Развод по-грузински

Николай Ника Квижинадзе
РАЗВОД ПО-ГРУЗИНСКИ
(ШУТКА)
Ника Квижинадзе

Киносценарий


ИНТ. СЕЛЬСКИЙ СУД

Перед СУДЬЕЙ, щупленьким беззубым старичком с насмешливым взглядом, в засаленной белой рубахе и потрепанном костюме, стоит РУСУДАН, костлявая женщина средних лет, и с укоризной смотрит на мужа ВАСО, здоровенного кахетинца с обиженным лицом.

СУДЬЯ
(смущенно  улыбаясь)
Развести вас мне нетрудно.  Веская причина нужна. Ты, Васо, расскажи, что случилось? Только так, чтобы я понял.

РУСУДАН
Я скажу.

ВАСО
(Русудан, грозно)
Опять?

РУСУДАН
Ладно, молчу.

СУДЬЯ
Ну?

ВАСО
Проснулся я вчера утром, а она
(кивает на жену)
мне и говорит...

НАТ. СЕЛО ДОМ ВАСО УТРО

По сельской дороге бредет стадо коров. Крестьяне выгоняют скотину на улицу. Русудан выводит их хлева корову. Передав  ее пастуху, она возвращается во двор. Посреди двора Русудан вдруг останавливается, как вкопанная.

ТИТР:

РАЗВОД ПО-ГРУЗИНСКИ

Мстительно улыбнувшись, Русудан решительно разворачивается и идет в сторону дома.

ИНТ. ДОМ ВАСО СПАЛЬНЯ УТРО

Васо сладко спит в кровати. Входит Русудан. В ее руках  медный таз. Она бросает уничтожающий взгляд на безмятежное  лицо Васо и, размахнувшись, бросает таз на пол. Раздается жуткий звон. Васо открывает глаза и поднимает голову.

РУСУДАН
(сделав невинное лицо)
Вай ме, прости, дорогой, случайно получилось.

Русудан выходит на веранду и останавливается перед дверью, прислушиваясь.
Убедившись, что жена ушла, Васо поворачивается на другой бок и закрывает глаза.

РУСУДАН
(кричит с веранды)
Кстати, Васо, у тебя вино в пятом квеври прокисло.

Васо вскакивает, как ошпаренный.

ВАСО
(в страшной тревоге)
Что ты сказала?

РУСУДАН
(кричит с веранды)
Прокисло, тебе говорю!

Русудан уходит. Васо сидит на кровати, дико вращая глазами.

ВАСО
(зло)
Ну и язык!

НАТ. СЕЛО ДОМ ВАСО УТРО

Васо выходит на веранду. Он подтягивает живот и делает несколько незатейливых упражнений.  Появляется сын Бадри. Ему лет десять. Он такой же крепыш, как и отец.

БАДРИ
Неправильно делаешь, папа! Надо вот так.

Показывает. Васо, махнув рукой, бросает упражнения и спускается в марани.

ИНТ. МАРАНИ УТРО

Васо входит в марании и принюхивается.

ВАСО
Это что за женщина!

Опускается на колени и начинает водить носом возле каждого из десяти закопанных в землю квеври. Удовлетворенно  крякнув, Васо идет к выходу, но в дверях замирает в нерешительности. Он возвращается, берет лопату и вскрывает один из квеври. Васо зачерпывает граненым стаканом вино, придирчиво смотрит на свет, делает глоток. По его лицу расползается блаженная улыбка.

ВАСО
Слава богу!

В дверях появляется Бадри.

БАДРИ
Дай попробую. Точно скажу, прокисло или нет.

ВАСО
Сделай так, чтоб я тебя не видел.

БАДРИ
Я то уйду, а ты жалеть потом будешь.

Уходит. Васо допивает стакан и прислушивается к ощущениям. 

НАТ. ДВОР ГЕЛЫ УТРО

ГЕЛА, сгорбленный старик, вскапывает огород. 

ГОЛОС ВАСО
(за кадром)
Гела! Сосед!

ГЕЛА
Чего тебе!

ГОЛОС ВАСО
(за кадром)
Иди, вино попробуй. А вдруг испортилось?

ГЕЛА
Шутишь!

ИНТ. МАРАНИ УТРО

В марании входит Гела. Васо молча подает ему стакан вина. Тот выпивает и задумывается.

ГЕЛА
(причмокивая)
Знаешь, что-то мне цвет не нравится. Вроде густота не та.

ВАСО
Какая еще густота?

ГЕЛА
Не хочу тебя обижать, но мне кажется и терпкость слабовата. Давай вместе попробуем.

Соседи опорожняют стаканы и многозначительно смотрят друг на друга.

ГЕЛА
Может, Миха пригласим? Он точно скажет.

ВАСО
Только не его, завистника. Обманет.

ГЕЛА
Хорошо. Тогда Анзора. Специалист!

 . . . . . . . . . . . .

В марании входит огромный толстяк АНЗОР, с большими  пышными усами. Васо протягивает ему стакан вина.

АНЗОР
Ты что мне даешь? Разве так вино пробуют? Давай рог.

Васо молча подает Анзору рог.

АНЗОР
Без тоста не могу, извини.
Гела, давай выпьем за нашего дорогого Васо, этого замечательного человека. И  за его семью. За Русудан, за  его сынишку Бадри. Дай вам бог здоровья и процветания.
Анзор медленно опорожняет рог и закатывает глаза к небу. С минуту он стоит неподвижно.

АНЗОР
(с досадой)
Вах, вах!

ВАСО
Ты чего кряхтишь? Дело говори!

АНЗОР
Чистил?

ВАСО
Кто?

АНЗОР
Квеври хорошо чистил перед тем, как сок заливать?

ВАСО
А ты как думал, не чистил что ли?

АНЗОР
Какой то привкус непонятный.

ВАСО
Ты в своем уме? Какой еще привкус?

АНЗОР
А ну, налей еще!

Васо наполняет рог. 

АНЗОР
А этот тост я хочу поднять за мир во всем мире!

ГЕЛА
Тебя зачем позвали? Пей быстрей.

АНЗОР
Не торопи, сам знаю.
Я же не папуас, чтобы спешить в таком важном деле.

Выпивает.

АНЗОР
(после многозначительной паузы)
Ничего не пойму.

ВАСО
(в панике)
Так пойми, дорогой. Пойми.

В дверях появляется долговязый МИХА с длинным носом и хитрым прищуром глаз. 

МИХА
Привет, Васо. На селе говорят, что у тебя вино прокисло. Я не поверил. Дай попробую.

Он снимает со стены ковш, черпает вино и мигом выпивает. Постояв немного и подумав, он повторяет операцию.

МИХА
(обреченно)
Чистый уксус!

ВАСО
Как?

МИХА
Говорю тебе.

ГЕЛА
(примирительно)
Не прав, ты, Миха. Цвет, терпкость, согласен, не те. Но что касается уксуса, так его не чувствую.

МИХА
Не чувствуешь? Тогда смотри. Наполняю ковш, пью... Чувствую, уксус! Давай вместе. Держи ковш, я из стакана.
(быстро наполняет вином ковш и стакан)

Пьем!..
(выпивают)
Так. Ну что, уксус?

ГЕЛА
(неуверенно)
Не знаю.

ВАСО
Вы, наверное, все чокнутые!

Васо выхватывает ковш из рук Гелы, черпает вино и залпом выпивает. Его лицо бледнеет.

ВАСО
Не может быть!

АНЗОР
Может. Давай теперь все вместе попробуем.

ИНТ. СЕЛЬСКИЙ СУД

Судья записывает рассказ Васо.

СУДЬЯ
И что же было дальше?

РУСУДАН
Я скажу. Дальше все напились до чертиков. На ногах не стояли. Я сама их потом  развозила по домам на телеге.

ВАСО
(с презрением)
Тебя никто не спрашивает, женщина.

РУСУДАН
Уважаемый судья, запиши там. Насчет вина я пошутила, а он и вправду подумал!

ВАСО
(Русудан, грозно)
Пошутила?
(Судье)
Мне из-за нее пришлось открыть мой самый лучший  квеври, пятый, мою гордость! Я хранил его на 100-летие  моей любимой бабушки!

РУСУДАН
Во-первых, вы выдули вчера  не пятый, а четвертый квеври. А во-вторых, я сама больше не собираюсь с тобой жить, пьяница несчастный!

ВАСО
(с ужасом в глазах)
Как четвертый?

РУСУДАН
Нет, вы видели, господин судья, до чего можно допиться? Скоро он сына родного узнавать не будет.  Разводи нас немедленно!

Васо поворачивается и выбегает из комнаты.

СУДЬЯ
(бросаясь за ним)
Васо, ты куда? А развод?

НАТ. СЕЛО УТРО

Васо бежит по дороге, за ним бежит Судья, за судьей - Русудан. Васо сворачивает к своему дому, вбегает во двор и бросается в марани.

ИНТ. МАРАНИ УТРО

Васо вбегает в марани.

ВАСО
(отсчитывая от стенки квеври)
Раз, два, три, четыре, пять!

Крышка сорвана на четвертом квеври. Васо бросается на глиняный пол возле пятого квеври и подозрительно водит носом. Он берет лопату и с лихорадочной поспешностью вскрывает заветный сосуд. Васо наполняет стакан и делает глоток. В дверях появляется Судья.

СУДЬЯ
Ну что, Васо?

ВАСО
(с предсмертным  стоном)
Иди, сюда. Попробуй вино. Ничего понять не могу!

КОНЕЦ

#никаквижинадзе
#разводпогрузински
#киносценарий