Вечер сюрпризов

Нелли Мельникова
 
Из серии «Интересные встречи на журналистских тропах»
 
BOLSHOY – это слово знают во всём мире. Оно ассоциируется с лучшими музыкальными традициями России.
В советское время прекрасные его спектакли бывали представлены на крупных сценах всех союзных республик.
В 1978 году Большой и Театр оперы и балета Алма-Аты обменялись гастролями.
В репертуаре алмаатинцев  был и «Онегин». Партию Ленского с огромным успехом спел совсем ещё юный Алибек Днишев, заслужив титул «Певец года».
 Во время гастролей при БОЛЬШОМ была организована довольно многочисленная и сильная по составу бригада «Спутник», представлявшая его искусство во многих городах Республики.
Делегация нашего города встречала гостей в аэропорту не только цветами, но и большой анонсной статьей со многими сведениями о гостях.
Удивление и благодарность были столь велики, что вскоре последовало приглашение в БОЛЬШОЙ.
Оно было  принято с радостью, а состоявшаяся встреча оказалась незабываемой.
Вот как это было:
            (Из сундука воспоминаний)

1979 год, 18 сентября, вторник. Я в Москве проездом, и у меня свободный вечер. Памятуя о том, что меня «…всегда рады видеть в Большом», направляюсь прямиком к служебному входу, так как билетов нет ни в одной кассе.

 Дают «Мертвые души» Р. Щедрина.

Вахтёр отнёсся к моему рассказу внимательно, с пониманием.
– К сожалению, репетиция уже закончилась, а вечером Ивановского (руководитель бригады «Спутник», приглашавший меня) не будет, но Вы приходите к спектаклю, мы обязательно что-нибудь придумаем.
Прекрасный тёплый сентябрьский вечер. Нарядная публика валом валит в театр. Иду и я вновь к служебному входу.
– Добрый вечер, хорошо, что вы пришли. Посидите, сейчас мы всё устроим.
Сижу несколько минут, с интересом и любопытством разглядывая спешащих на спектакль актёров. Без грима и театрального антуража почти никого не узнаю.
– Ага! Вот и она! Подойдите, пожалуйста, вон к той женщине в светлом пальто.
Подхожу, представляюсь, объясняю ситуацию и вижу внимательные, излучающие свет доброты глаза.
– Конечно, конечно, сейчас я позвоню, и вам дадут пропуск в служебную ложу.
В считанные минуты всё улажено.
 Благодарю и интересуюсь, кто же мне помог.
– Заслуженная артистка РСФСР Клара Кадинская.
– Ой, я же Вас неоднократно слышала и видела по телевидению и люблю ваше нежное сопрано. Жаль, что не узнала вас.
– Ничего страшного. Это естественно: нет грима, костюма, света – к чему вы привыкли. Не смущайтесь и отправляйтесь в ложу.
Служебная ложа почти над сценой. Темно – уже прозвучал третий звонок. А вот и свободное место.
Слушаю… Ультрасовременная, острая, угловатая, полная диссонансов музыка меня озадачивает.
 Удивляюсь (и случайно, наверное, «мысль вслух», или, скорее, шёпотом): «Как же можно это выучить и спеть?». И вдруг слышу, мне отвечает сосед:
– Представьте, можно. Я раньше думал как Вы, но начал учить – и… получилось.

Господи, думаю, вечер сюрпризов!

– Кто же вы?
– Народный артист СССР Сергей Лейферкус. Я пою партию Чичикова в Ленинграде. В Москву приехал послушать своего коллегу.
Как обидно, я сегодня во второй раз не узнаю артистов, которых знаю по сцене, и голоса которых люблю.
– Не огорчайтесь. Здесь темно, я – в очках, чего не бывает на сцене, и, тем более, не пою, а говорю шёпотом. А вы бывали в Ленинграде, в Кировском (Мариинском)?
– Да, несколько раз, но вот в прошлом году возила туда группу студентов, и мы смогли  попасть только в Малый оперный на «Травиату».
Наша беседа продолжалась и в антракте, где Лейферкус всё расспросил про меня.
– Отныне двери Кировского всегда будут открыты для Вас. Он взял мою программку, написал своё имя и домашний телефон, что артисты делают нечасто, тем более с незнакомыми людьми.
Вот так он и случился – вечер сюрпризов.