А настоящий летчик к небу ближе всех!

Валентина Литвиненко
От автора

Очень хочется создать непринужденный рассказ о человеке, которого с детства мы очень любили. В нашей многодетной семье его образ носил легендарный оттенок, мы очень гордились дядей Мишей, хотя знали о нем только то, что он – летчик. Жили в одном селе с его мамой Акулиной Антиповной Галавурой – строгой и молчаливой женщиной, которая и минуты не могла усидеть без дела. Ее высокая худощавая фигура то виднелась в огороде, то мелькала среди деревьев, то сновала в небольшом дворике. Неутомимые руки пололи, подметали, стирали… Посещать ее без надобности мы остерегались: она не любила беспорядка, шума, суеты. Поэтому, если мы, четыре озорные по натуре девчонки, и появлялись в ее доме, то ходили на цыпочках, боясь спугнуть тишину и строго смотрящих с портретов на стене красивых мужчин, один из которых - в военной форме. То были ее покойный муж Нестор Михайлович и старший сын – Павел Несторович, пропавший без вести в период Великой Отечественной войны.

В холодно-торжественную тишину дома печальной вдовы праздничным фейерверком раз в году врывалось известие о приезде из дальних краев сына Михаила Несторовича, его жены Нины Францевны и трех детей – Павлика, Наташи и Леночки. Вот тогда можно было увидеть Акулину Антиповну улыбающейся какой-то несмелой, непривычной улыбкой. Она как будто просила прощения у своих застывших на фотографиях близких за эту светлую радость. Начинались дружные походы на речку с купанием и рыбалкой, вечерние посиделки детворы на нагретом за день огромном гранитном камне возле входа во двор…

Ах, какие были времена! Мы, троюродные родственники, мгновенно вливались в дружную отлаженную атмосферу семьи летчика: прислушивались к советам старших, беспрекословно выполняли команды и распоряжения. Да, атмосфера была непривычной, далекой от нашей деревенской безнадзорности. Здесь каждый из нас обретал ответственность и держал ответ за все: успехи в учебе, за помощь родителям и даже… за свое будущее, которое непременно должно было воплотиться в определенную мечту. Достичь ее было делом чести и совести.
Помню, с каким пылким пламенем в груди приносила дяде Мише первые ответы из редакций детских изданий, куда посылала свои заметки. Там значилось, что у меня есть задатки корреспондента и их нужно развивать, больше писать о школьной жизни, о полезных пионерских делах. Дядя аккуратно принимал из моих рук редакционные письма, вчитывался в них и одобрительно кивал головой: старайся, не упускай это дело.

Дорогой Михаил Несторович! Я ничего не упустила. Моя мечта воплощена в жизнь. После окончания Киевского университета журналистская стезя ровно стелилась передо мной в городе Никополе до тех пор, пока не появились дети. Малышей нужно было растить в более подходящей местности. Пришлось журналистское перо поменять на должность председателя профкома в колхозе. Зато когда дети выросли, снова возвратилась к профессии, являюсь членом Национального союза журналистов Украины, редактирую одну из областных газет. Жизнь продолжается. И так хочется увидеть Вашу ободряющую улыбку и ощутить уверенное пожатие руки!

Я очень рада, что время не отдалило нас, троюродных, от Вашей семьи. Мы увиделись в Вашем доме, под Вашим с Ниной Францевной семейным портретом. Вы – такие же молодые, уверенные и рассудительные, какими мы всегда вас помнили. Вечно сохраним память о вас в наших сердцах. А на бумаге постараемся оставить  для потомков эстафету памяти. Пусть знают, уважают и гордятся.

Валентина ЛИТВИНЕНКО (ИГЛИНСКАЯ)


НАШ ДЯДЯ – САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ…

Если вспомнить те времена, когда еще нас не было, а в семье Михаила Галавуры (деда нашего дяди)  и его жены Ольги вырастало двое детей – дочь Федора и сын Нестор, то надо отдать должное: они умели трудиться. Жили в селе Александровка-Гнедино Покровской волости (по данным Днепропетровского областного госархива) - ныне Александровка Покровского района. Селение носило название, происходящее от фамилии помещика Гнедина. Крестьяне, освобожденные от крепостного права, обзаводились личными хозяйствами, как могли обеспечивали достаток своих семей.

Среди односельчан Михаил и Ольга пользовались уважением, считались зажиточными хозяевами. Их дети были одеты-обуты, сыты, умели выполнять все, что требовалось по уходу за землей, скотом и птицей. Пришло время: к Федоре посватался Ульян Гончаренко, самый образованный из сельчан, владеющий плотницким делом. Молодые постепенно отделились от родителей – уехали в небольшой хутор Зеленый Гай, в десяти километрах от  Александровки-Гнедино. Женился и Нестор. Взял себе приметную девушку в селе – Акулину. Высокая, статная, несколько горделивая и строптивая, она не сразу ответила взаимностью робкому немногословному парню.

Он предпочитал денно и нощно пропадать в плотницком сарае отца, выполняя заказы сельчан: кому – шифоньер с резными украшениями на дверцах, кому – гнутые фанерные стулья с округлыми спинками, кому – детскую подвесную люльку… Мало ли что заказывали, но каждый требовал от краснодеревщика срочного изготовления предметов мебели. Если в собственном селе не находилось клиентов, парень искал заказчиков на стороне, выезжал на конной повозке в соседние деревни.

Может быть, нечастые свидания и послужили тому, что чувства молодых людей окрепли и определились. Акулина все-таки склонила свою милую головку под венец и приняла фамилию мужа. Нестор предложил поселиться в деревеньке Солошино Александровского уезда Покровской волости (ныне Богодаровка Покровского района на Днепропетровщине). Стали обзаводиться своим двором. Молодой жене нравилось возиться с домашней птицей, благо речка Волчья была сразу же за огородом и кишела всякой поживой для уток и гусей – мелкой рыбой, насекомыми, ряской. Постепенно обзавелись и коровой, свиньями. Голуби охотно облюбовали чердак избы. Словом, все копошилось, плодилось и благоденствовало.

Зять и сын Михаила Галавуры не подвели его – продолжили уважение рода со стороны односельчан. Оба что было сил плотничали, постигая в этом деле высокое совершенство и настоящее искусство. До сих пор еще сохранились изготовленные ими табуретки, посудные шкафчики, кушетки. Правда, хранятся для обихода в сарае.


Мастеровые люди считались элитой в деревне. К сапожникам, плотникам, швейникам, кузнецам непрестанно обращались с различными просьбами. Кому-то удавалось договориться и бесплатно, кому-то -  за натуральный обмен. Денег особо не водилось, а если и водились, то счет им велся строжайший.

В семье Нестора и Акулины подрастали трое детишек: Павлуша, Миша и Степа. Надежная подмога в хозяйстве. А к тому же – смышленые и послушные ребята. С появлением колхоза охотно пошли на полевые работы: выливали из норок сусликов, охотились на зайцев и лис, наносящих ущерб сельхозкультурам. Отец к тому времени стал жаловаться на слабость, день ото дня худел и бледнел. Мать готова была принять на себя всю мужскую работу, а Нестору не становилось лучше. Вероятно, это было онкологическое заболевание. Древесные опилки, стружка, всяческие клеи, лаки, краска – в этой атмосфере проходила вся его недолгая жизнь. Прожил он немногим больше сорока лет, оставив трех полусирот, которыми так гордился.

После смерти отца, в 1938 году, пятнадцатилетний Миша остается за старшего. Ведь Павел поступил учиться в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, а Степка нуждался в присмотре и контроле. Занятия в школе, помощь в домашнем хозяйстве – все это воспринималось пареньком как должное. Но предстояло совсем другое. Он стремился… стать летчиком. Тогда многие ребята мечтали о небе.

Как же было не мечтать, если в школе они узнавали о величайших достижениях Страны Советов, о том, какими семимильными шагами она выходит на мировой простор созидания, мира и труда. Мощные заводы и фабрики принадлежали Советскому государству, трудовому народу. Успешно развивались автомобильная, тракторная, авиационная отрасли. Производились сложные сельскохозяйственные машины, оборудование для черной металлургии, топливной промышленности. Укреплялась обороноспособность страны – единственного в те годы социалистического государства, окруженного со всех сторон капиталистическими странами.

И хотя в маленькой деревеньке Солошино не было ни радио, ни электричества, дети колхозников не вырастали бездарными и отстающими. Наоборот, многие приносили домой табель с отличной успеваемостью, являлись активными читателями школьной библиотеки, с жадностью постигали науки, стремились все знать…
 
Надо ли вспоминать, какой длинной была дорога к средней школе, расположенной в соседнем селе Александровке (в народе его принято было называть Слобода), как рано приходилось выходить из дому, как добираться по грязи, по снегу… По пути можно было повторить правила, выучить стихотворение. Главное, не отвлекаться на мелочи – на отдаленный лай степных лис, волчье завывание. Дикие животные часто околачивались вблизи птицеферм, овчарников, стогов сена и соломы. Сельским ребятишкам попадались на глаза разодранные овцы, задушенные утки и куры. Никому и в голову не приходило думать о худшем, что звери могут напасть и на них.

В школу и со школы ходили  небольшой компанией и, конечно же, без сопровождения взрослых. Вообще-то взрослые ограничивались только тем, что одевали-обували подростков, обеспечивали едой. Что еще они могли дать им? Сами были полуграмотными, редко кто держал книгу или газету в руках. Весь световой день уходил на «трудоучастие» в колхозе: кто-то был на постоянной работе (фермы, тракторная и полевая бригады), кто-то довольствовался рядовым назначением «по наряду бригадира». Женщинам было нелегко, ведь на них ложились и домашние хлопоты, уход за детьми. Когда Акулина осталась без мужа, она почти не ложилась спать. Накормить семью, приглянуть за домашней скотиной, починить одежонку ребятам… Во что бы то ни стало, нужно было выучить их, так и муж завещал.

Женщине, конечно, и в голову не могло придти, что кто-то из ее сыновей станет летчиком,  достигнет небесных высот, кто-то будет ходить в партийном начальстве. Она, скромная сельская труженица, желала только одного – чтобы они были здоровыми, чтобы находились возле нее, были на виду, радовали своей силой, умением справляться с тяжелой физической работой, к которой она была привычна, но уже не так сноровиста и ловкая, как было в молодости.

А у ребят были свои мечты. Это у них на глазах в 1937-м году выполнялся пятилетний план за 4 года и три месяца, это их страна превращалась в самую мощную индустриальную державу Европы и выходила на второе место в мире по объему промышленного производства. А еще в ней с 1933 года отмечался День Воздушного Флота. Воздушный транспорт – один из главных видов пассажирского сообщения на расстояниях, превышающих 1500 километров. Вот бы полетать по воздушным трассам!

Только нужно быть достойным, хорошо учиться, пребывать в рядах Ленинского комсомола. Среди десятиклассников Александровской средней школы имени Горького зарекомендовавших себя с лучшей стороны, был и Миша Галавура. Весной  1940 года состоялся его прием в ряды ВЛКСМ.
 
Юношу трудно было узнать – с вихрастого угловатого мальчишки он постепенно превращался в гибкого, стройного будущего бойца Красной Армии, упорно занимался спортом, гонял футбол, поднимал тяжелые гири. Пытался разобраться в сложных политических вопросах.
Хотя советское правительство и заключило предложенный Германией договор о ненападении 23 августа 1939 года, но видимость мира с каждым месяцем терялась. Уже 1 сентября гитлеровские войска нападают на Польшу и легко получают победу. Теперь путь к западным границам СССР открыт. Происходит воссоединение Западной Украины с Советской Украиной, Западной Белоруссии с Советской Белоруссией. Затем угроза нависает над прибалтийскими государствами. Советский Союз берет на себя обязательство оказать им помощь в случае нападения на них агрессора.

Летние события 1940 года настораживают всех: в руках немецких фашистов  оказывается Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Франция. Прибалтика, преодолев фашистский режим, присоединяется к СССР. За ней в состав Советского Союза входят Бессарабия, Северная Буковина. Страна Советов крепчает, с ней приходится считаться.

И все же соблазн у немецких фашистов был очень большой. Гитлеровская команда одурманивала сознание большинства офицеров и солдат своей армии, внушала им веру в беззаконность убийств, грабежей, насилия. Говорилось, что на Востоке, в России, они неслыханно разбогатеют, получат в собственность промышленные предприятия, плодородные земли, станут капиталистами и помещиками.

Советский Союз предпринимал меры к укреплению своих границ, но многое оставалось незавершенным: приграничные военные округа не успели занять оборонительные рубежи, авиация не перебазировалась на полевые аэродромы. Никто не мог подумать, что война вот-вот грянет, застанет врасплох…

Красноармеец, летчик, коммунист

Михаил Галавура был призван в ряды Красной Армии в 1941 году. Именно в этом году и пропал без вести его старший брат Павел. Он заканчивал ДИИТ и когда немцы подошли к Днепру, студентов бросили на защиту города Днепропетровска. Там он и пропал без вести. Мать получила страшное извещение и не хотела ему верить. Спрятала за икону, будто надеясь, что Всевышний смилуется и возвратит сына целым и невредимым в родительский дом.
 Младшему же предстояло обучение. Военное образование курсант получил в Актюбинской школе пилотов Гражданского Воздушного Флота.

Летать приходилось на У-2, УТ-2, Си-47, Б-25… Осуществлял ночные, слепые полеты. В документах за 1941-1944 годы обозначен его служебный рост: курсант, слушатель, второй пилот, летчик.

О жизни и деятельности Михаила Несторовича в свое время написал в Покровской районной газете «Радянське слово» учитель-краевед Дмитрий Захарович Таран:

«Выпускники 1940-1941 годов. Их жизненные пути – богатый материал для книг, судьбы у этих людей – необычные. Вчерашние ученики, они получили гордое имя бойцов-защитников всего самого дорогого сердцу каждого советского человека. Разные фронта, разные военные профессии, виды оружия, а цель одна – громить врага, пробивать прямую дорогу к Победе.
Восемнадцатилетним пошел на фронт и Михаил Галавура, выпускник Александровской средней школы. Надолго разлучила его война с родной Богодаровкой (ранее называлась Солошино), с семьей, с друзьями. Но печалиться было некогда. Юноша учился в летной школе.
А в мае 1943 года его направили в действующую армию – летал на транспортном самолете С-47, перевозил различные грузы.

Но стремление сесть на боевую машину не давало покоя. Хотелось быть в огне боев, брать непосредственное участие в разгроме врага.

После нескольких рапортов просьбу лейтенанта Галавуры удовлетворили. В начале 1944 года его переводят в авиацию дальнего действия. Вместе со своими боевыми товарищами летчик Галавура доставлял оружие и боеприпасы югославским партизанам, помогая братскому народу в его борьбе за свободу и независимость. Советская Армия вела боевые действия на территории Румынии, Югославии, Венгрии.

Для авиаторов этот период был особенно напряженным. Каждый раз, когда солнце садилось за линию горизонта, бомбардировщики поднимались в небо и летели в тыл громить коммуникации врага. Согласно приказу ставки, Второй и Третий Украинские фронта должны были единым ударом окружить и уничтожить Будапештскую группировку врага. Немало ратного труда вложили здесь летчики 238-го гвардейского полка.

Еще не утихли уличные бои в Будапеште, а уже развернулись события в районе озера Балатон и на укрепленной фашистами линии Эстергом – Секешфехервар. Нужно было вывести со строя ряд железнодорожных узлов, которые обеспечивали противнику связь с Австрией.
В одном из писем краеведам нашей школы летчик Галавура писал:

«Невдалеке от озера Балатон есть железнодорожный узел Веспрем, посредством которого враг обеспечивал свои формирования под Секешфехерваром всем необходимым. Начиная с 8-го марта 1945 года, наша авиация бомбила Веспрем и Варпалото. В моей летной книжке значится, что на эти узлы было совершено 10 налетов. Работали ночью. Начинали с заката и кончали с восходом солнца.

Все боевые вылеты постоянно получали оценку – выполнено успешно. Но, откровенно говоря, нам в небе над этими городами было очень нелегко. Фашисты с остервенением упорно защищали их, посылая тысячи снарядов в сторону самолетов.
Нам посчастливилось наголову разбомбить вражеские логова, чем было обеспечено успешное продвижение наших войск на Запад».
 
На груди старшего лейтенанта Галавуры засверкали правительственные награды. Среди них – орден Красной Звезды, медаль «За взятие Будапешта».

Отгремели бои. Гвардии капитан Галавура возвратился на Родину. К тому времени он уже имел десять правительственных наград. Служба в авиации продолжалась. Назревает потребность в освоении реактивных самолетов. Галавуру охватил восторг от новой техники. И вдруг совсем неожиданный приговор врачей: состояние здоровья не позволяет осуществлять полеты на скоростных самолетах. Появляется спасительная мысль: а не перейти ли в гражданскую авиацию? Выход найден. За короткое время Галавура освоил технику вождения восьми типов пассажирских и грузовых самолетов.

Долгие годы Михаил Несторович работал в братской Туркменской республике, готовил национальные кадры для авиации, заботился об укреплении дружбы между украинским и туркменским народами.

В послужном списке Галавуры – более тридцати благодарностей. Есть благодарность начальника управления гражданской авиации Украины за научно-исследовательскую деятельность. В свое время Галавура принимал участие в повышении надежности авиатехники. Но одной из главных задач все-таки была забота о молодых кадрах авиаторов.
Сейчас коллектив Донецкого аэропорта гордится именами классных пилотов, которые прошли школы Галавуры.

За время службы налетал 15 тысяч 400 часов, это 641 сутки в воздухе при любых погодных условиях. На протяжении восьми и двух лет девятой пятилетки экипаж, руководимый Галавурой, перевез свыше 150 тысяч пассажиров и свыше ста тонн народнохозяйственных грузов.

Сложным и восхитительным был путь нашего земляка: от летчика-бомбардировщика – до командира современных лайнеров, заслуженного пилота УССР. Путь, отмеченный храбростью, будничной силой духа, жаждой знаний, стремлением быть на переднем крае».

Эта небольшая газетная заметка, опубликованная в семидесятых годах, естественно, не задержалась в памяти односельчан. Поэтому хочется воскресить ее, поместив в этой книге. Уважаемый краевед Дмитрий Захарович в то время еще не знал, что итоги подводить рано. Ведь на заслуженный отдых коллектив летной службы и командование провели Михаила Несторовича только 20 октября 2000 года!

А теперь постараемся восстановить то, о чем в старой газете не успели написать.


Послевоенная служба в советской авиации

По окончанию войны Михаил Галавура, продолжая службу в авиации (с 1946 по 1949 годы  -  Киевский военный округ, летчик ХХII гвардии Севастопольского авиаполка авиации дальнего действия), знакомится с очаровательной винницкой телефонисткой Ниной. Они женятся, и первым на свет появляется сынишка Павлик. Случилось это на второй день нового 1949 года. Молодые родители очень радовались малышу, хоть он и осложнил их привычную жизнь. Теперь Нине нужно было переживать не только за мужа, но и за малюсенького ребеночка, с которым еще толком  и не знала, как обращаться. Но со временем появились нужные навыки, молодая женщина усвоила азы материнства. Приятно было слышать их воспоминания о том прекрасном периоде жизни.
 
Служба проходила в г. Ашхабаде Туркменской ССР, он был пилотом 6-го транспортного отряда Туркменского управления ГВФ. Впервые попал сюда в 1948 году, после землетрясения. Участвовал в спасательных работах: разбирали завалы, хоронили погибших, помогали тем, кто остался жив. Впервые увидев так близко трагедию туркменского народа, юноша проникся чувством глубокого сопереживания и собственной ответственности за чужие судьбы.
А семьей переехали в Ашхабад в 1954 году.

«К сожалению, в Украине тогда не нашлось места классному пилоту, - печально комментирует дочь Наташа, – а папа без неба жить не мог».

 Он всегда знал, что на земле его всегда ждет верная подруга. Уверенней держал штурвал, согретый чувством глубочайшей любви и преданности. Лучше Нины не могло быть никого на свете. Она создавала семейный уют, была в ответе за его спокойствие и отдых на земле. Он лишь переступал порог квартиры – сразу окунался в атмосферу сладострастия, воплощенного в чистоте и свежести их спальни, в белоснежных прозрачных занавесках на окнах, в пышной горке выложенных друг на дружку подушках на ровно застеленной кровати. Пахло ароматным мылом, цветочным одеколоном и еще чем-то неуловимым и неповторимым, что излучалось голубыми глазами, нежной улыбкой, тонкой талией его любимой женщины. Да, они умели любить! И сильнее этих чувств не существовало ничего на свете…

Но служба есть служба. С февраля по август 1950 года Михаилу предстоит проходить учебу в г. Балашове Саратовской области, здесь он – слушатель школы высшей летной подготовки авиации дальнего действия. По возращению в Ашхабад – второй пилот, командир корабля 6-го транспортного отряда. Но командование ненадолго оставляет его в стабильном режиме. В марте 1951-го Галавуру принимают в ряды ВКП(б), в апреле направляют в г. Конотоп Черниговской области. И в апреле, именно в апреле 20-го числа семья пополняется крохотной дочуркой Наташей. А у папы - учеба, по февраль 1952 года – слушатель Конотопской военно-авиационной офицерской школы боевого применения ДА по курсу командиров кораблей.

 Жизнь шла своим чередом. Было ли легко? Каждый скажет: нет! Времена-то, можно сказать, послевоенные. Страна должна укреплять свою оборонную мощь. Советскими учеными уже создана атомная бомба. США перестают быть монополистами на это истребительное оружие. Дальше предстоит испытание водородной бомбы. Авиация переходит на реактивную технику. Совершенствуется оружие всех родов войск. Михаил Галавура – на переднем крае освоения новшеств авиации.

В феврале пятьдесят второго его переводят в Дальневосточный военный округ. Из Конотопа до Спасска-Дальнего добирались 15 суток! Именно в поезде малышка Ната сделала свои первые шаги…

 Здесь Михаил Галавура более двух лет - командир корабля, старший лейтенант 158-й гвардии тяжелого бомбардировочного авиаполка 33-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. Непросто было переносить акклиматизацию. На Дальнем Востоке почти бесснежная зима менялась сухой весной. Зато под осень одолевали муссонные дожди. Трудно уберечься от простуды взрослым, уже не говоря о детях… К тому же что можно говорить о моральном настрое? Молодые супруги никогда не были отдельными от общества. А общество в то время разрывали противоречия. В марте 1953-го умирает Сталин, человек, который пребывал на посту генсека партии с 1922 года и обладал громаднейшим авторитетом. Очень важно было на этом этапе укреплять железную дисциплину, повышать бдительность, следовать строжайшей централизации руководства. Ни о какой демократии не могло быть и речи. В таких условиях приходилось жить и трудиться.
 
Только в сентябре 1954 года Галавуру возвращают в Ашхабад. Он – второй пилот 165-го объединенного авиаотряда. Как редко от них приходили письма! Но все же они приходили в родную Богодаровку, на адрес бабушки Акулины. Их писала, конечно же, Нина Францевна. Как-то ей удавалось даже присылать посылки с нехитрым содержимым: неполностью сношенной детской одеждой, обувью, небольшими отрезами ситца, байки.

Как же мы радовались обновкам, которые стремились тотчас же примерить, похвастать перед сельской детворой! Как сейчас в памяти - желтые кожаные сандалии Павлика. Они еще так долго нам служили! Отличными также были летние креп-жоржетовые платьица Наташи – они не выгорали на солнце, легко скользили по телу и вызывали громаднейшую зависть наших подружек.

Из байки мама шила нам отличные теплые кофты. Помню чудесные узоры: на белом фоне зайчики, белочки. По старым фотографиям 60-тых годов можно все это увидеть, но, увы! в черно-белых тонах. Как же можно было в такой дали, в Туркменистане, еще помнить о родственниках, постоянно помогать им!

Новый 1956 год для Михаила Несторовича ознаменовался повышением по службе – он стал командиром корабля 165-го объединенного авиаотряда. Чем тогда жили советские люди? Энтузиазмом и незыблемой верой в лучшее будущее. Они были полны решимости достичь совершенства развития общества. Ведь наступил период развернутого строительства коммунизма.

Цитировались слова В.И. Ленина о том, что «от капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму… Социализм неизбежно должен постепенно перейти в коммунизм». Как же не радоваться каждому прожитому дню, если ты – полноправный гражданин своей страны, гордо шагаешь в красивую (хотя пока призрачную!) жизнь, чувствуешь себя непосредственным участником всех процессов формирования человека будущего – высокоидейного, морально чистого, способного свернуть горы, если это понадобится Родине!


Он жил в такие времена…

Вторая Программа партии была выполнена: социализм в стране победил полностью и окончательно. В 1956 году проходит знаменательный ХХ съезд КПСС, который намечает грандиозные планы построения коммунизма. Партия, увы! обязана открыто рассказать об имевших место ошибочных действиях И.В. Сталина, бывшего долгие годы руководителем партии и государства. Съезд восстановил ленинские нормы партийной жизни, взял курс на дальнейшее развитие политической активности трудящихся, на государственную и партийную демократию. Как та демократия отличалась от нынешней! Еще бы: смотреть на все происходящее сейчас и вспоминать полувековое прошлое!..

Но воспоминания-то светлые! Автор этих строк тоже хорошо помнит Шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, он проходил в атмосфере всеобщего единения, прекрасных песен, лозунгов, шествий…
 
Радовало каждое событие, происходящее в стране: запущен первый в мире искусственный спутник Земли (наш, советский!), спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин»… Страна уверенно шагает семимильными шагами, коммунизм уже вот-вот воцарится в обществе и все заживут богато и счастливо! Появляются первые бригады коммунистического труда (1958 г.), люди трудятся просто самозабвенно и не устают повторять: раньше думай о Родине, а потом – о себе!

Таким был и Михаил Галавура. Его стремительный рост по службе удивляет и сейчас: командир корабля, затем – заместитель командира авиаэскадрильи, потом – командир авиаэскадрильи объединенного авиаотряда… И это в возрасте с 38 до 44 лет! Золотые годы, золотое сердце настоящего патриота советской Родины.

Легко ли было его семье? В 1958 году она увеличивается еще на одного ребенка – на свет появляется белокурое чудо с голубыми глазами – доченька Леночка! Ее так любили, что, казалось, не было границ этой теплой волне восхищения и нежности. Нина Францевна, немного располневшая, но по-прежнему сноровистая и бойкая, успевает справляться с обязанностями «работника тыла», на ней – воспитание детей, дисциплина, чистота в доме. И еще – томительное до боли в сердце ожидание… Хороших вестей?

Да, конечно, только хороших, - каждый полет мужа должен быть только удачным и отличным. Но почему-то ночь без него пугала кошмарами, любой шорох, звонок в дверь заставлял трепетать и замирать в предчувствии беды. Красивые темно-русые волосы предательски впутывали в себя седину, глаза часто увлажнялись слезами. Не поймет только тот, кто никогда не пребывал в постоянном ожидании…

Они по-прежнему живут в солнечной столице Туркмении – Ашхабаде. Павлик и Наташа – школьники, Леночка – в коляске. Такие милые, такие желанные, постоянно живущие в сердце отца-летчика, отца-строителя коммунизма. Хотя на первом плане у него работа, четкое выполнение приказов, постоянная военная выправка и готовность. Зоркий умный взгляд, чуть приглушенный голос, резко очерченный профиль… Каким красивым и настоящим он был мужчиной! Командование очень им дорожило. В документах не найдешь ни одного взыскания. Наоборот, всевозрастающее количество наград и поощрений!

Иначе для него и не могло быть, ведь летное дело было в особом почете, а космос и вообще казался легко достижимым. В 1959 году была запущена космическая ракета «Мечта» (название само говорит за себя!), она стала спутником Солнца, первой искусственной планетой; дальше - советская космическая ракета доставила на поверхность Луны вымпел СССР; еще через некоторое время запущена очередная ракета с автоматической межпланетной станцией, с которой произведено фотографирование обратной стороны Луны…

Тем временем в стране проходит Внеочередной ХХI съезд КПСС, принимается семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965). А уже через два года, на ХХII съезде партия принимает свою Третью программу, которая является ориентиром на предстоящие десятилетия. Громогласно говорится о том, что Советский Союз станет родиной коммунизма на Земле, один из законов которого гласит: «От каждого – по его способностям, каждому – по его потребностям».

Мысленно перебирая в памяти эти страницы истории, хочется сказать нашим детям и внукам: мы не играли в сказки, мы свято верили, что все так и будет. Конечно, находились и такие, что криво улыбались. Они оказались правы? К сожалению, да. Но если бы все кривили рот, то кто бы тогда двигал прогресс? Может, и нужно было в то время, чтобы народ изо всех сил тянулся к недостижимой звезде лучшего будущего!

Он охотно впрягался в любые дела: восстановление хозяйства после войны, в неравную гонку с высокоразвитыми капиталистическими государствами, в освоение целинных земель, в космос… Он радовался победам на трудовом фронте, он ликовал и любовался своей процветающей страной! Стоит только посмотреть документальные фильмы того времени: первомайские демонстрации, потоки людей на улицах… Нас ли не мучает теперь ностальгия по духовым оркестрам, по звонким маршевым песням:

               
                Утро красит нежным цветом
                Стены древнего Кремля,
                Просыпается с рассветом
                Вся советская земля…

Если в советской семье вырастали мальчики, им с самого рождения говорилось о почетном долге – службе в рядах Советской Армии, необходимости быть мужественными, сильными и честными. Девочкам ни под каким предлогом не пророчили становиться домохозяйками, им нужно было готовить себя к свершениям и испытаниям, не капризничать и не ныть по любому поводу, а стремиться показать себя самостоятельными, находчивыми, умеющими найти свое нужное для общества место в жизни.

Так, видимо, рассуждал и Михаил Несторович. Дети радовали его хорошими успехами в учебе, активностью в школьной жизни. В каждом из них он хотел видеть свое продолжение, даже в девочках…

Служба в Туркменистане продолжалась до лета 1967 года. Многие грандиозные события семья встретила именно здесь: и полет Гагарина, и дальнейшие полеты космонавтов Страны Советов, и исторические пленумы и съезды комсомола и партии. Здесь, в Ашхабаде, формировались характеры Павла, Наташи, Леночки. Им никто и никогда не сказал, что они отличаются национальностью от местного населения.

Они никогда не испытывали пренебрежительного чувства к вопросам культуры народа, в столице которого им выпало жить. С охотой изучали истоки этой культуры, знали ее особенности, помнили географию Туркмении, ее национальные богатства, любили гостеприимный дружественный народ.

Когда пришло время расставания со школьными учителями, друзьями и подружками, дети откровенно сожалели. Но понимали: так надо. Поэтому упаковывались чемоданы, укладывались сумки для длительной перевозки в незнакомый шахтерский город Донецк. Там уже не будет разговоров о пустынях, о верблюдах, о каналах, о хлопке… Все кончилось. Даже солнце перестанет быть таким знойным и ярким. А папина служба по-прежнему будет проходить в небе. Небо для летчика – привычная стихия, хоть в Туркменистане, хоть в Украине. Отец – первоклассный пилот ГВФ, летал на самолетах Ил-14, Ан-24…


Рабочий стаж величиной… в три этажа

Полгода на новом месте Михаил Галавура исполнял обязанности пилота-инструктора Донецкого объединенного авиаотряда, потом два года был командиром авиаэскадрильи. Самое значимое за эти годы – это полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 (со скоростью свыше двух тысяч километров в час!). Такая техника по заключению врачей уже становится для него недоступной... Осознавая этот факт, он мужественно подавляет в себе недовольство и принимает новую стезю – учить молодежь на земле, ведь опыта предостаточно.

Время так быстротечно! В Донецке дети вступают во взрослую жизнь. У Михаила Несторовича появляются внуки… Им, наверное, интересно будет взять в руки эту книжечку о дедушке!
Пусть же знают, что на заслуженный отдых он ушел 20 октября 2000 года, в возрасте 77-ти лет! Общий стаж его работы – около 60-ти лет (по норме обыкновенному пенсионеру тогда требовалось 20 лет), он отработал три стажевых нормы.

Хочется навести полностью текст документа, который был вручен Михаилу Несторовичу при уходе на пенсию. Вот он:

Уважаемый Михаил Несторович!
Ваш приход в авиацию не был случайным. В авиации Вы прожили большую, достойную, красивую жизнь.

Начав летную карьеру в грозные годы, в небе Великой Отечественной войны, достойно продолжили ее в мирном небе.

Галавура работает в ДГАК «Донбасс» с 1967 года в должности командира самолета Ан-24, пилота-инструктора, командира авиаэскадрильи, с 1974 года по настоящее время (2000 г.) – командира АЭ. При освоении в Донецком авиапредприятии самолетов Ан-24 большую работу провел по подготовке летного состава, ввел в строй шестнадцать командиров ВС, свой богатый опыт летной работы передавал молодому поколению, не жалея сил и времени. За добросовестный труд и активное участие в воспитательной работе награжден орденом Дружбы народов и имеет более 98 поощрений.

Коллектив летной службы и командование – 20.10. 2000 года.

И еще – полный перечень почетных званий и правительственных наград.

Ордена: Красной Звезды, «Дружбы народов», Отечественной войны II степени.
Медали: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За взятие Будапешта», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», Юбилейная медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «Ветеран труда» - от имени Президиума ВС СССР, «40 лет Победы», «70 лет Вооруженных Сил СССР» - Указ Президиума ВС от 1988 года.

Уже нет рядом с нами двух прекрасных людей, нежно любящих друг друга – Нины Францевны и Михаила Несторовича. Но мы имеем полное право гордиться и помнить их всю нашу жизнь. Передавать из поколения в поколение эту живую, немеркнущую ЛЕГЕНДУ. Пусть они на веки-вечные остаются в нашей памяти как образец служения Родине, народу и международному сообществу.

Пусть каждый, прочитав книгу, помолчит и задумается: а правильно ли я живу, достоин ли я чести быть родственником легендарного Михаила Несторовича Галавуры? Если в сознании прозвучит утвердительный ответ, автор с радостью пожмет руку этому человеку.

Вполне солидарны мы с певцом Александром Маршалом, исполняющим песню «Батя». Дочь Наташа, а ныне всеми уважаемая Наталья Михайловна, прошедшая нелегкий трудовой путь, о котором стоит рассказать отдельно, уверена: это точно об отце! Не станут возражать и Павел Михайлович, и Елена Михайловна, а также их дети, - продолжение рода-племени и мудрых традиций большой родни…

Давай-ка, батя, выпьем водки
За то твое лихое время,
За то твое большое небо,
В котором ты, как птица, жил…
За жизнь нелегкую такую,
За ваше, батя, поколенье,
За то, как ты горел и верил,
Надеялся и как любил.