Поиски поэта Бойкова

Татьяна Дорофеева-Миро
Однажды, для себя я открыла поэта, стихи которого, проникая сквозь, будят  внутри некое ощущение сопричастности  событиям. Они  заставляют по-новому посмотреть на многое в жизни.  Помимо сплава формы и мысли, в них есть  нечто, что делает их живыми, родными. Они   так близки, что хочется, чтобы книга автора была у меня лично.  Но, книга  пока, как говорится, «в процессе», и потому, чтобы познакомиться поближе с поэзией  и понять автора, как человека, я решила взять интервью у замечательного поэта, члена  Союза творческих сил «Озарение»,  координатора по Ярославской области, Виктора Бойкова. Ведь никто не расскажет  об авторе лучше, чем сам автор.

 

-- Виктор, хочется узнать тебя не только как поэта, но и как обычного человека, который живет  и творит рядом. ; Расскажи, пожалуйста, о своем детстве.

--  Родился я в г.Рыбинске, в обычной — скромной, рабочей, советской семье и детство моё проходило стандартно для 60х годов: ясли, садик, школа... Жили мы тогда в ничем не примечательном  рабочем посёлке, притулившемся домами к заводскому забору. Его в послевоенные годы построили военнопленные немцы для собственных нужд и состоял он из щитовых бараков, служивших корпусами их лагеря. После  возвращения немцев на родину в эти бараки временно поселили рабочих завода с семьями и наша семья «временно» прожила там 10 лет. Самые яркие картинки того времени — поездки с садиком на летние дачи, а позднее — летние каникулы у бабушки в деревне. Наверное, поэтому и привилась мне любовь к деревне, к лесу - к природе в целом.

 

 

;-- В каком возрасте ты начал говорить? Первым словом было слово – мама? Или же сразу заговорил стихами?

-- По словам мамы, говорить я начал достаточно рано и в 1,5 года уже лепетал предложениями. Какое было первое слово — никто не помнит, поскольку, говорил я очень много и громко. Стишки тоже читал, говорят, но не помню, какие…

.

 

--  Были ли яркие встречи в жизни, которые как-то повлияли на выбор профессии?

-- На выбор моей профессии повлиял факт жизни в рабочей среде. Все наши знакомые работали на заводе полиграфических машин, рядом с которым мы жили и этот завод стал родным и для меня. С раннего детства я бывал на предприятии и всегда мечтал о том, что когда-нибудь и я буду ходить на работу, как мои родители. О получении высшего образования не помышлял, всегда говоря о том, что быть рабочим не менее почётно. Увы - такова была идеология того времени. Так оно и случилось в последствии.

 

 

-- В некоторых стихах чувствуется боль, там обнажены раны. Писать это требует душевных сил и смелости. Понимая это, хочется спросить: ты считаешь себя сильным человеком?

- Этот вопрос я часто сам себе задаю. Хотелось бы быть сильнее во многих отношениях, но поскольку, моя самокритичная натура всегда в себе сомневается, это нормально. Если быть честным с самим собой и называть вещи своими именами, то учитывая некоторые периоды моей жизни, подобные которым многие не в состоянии пережить — меня можно назвать сильным человеком. Хотя, повторюсь, есть много вещей, где я слаб.

 

-- Мне кажется, что для человека живого, настоящего, чувствующего, это – нормально.; Только  бездушные живут не переживая, ни за что не отвечая, ни к чему не стремятся.  Виктор, а  у тебя есть Цель в Жизни?

- Цель — понятие преходящее. Вся наша жизнь разбита на этапы и каждый из них подразумевает достижение какой-то цели. Были и у меня планы... В большинстве случаев я их воплощал и теперь пожинаю плоды тех усилий, которые были потрачены. Но были и неудачи, о которых горько вспоминать... Наверное, у каждого такое было. Если говорить о той цели, которую я наметил для себя сейчас в творчестве, то это издание поэтического сборника и её достижение уже вполне осязаемо. Что касается дальнейших перспектив... поживём — увидим.

 

 



 Виктор, а как появилась идея назвать книгу «Пассажирский автобус»?

-- Эту идею очень верно поняла М.Зейтц, написавшая вступительную статью. Это – как бы экскурсионный автобус, куда я приглашаю всех желающих на экскурсию по моей жизни и моим чувствам. Как-то так.

 

-- Ждем с нетерпением книгу.

Виктор, скажи,  стихи – это хобби, или потребность души?

 -- Для меня любое хобби — потребность души! Ненавижу чем-то заниматься из-под палки. Если что-то делаю, то с душой. В противном случае — не делаю совсем!

 

-- Приведу для наглядности стихотворение «Накипь»:

Как высказать мне всё, что накипело,
В душе моей пластами залегло
и грузом неподъёмным давит тело?..
Да так сказать, чтоб слов моих тепло
дошло до самых пяток подсознанья,
согрело равнодушия отстой,
взрыхлило сокровенные желанья...
Но как найти язык и слог такой,
чтоб струны в чутком сердце зацепило
и звуком мелодичным пронеслось,
огонь раздуло в творческих горнилах,
не вызвав человеческую злость...
Горит костёр из топлива сомнений,
бурлит из мыслей варево в котлах
и мало поэтического рвенья...
Не выразить всё это на словах...
Хранит в архивах тайны жизни память,
настал момент их выдать на-гора.
За слоем слой - сниму я эту накипь.
Мне душу облегчить давно пора!

 

 

Виктор,  любимое из своих стихотворений?

-- Мне трудно ответить на этот вопрос. Все мои стихи (кроме частушек, юмора и пародий, конечно), даже те, которые можно назвать стихами с большой натяжкой, вышли из меня и отражают мои чувства на момент их написания. Все они в той, или иной степени — продукт моих переживаний и поэтому очень мне дороги. Есть стихи, которые я перечитываю с дрожью в голосе, с внутренним трепетом, а есть такие, которые вызывают во мне радость, или напротив — грусть...

 

Скажи, какое направление лирики предпочитаешь? Чем руководствуешься, при создании стихов?

-- Здесь всё зависит от настроения, руководствуюсь исключительно состоянием души на момент написания стихотворения. Иногда «тянет» на философию, иногда на воспоминания. Очень люблю писать стихи о природе. Но бывает, что и гражданскую лирику хочется, и любовную тоже. Когда вижу несправедливость, равнодушие - чувствую потребность отразить это в стихах. Например - «Ничейные дети». Много тем, на которые хочется высказаться, но принципиально не касаюсь политики, поскольку глубоко убеждён, что поэзия и политика абсолютно несовместимы. Делать себе пиар на сиюминутных высказываниях тоже не хочу. Не пишу на злобу дня и всякие «поздравлялки».

 

 

-- Хочется напомнить  несколько строк из стихотворения «Ничейные дети»:

Дети ничейные -
Голь беспросветная -
Левый продукт подгулявших мамаш.
Взгляды портвейные,
Мысли заветные:
Как бы украсть на базаре лаваш.

Драки, попойки,
Обман, унижения
Прочно вошли в повседневный уклад.
Дымной помойки,
Как самосожжения
Едкий повсюду разносится смрад…

Следует отметить, что стихотворение не может оставить равнодушным никого.

И, говоря о политике, такой традиционный, в некотором роде, тот же «политический»  в сфере литературы, вопрос: как ты оцениваешь состояние современной литературы?

 

Что можешь сказать об уровне современных поэтов на литературных сайтах?

-- Поскольку, я не считаю себя знатоком литературы вообще и современной в частности, то изложу только сугубо моё личное мнение.

Считаю, что сейчас, как никогда ранее, появилось очень много талантливых авторов в прозе и в поэзии, но к сожалению, ввиду коммерциализации всего нашего общества в целом и литературы в частности, им очень трудно, а порой и невозможно пробить себе дорогу. Большинство издательств печатают многотысячными тиражами ничего не содержащие в себе любовные романы и детективы, рассчитанные на массового, непритязательного читателя. Популярной стала литература «за раз прочесть и забыть», а её авторы становятся богатыми и знаменитыми. В то же время, настоящие литературные шедевры пылятся в столах и ждут своего часа.

В поэзии дела обстоят ещё хуже. Парадоксально, но факт: на всяческих литературных порталах сегодня публикуют свои произведения миллионы авторов, среди которых можно выделить множество талантливых и самобытных поэтов, но почему-то поэтические издания не пользуются спросом даже среди этой аудитории читателей.

 

 

-- Ты говоришь, что на всяческих литературных порталах публикуют свои работы миллионы авторов. На многих из сайтов проводятся различные конкурсы. Твое отношение к сетевым конкурсам.

-- Конкурсов в сети много, но я  не стремлюсь участвовать в большинстве из них, поскольку большинство из них преследуют коммерческие интересы, уровень их участников очень сильно рознится, а качество судейства далеко от совершенства.

Могу выделить лишь конкурсы, проводимые на сайте «Союз писателей», в которых я участвую с удовольствием.

 

 

-- Я знаю, что ты дважды  финалист конкурса «Союзники»  и  конкурса «Поэзия без границ»  сайта «Союз писателей». Поздравляю тебя, и желаю дальнейших успехов и вдохновения.

Часто  читатель прочитав стихотворение уходит, не написав ни строчки о том, что думает. Как считаешь, нужно ли писать комментарии под стихами? И нужны ли тебе комментарии? Переживаешь ли, когда получаешь критику?

-- Каждый из нас, пишущих людей, публикуя результаты своего труда, ждёт отзывов читателей на них. Для этого и публикуем. Я адекватно воспринимаю любые комментарии своих стихов, будь они хвалебные, или критические. Критика, если она конструктивна, не злобна, без перехода не личность автора — очень сильно помогает мне в работе над произведениями и я всегда благодарен людям, потратившим своё время и силы на чтение и разбор моих стихов.

 

 

-- Виктор, есть ли у тебя любимые авторы? Есть ли любимые среди современников?

-- Безусловно есть! С юных лет люблю Есенина. Это мой любимый Поэт!

Что же касается современников, то я приобщился к поэзии всего 2 года назад и пока не являюсь большим знатоком, но за это время узнал очень много замечательных, талантливейших поэтов. Этот список обширен и я не буду его озвучивать, но скажу, что эти люди своим творчеством оставят глубокий след в Русской литературе.

 

 

 -- Как полагаешь, почему в наше время такой всплеск поэзии?

-- На этот вопрос я не смогу ответить, как не смогу сказать и о том, почему я сам стал писать стихи.

 

Что бы ты посоветовал начинающим поэтам?

--  Поскольку, я сам ещё являюсь начинающим поэтом, то не смогу дать никаких рекомендаций. Единственное, что могу сказать из своего небольшого опыта — пишите только то и о том, о чём не можете не написать. Тогда это будет искренне, и читатель сразу увидит эту искренность

 

-- А кто твой читатель? Ты любишь читать свои стихи близким людям? Кто самый благодарный слушатель?

--  Да, я всегда читаю свои стихи вслух после их написания. Во-первых, это необходимо для дальнейшей работы над ними, а во-вторых — надо их читать кому-то. Вот и читаю своей жене, а потом расспрашиваю её мнение, замечания. Она и есть — мой первый и самый благодарный слушатель!

Пока у меня мало читателей и все они сконцентрированы на 2х литературных порталах.

 

 

-- Что в твоем понимании счастье и достижимо ли оно для всех людей?

--  Для меня счастье — всё понимать и самому во всём быть понятым.

А вообще, счастье у каждого своё и каждый идёт своей дорогой к его достижению.

 

 

.-- Есть ли что-нибудь, о чем ты жалеешь в жизни? Что сделал бы по-другому?

--  Как-то так сложилась моя жизнь, что она сплошь состоит из парадоксов и в ней происходили такие события, от воспоминания которых на лице светится улыбка, или катятся слёзы... Так у всех, наверное. И это прекрасно! О чём же тут жалеть?

У каждого из нас своя дорожка, у кого-то узкая, как тропинка, а у кого-то широкая и прямая, как автострада и на этой дороге нас ждут всякие прелести и опасности. Моя тропочка узенькая, извилистая, лесная. И пусть на ней много рытвин, и ухабов, луж и болотных трясин, зато нет несущихся с бешеной скоростью машин, в любую секунду готовых размазать тебя по асфальту.

Нет, ничего я не хочу менять в своём прошлом! А что касается будущего — жизнь покажет!

 

 

Вот такой он, человек, муж,  друг,  собрат по перу  Виктор Бойков! Ничто человеческое ему не чуждо. Он так же, как и все, переживает, чувствует, мечтает, строит планы. И пишет «подлинные» стихи, способные пробудить душу. Его стихи  - в некотором роде, исповедь. Автор настолько открыт читателю, что он весь, как на ладони: на, вот, читай, смотри. Все зависит от вдумчивости, желания вникнуть в строки. Ведь стихи Виктора – это не «развлекаловка», его стихи – философия. Виктор пишет о жизни, как своей, так и о нашей, повседневной суете.

 Стихи  по-мужски суровы, но лаконичны. В них нет «лишних» эмоций, «охов» и «ахов», но его строки, попадая в самое сердце, вызывают уважение к автору за искренность и правду, представленную на суд читателю. Это стихи, к которым хочется возвращаться вновь и вновь.

 Известно, что лишь «графоманы» уверены в себе и своей гениальности. А  все сомнения Виктора говорят  о том, что, как истинный поэт, он находится в поиске.

В поиске «самой-самой» рифмы, плавной строки,  золотой строфы, стихотворения, которое станет самым главным «делом» всей его жизни.

Хочется пожелать Виктору Бойкову достичь высот Парнаса,  не слезать с Пегаса, как бы ни было трудно в дороге.

Дорогу осилит идущий. Я в это верю. Верю Виктору.