1922 г. им был основан мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина. В октябре 1945 г., вместе с большинство духовенства Харбинской епархии, был принят в состав Московского Патриархата. С 1946 г. - епископ Шанхайский. В январе 1947 г. прибыл в СССР и пребывал в Псково-Печерском монастыре. Позже был назначен епископом Челябинским и Златоустовским, архиепископом Иркутским и Читинским, с 21 февраля 1949 г. - Омский и Тюменский. После служения на омской кафедре был назначен архиепископом Ижевским и Удмуртским .

В непростой ситуации находились в это время и верующие других концессий: протестанты, мусульмане, иудеи. И всё-таки их положение было несколько лучше, чем в довоенное время. В 1944 г. произошло объединение баптистов и евангельских христиан во Всесоюзный совет (ВСЕХБ), а в 1945 г. к нему примкнули пятидесятники и меннониты. Тогда же у баптистов произошёл раскол: верующие, отказывающиеся соблюдать советское законодательство о культах, не желающие проходить официальную регистрацию своих общин, создали свою организацию. Этот раскол проявился и среди омских баптистов. В 1945 г. омская баптисткая церковь была зарегистрирована. В 1949 г. в Омске существовала баптистская община (около 1000 человек), но молитвенные собрания она проводила в частных зданиях, так как ей было отказано в предоставлении помещения . В 1950 г. регистрация омских баптистов была отменена, но в 1964 возобновлена. В это же время многие общины баптистов-сторонников оргкомитета («инициативники») действовали нелегально.

Определённые послабления после войны почувствовали и верующие иудеи, но ненадолго: осложнение отношений с Израилем и борьба с «космополитизмом» привела к новым гонениям. Исполняющий обязанности раввина Э.Н. Столяр был осуждён на 25 лет лагерей (в 1956 г. освобождён и оставался главой общины до 1970 г.) .

После смерти И.В. Сталина были отменены спецпоселения, освобождены политзаключённые, что позволило некоторым верующим возобновить религиозную жизнь. Но вскоре положение всех верующих значительно ухудшилось: в годы так называемой хрущёвской «оттепели» властями были возобновлены гонения (в том числе уголовные преследования) на верующих, массовые закрытия и даже снос храмов.

Опубликовано впервые:
Сизов С.Г. Религиозная жизнь Омска в годы «послевоенного сталинизма (1945-март 1953) // Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции. Материалы VIII Всерос. науч. конф. с междунар. участием в рамках подготовки к 300-летию Омска и празднования юбилейных событий российской истории (Омск, 16-18 октября 2012 г.)./ отв. ред. В.Г. Рыженко О.В. Петренко.- Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. -488 с. - С. 301 - 305. - 0,2 п.л. ISBN 978-5-7779-1510-8

Подробнее о послевоенном Омске:
Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 - март 1953 гг.): монография. - Омск: СибАДИ, 2012.-252 с., ил.-15,75 п.л.
ISBN 978-5-93204-620-3