Трудно удержаться и не процитировать А. Н. Толстого, который в повести «Князь Серебряный» описывает царские пиршества времен правления Ивана Грозного. «..Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушанием. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед… Когда съели лебедей, слуги вышли и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, у которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. Обед продолжался… На поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном..
Уже более четырех часов продолжалось веселье, а был только во полустоле... Рыбы едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Осетры и севрюги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змеев с разверзстыми пастями. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, перепела с чесночною подливкой, жаворонки с луком и шафраном. Но вот в палату внесли сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский . Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие . Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблок, ягод и волошенских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты…»
«Словесные натюрморты» дразнят воображение впечатлительного читателя-гурмана.
Не менее подробно и изобретательно описывали накрытый стол многие классики русской литературы.
К примеру, каких только блюд не предлагает своим читателям Гоголь: «Обед был чрезвычайный: осетрина, белуга, стерляди, дрофы, спаржа, перепелки, куропатки, грибы...» «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было..»
Казалось бы, всё понятно в этом вкусном ряду. Одни только названия этих кулинарных изысков чего стоят! Заинтересовавшись «кулинарной лингвистикой», я заглянула в различные словари уральских, северных, западных, южных говоров и была немало удивлена тем, сколько там забытых и полузабытых названий супов и похлёбок, рыбных и мясных блюд, всяких закусок и хлебобулочных изделий. Остановлюсь на последних.
Хлеб из муки нового урожая называли «новина», из яровой (ячменной) муки – «ярушник» или «ячменник», а из муки высшего качества - «крупчатник». Большой круглый подовый хлеб - «коровай», а каравай из ржаной муки - «челпан». Маленький каравай из ржаной или овсяной муки именовался «балябышем» или «баландышем», «тетерькой». То, что пеклось из остатков теста – «поскрёбышем». А ещё на столе стоял «овыденник» - ячменный хлебец, «преснец» или «опреснок» - хлебец из пресного теста. Для молодожёнов пекли «банник» - хлеб, который молодые ели после первой бани. Неудавшийся, плохо выпеченный хлеб называли «неудакой», «закалой», «кулебеней», «алякишем».
Небольшую сдобную булочку именовали «алябушкой», «калабухом», «бурсаком», «барабышкой», «балабушкой». Ржаные булки назывались «ржанушками», пшённые – «пшеничниками». Ещё были «тоболки» - булочки с начинкой, «шишки» - сладкие круглые булочки и булочки с яйцом - «кокурки». В почёте были «батанцы» - большие ржаные пышки и пышки маленькие - «ладки». Плюшки, приготовленные на масле назывались «базбички».
Пресные шаньги из овсяной муки назывались «валярушки», из ржаного теста – «наливнЫ», «наливушки», «наливайки». «Мусники» - это творожные ватрушки, с молотой черёмухой – «гуранские ватрушки», а ещё есть «тарки», «паски» - сушёные тонкие шаньги, которые берут с собой охотники и рыбаки, отправляясь на промысел. Ватрушки, которые черствеют, но не покрываются плесенью, называются «калитками» или «колитками».
А каких только пирогов не готовили на Руси! Пироги всегда были визитной карточкой русской кухни. Перечисляя их названия, можно такой аппетит нагулять! Пеклись пироги с разной начинкой: «алялюшки» или «алямошки», «бишкет», «векошник» - пироги с мясом, «кулебяка», «рыбник», «курник» - с рыбой. «Белогрудник» - пирог с картошкой, «битник», «бусник» - пирог из гороховой муки, «беляночник» - пирог с грибами белянками, «кныш» или «каныш», «варенец» - сладкий пирог с творогом, «рогулька» - открытый пирог с начинкой из картофельного пюре или пшённой каши, пресные пирожки назывались «ботанцы», «ботани», а маленький круглый пирожок – «бубан» «Налётушка», «пустышка» - открытый пирог, намазанный сверху сметаной, «налитушка» - пирог с картошкой и сметаной. «разборник», «сахарница», «кудри» - сладкий сдобный разборный пирог, «жданки» - пироги, разная стряпня, которую готовили на встречу, а «подорожники» брали в дорогу.
А блины! Какой русский не любит поесть блины с пылу, с жару! Да и не только русский! «Алабыши», «аланки», «батолки», «ладыки» – оладьи, лепешки из кислого теста. Политые сметаной они называются «алелюшками». Лепёшки, печённые на углях перед пылом – «опалишки». «Бабаха», «бабишка» – оладья, пышка, гречневый блин, «пряженец», «кныш» - лепёшка, оладья на масле, «балабышек», «балабка» – картофельная лепешка, а «барабан», «барбана» - блин из мелко истолчённой икры. «Деруны», «дерибаники» - лепёшки из тёртого картофеля, «сканцы» - тонкие блины с начинкой Пшеничные блины – «каравайцы», «сочни», «рески» – лепешки из пресного теста, «скорузлики» - блины, лепёшки из жидкого теста, «скородумки» - блины быстрого приготовления, «лейтенанты» - лепёшки из тёртого варёного картофеля, обваленного в муке.
К чаю подавались разные печёные лакомства: пряники – «жамки», «бомбошки», «козули», «овсяники», «бишки», «опекиши», «ельцы», «витушки», «козули», «баронки», «стапёшки», «котломы», «алясваши», «битые пряники», калачи взварные – «гужи с чесноком».
А сколько пословиц и поговорок на "блинно-пирожковую" тему хранит русский язык!
Ешь – не хочу!
- Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
- Любимая весть – как позовут есть. Где б ни сесть, было б что поесть.
- Гость нА гость – хозяину радость. Гость на двор, пирог – на стол. Пирог ешь – хозяйку тешь, а вина не пить – хозяина не любить. У нас-то не по-вашему: пироги с кашею.
- Ничего, пирог с крупой, а мы с рукой. Смотри-ка, съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.
- А ты ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.
- Ну, коль пирог с грибами, так все с руками. Тот дурак, кто пирогу не рад. Ух, не могу, а ем по пирогу. Лакомый кусочек скорее в роточек. Хозяюшка, всё, что в печи, всё на стол мечи.
- Вот и хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска. Как хлеб дошёл, так и пирог пошёл, как пирог дошёл, так и блин пошёл.
- Ух, ты, где блины, там и мы, а где оладьи – тут и ладно. Хоть и сыты, а блин не клин: брюха не распорет. Как в брюхе ни тесно, а блину всегда есть место.
- Мучицы да маслица – вот тебе и блин. Чем богаты, тем и рады. Первый блин – комом, второй блин – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне.
- Нескоро блинки пекутся. Блины испечь требуется время. Замоталась сватья от блинов да оладьев. А наши-то не зевают – все подъедают. Аппетит приходит во время еды. Эх, не засаль кума уса, не закапли рукава.
- Ешьте, ешьте, гость брюхом не унесет, всем хватит. Ну что, сыты ли?
- Погоди, дай распоясаться. По сытому брюху хоть обухом. Не ел, так обомлел, а наелся, напился, так вовсе повалился. Охо-хо, спасибо этому дому, пойдём к другому. В гостях хорошо, а дома лучше.
- Ну, что ж, вольному – воля. Потчевать можно, неволить – грех.
- Ещё раз спасибо за угощение!