Мой отец

Наталья Гузева
               
                «Как дворянин и отец семейства,
                я должен блюсти честь и имя,
                которые оставлю своим детям»
                А.С.Пушкин

       Вот и всё, что останется детям: Честь и Имя. Всё остальное не нужно, всё остальное – неважно.
 
       Сейчас, вспоминая своих родителей, я, плача и смеясь, улыбаясь и задумываясь, проживаю их жизни. Многое из того, что здесь написано, я узнала от моих родителей, от других близких мне людей, а также из документов, хранящихся в родословной нашей семьи.

       Помню, когда мне было примерно 10 лет, мы с отцом шли по Алма-Ате какой-то очень длинной дорогой. Лето знойное, жара, хочется пить. Нигде ни автомата с газировкой, ни колонки. А тут на пути пивная! Пиво холодное-холодное мужики пьют. Отец подходит, берёт кружку себе и кружечку мне. Пиво я люблю выпить немного до сих пор.

       Отец мой в 1945 году за участие в Великой Отечественной войне награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».    А за честную службу на благо Родины командованием части ему была объявлена благодарность.

       Ему не пришлось воевать на германском фронте. Молодым парнем 9 октября 1939 года с радостью пошёл он на срочную военную службу. Прошел трёхмесячные курсы обучения призывников и 25 января 1940 года, в день Святой великомученицы Татьяны, был зачислен в 101-й отдельный батальон связи 68-й Туркестанской Краснознамённой горнострелковой дивизии (ГСД) электромонтёром-связистом. Служил в районе города Термез Узбекской ССР, а 25 августа 1941 года уже принимал участие в Иранской операции в составе войск САВО (Среднеазиатский военный округ).

       Его война проходила недалеко от родных мест – на  границе с Ираном, где советские войска, в составе трёх армий, участвовали в Иранской операции под кодовым названием «Сочувствие». В Иране ещё до войны стало очень заметно проявляться влияние фашистской Германии. В Иран уже были завезены новые германские государственные флаги с фашистской свастикой.

        Из всего Ближнего Востока только в Иране производился авиационный бензин, здесь же находились и самые большие разведанные запасы нефти. На наших южных границах вот-вот мог появиться новый фронт. Советское правительство трижды предупреждало шаха Ирана об угрожающей ситуации. Но шах и не думал принимать какие-либо меры.

       Целью Иранской операции являлась защита иранских нефтяных полей и месторождений от возможного захвата их войсками Германии и их союзниками, а также защита транспортного коридора (южный коридор), по которому союзниками осуществлялись поставки по ленд-лизу для Советского Союза.

       В ходе операции вооружённые силы Великобритании и СССР вторглись в Иран, свергли шаха Резу Пехлеви, симпатизирующего Германии, и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями Ирана. В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха – Мохаммеду.

       Советские войска стали контролировать железную дорогу от Персидского залива до Каспийского моря.

       Шесть долгих лет отец был на воинской службе. Всё испытал и тяжёлые переходы, и бомбёжку, и гибель друзей-товарищей, и гордое чувство Победы над захватчиками. Однажды во время морского перехода, пароходы (баржи) на которых войска переплавлялись через Каспийское море, были разбомблены иранскими войсками, но отцу повезло - остался цел и невредим.

       А во время дальнейшего следования войск поезд,  в котором он ехал также был разбомблен. Отец, получив ранения в пятку и плечо, был отправлен для лечения в Ашхабад. После выздоровления последовал обратно в Иран в город Мешхед, где и проходил дальнейшую службу.

       Их батальон обслуживал линию связи вдоль железной дороги от Персидского залива до Каспийского моря.  Для выезда на место во время войны отец имел лошадь, шашку и когти. Через полтора года, в январе 1942 года, он получил звание ефрейтора и был назначен на должность командира отделения телефонистов для обслуживания линии связи вдоль железной дороги на участке «Тегеран - Горган».
 
       Отец рассказывал, что как-то на лошадях выехали они втроем на место обрыва связи, а вернувшись назад в отделение, не нашли ни одного живого человека. Все лежали мертвые. Напали на их отделение враги и вырезали всех до одного. Выезд на место обрыва телефонного кабеля спас отца от смерти.

        Через полгода он уже в звании младшего сержанта был командиром отделения телефонистов. Победу встретил в городе Мешхеде (остан Хоросан).

        Советский Союз, опасаясь агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года. После окончания войны отец в составе воинской части вернулся в СССР и в 1946 году был уволен в запас  в звании сержанта.