Писанки-крашенки. Из рассказов моей бабушки

Лидия Бегинина
Ольга легко вскочила с постели, нащупав босыми ногами туфли, выбежала во двор умыться. Солнце уже светило вовсю, но ей показалось зябко. Быстро поплескав в лицо из блестящего на солнце рукомойника, вбежала в дом и принялась натягивать чулки. Простой нитяной чулок почему-то перекручивался, заставляя девочку уже в третий раз начинать все дело заново, когда мать заглянула в комнату. «А ну-ка, живо!..» - шепнула Наталья, и чулок моментально натянулся как надо. У Натальи  было такое особенное свойство…  Как и у матушки Марии…

Ольга поперхнулась: было нелегко одновременно глотать кашу и повторять не до конца выученную басню. Но не беда – басню она доучит по дороге в школу! И Ольга с наслаждением допила молоко, поблагодарила мать, и скорее к дверям: не опоздать бы!

Путь ее лежал через несколько улиц и городскую площадь к Рождество-Богородицкому женскому монастырю, где находилось Начальное училище для девиц, куда Оля ходила вот уже второй год с неубывающим удовольствием и сознанием собственной значительности. 
Прошмыгнув по пыльным дворам, девочка приостановилась на площади и с неудовольствием взглянула на туфли – этого матушка Мария, их классная надзирательница, уж точно не одобрит. Пришлось свернуть во двор, потереть туфли пучком травы и двигаться через площадь уже более степенным шагом.

Ольге нравилось учиться, ей все давалось легко: и грамматика, и арифметика, и Закон Божий. Труднее всего было выглядеть, как подобает благонравной девице. Вечно у нее то передник замызгается, то чулки перекрутятся… И терпения уже не было никакого ждать, когда закончатся прописи и действия с числами от одного до 50-ти… Хотелось скорее закончить приготовительный и перейти в первый класс, где будут уже и история, и самое заветное – география…

Ну а пока ее путешествие закончено. Пройдя мимо фонтана с фигурой ангела, ученица вбежала по ступенькам в школу. 

До обеда сегодня главное – хорошо рассказать басню… А после обеда самый любимый урок – рукоделие. И матушка Христина обещала показать писанки…

Монахини Рождество-Богородицкого женского монастыря в Белгороде, которые преподавали  в Начальном училище для девиц, где училась моя бабушка, Ольга Ивановна Шульгина (в замужестве Круглова), славились как большие рукодельницы. Как гласит «Путеводитель по Белгороду» Ив. Кулегаева (1911 г.), в то время «монашествующих было около 800 человек, занимающихся отделкою икон, приготовлением искусственных цветов, писанок, вышиванием и т. п.». Они учили воспитанниц всему, что умели сами: шить, вязать на спицах и крючком, вышивать. Мне очень нравилось в детстве наблюдать, как под бабушкиными пальцами прямо на глазах растет чулок или шарфик (как живой!), как расцветает причудливым цветком ажурная салфетка. Завораживали ее рассказы о детстве, совершенно не похожем на мое, полные непонятных слов, каких-то странных, вроде бы будничных, но приключений. Как «Приключения Тома Сойера»…

Домой к обеду она снова неслась на всех парусах: придет отец, и надо обязательно показать ему табель с отметкой «отлично» за чтение басни. Отец не стращал ее ремнем за учебу, как брата Георгия, он просто говорил: «Закончишь училище без Похвального листа – о гимназии не мечтай!» А Оля мечтала! Она мечтала закончить восьмой педагогический класс в женской гимназии и стать учительницей. А еще она мечтала подержать в руках глобус (такой, как стоит в классе у старших учениц), покрутить его вокруг загадочной земной оси, зажмуриться и… отправиться в бесконечное путешествие!..

А еще сегодня матушка Христина обещала показать писанки…

Традиции изготовления расписных писанок в Белгороде не менее известны, чем на Украине. Судя по рассказам бабушки, это была и традиционная роспись воском, и украшение пасхальных яиц вышивкой с бисером, и невероятные композиции из выдутых яиц вроде «яиц Фаберже»

Когда основной урок (вышивание по канве крестиком) был закончен, матушка Христина подозвала девочек поближе и подняла вышитое полотенце, накрывавшее корзину. Чего там только не было! Писанки подпоясанные и распоясанные, "роза": "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с калыточками"… Огромные гусиные яйца с такими знакомыми изображениями храмов!.. Вышивка прямо на скорлупе!.. А вот несколько писанок завернуты в папиросную бумагу. Матушка Христина разворачивает бумагу и… раскрывает яйцо. Оно из двух половинок. А внутри вырезанные из белой бумаги ангелочки. В другом – сцена из Священного писания. Такая тонкая работа, что девчонки просто ахнули. «Кто хочет посмотреть, как это делается, - предложила матушка Христина, - пойдем покажу!» Когда все разошлись, Ольга и еще две любознательные девочки пошли с матушкой Христиной во внутренний двор монастыря, зашли в одно из строений. В большой светлой комнате три монахини расписывали пасхальные яйца.  Две мастерицы довольно сердито посмотрели на матушку Христину, а одна, старенькая, сама поманила девчонок рукой. «Глядите, это кистки, - объясняла старушка, показывая маленькие воронкообразные трубочки на ручках, которые стояли в баночке с растопленным воском, - держать кистку нужно прямо. Мизинцем правой руки опираемся о поверхность яичка, пальцами левой вращаем его на себя, а линии ведем – от себя…». Она проделала все это быстро и ловко и продолжала: «Теперь опускаем яйцо в желтую краску, рисуем новые линии, опускаем в красную…»
И вот чудо: на пасхальном яичке появились с двух сторон бабочки. «Такую писанку можно ребенку подарить», - сказала матушка Христина.

Тут Ольга вспомнила, что после школы ее очередь нянчиться с братом Илюшей и сестра Катерина уже давно ее ждет не дождется. Она резко повернулась, неловко толкнула мастерицу, и писанка выпала из старушечьих рук. Девочка вскрикнула и зажмурилась: она погубила такую красоту! Она забыла про брата! Обидно, стыдно и страшно: что теперь будет?! «Оля, Оля! - тормошила ее подружка Вера, - смотри, она не разбилась!» Ольга медленно разжала веки. Старушка-мастерица тихо смеялась и протягивала ей писанку: «Братцу твоему. И Наталье передай поклон от матушки Полины, пусть не ругает тебя. Я хорошо ее горячую натуру знаю, мы с твоей бабушкой давними подругами были…»

Домой Ольга снова бежала вприпрыжку: день закончился еще лучше, чем начинался. И она обязательно научится всему-всему от матушки Христины, и обязательно поступит в гимназию, и ждет ее еще дальнее путешествие…

Бабушка действительно закончила начальное училище на «отлично» и поступила в гимназию. Правда, заканчивала ее уже после революции как Единую трудовую школу. Учительницей она не стала, зато вырастила четверых замечательных детей. И когда я выбирала профессию, то отчасти воплощала бабушкину мечту. А путешествие… Ее жизнь действительно была бесконечным путешествием по стране, потому что ее муж, Иван Круглов, был инженером-железнодорожником…
Я не очень много помню из бабушкиных рассказов о детстве, но считаю важным сохранить и восстановить для себя, своего сына и будущих внуков связь с прошлым, ту подлинную атмосферу народной жизни, традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение многие столетия и  прерванную революционным взрывом…