Барнаульское педагогическое училище в 20-е - 30-е

Валентин Котюх
Есть нa нашей планете профессия, без которой никогда, на всем протяжении человеческого развития, не может обойтись наша  цивилизация. Эта профессия - учитель.

В России первое упоминание о школе мы находим в русских летописях. В "Повести временных лет" читаем: "Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обуче¬ние" (лето 6596, т.е. 988 г.)1
Из глубокой старины сохранилось уважительное "Слово о том, яко не забывати учителей своих", написанное Кириллом Туровским (ХП в.). Есть там и такое поучение: "Если и научился и от про¬стого человека, не от иерея (священника), то держи в своем сердце и уме  память о нем до исхода души своей..."

Во второй половине ХУШ в., когда Алтай переживал подъем промышленного производства, появляются в н крае первые школы. 18 января 1753 г, по определению канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства при Барнаульском сереброплавильном завода была открыта школа "для обучения детей мастеровых по-российски читать и писать".

История сохранила для потомков имя первого наставника де¬тей. Эго дьячок Петр Хавов. На его методику ведения занятий купец Брызгалов жаловался управляющему завода: "Хавов невозможно избил дите". Дьячок уверенно ответил на жалобу: "Ваш сын не дите, а  стерва и наказан оным поделом".

В 1756 г. П. Хавов был уволен по старости, из-за "нарочитости и  недостаточности грамотности".

Сменил его копиист А.Феденев, который на поверку оказался престарелым и малограмотным.
  С третьим  учителем тоже не повезло. Им был священник Е. Шелковников.
Он часто был в отъезде и в 1730 году умер.

Из-за малообразованности первых учителей в школе первые годы учили только читать и писать. Лишь с приходом в школу унтер-шихмейстера И. Морозова, который имел хорошую подготовку в области точных наук, был близок с  Иваном Ползуновым, открывается арифметический класс.

В 1774 г. в горнозаводской школе обучалось 236 учеников, из них в тригонометрическом классе 34 человека, арифметическом - 79, словесном - 123.2

Командир Сибирского линейного корпуса генерал Штрандман в 1794 г. предпринимает первую попытку подготовить свои учительские кадры.
Он направляет в Барнаульское   главное народное училище десять солдатских детей с целью подготовки к учительским должностям. Директор училища И. Я. Лошачевский, человек малограмотный, грубый, жадный, решил все по-своему.
Вместо учебы держал детей у себя дома в качестве часовых, поваров, лакеев, ординарцев, пастухов.  "А кто из них отважился ему сказать слово, что они не за тем присланы, то за сие наказывает нещадно палками".
Лишь только в I9I5 г. г Барнауле была открыта учительская семинария, в которой началась подготовка педагогических кадров на Алтае.

БАРНАУЛЬСКАЯ  УЧИТЕЛЬСКАЯ  СЕМИНАРИЯ  (1915 - 1921 ГГ.)
Городская управа неоднократно обращалась к инспектору народных училищ Томской губернии, с просьбой об открытии в Барнауле учебного заведения по подготовке учителей, но ответа не было.

     В  1913 году по предложению членов Государственной Думы в ознаменование 300-летия Дома Романовых решено было учредить 93 учительские семинарии в России, в чем министр народного образовании уведомил Томского губернатора.
   Инспектор народных училищ губернии прислал запрос в Барнаульскую городскую управу о возможности и желательности открытия в г. Барнауле учительской семинарии.  Получив это приятное известие, городской голова А. Лесновский арендовал под семинарию дом И. Новоселова по улице Толстого 18, позже на углу Берской (Пролетарской) и 2-го Прудского (Циалковского).
   15 сентября 1915 г. мужская учительская семинария была торжественно открыта. Церемония завершилась торжественным молебном и напутствием отцами города. Семинаристы (только мальчики) были  на полном государственном  пансионе, имели свою форму: пиджаки со светлыми медными пуговицами, зимой фуражки с бархатными наушниками и черные шинели.
Директором был назначен надворный советник, выпускник Московской духовной академии, 34-летний кандидат богословия Василий Михайлович Петров.

Преподавателями работали высокообразованные, талантливые педагоги Д. Л.Ходор, М.Д. Русинов, А.Н. Вишерский, К.Н. Моргайлик, М.С.Кисилев, Ф. М. Квитко, А.А. Филимонов, А. Л. Колмаков, Е. В. Поплавская, А.М.Смольникова, М. Л. Мощевитина, Е.А. Боголюбова, Г. М. Ярославцева, М. М. Васильев, И. А. Семенов, С.А.  Вознесенский,  А.А. Щуков, М. А. Алексеева, И. С. Алексеев, А.В.  Москвин, С.М. Лепский, З.А. Турчинская,  А .А. Кузьмина, А. Д. Галахова .2
Они обучали семинаристов хорошим манерам, актерскому мастерству, игре на музыкальных инструментах (скрипке, гитаре, мандолине), в мастерских изучали премудрости столярного и токарного дела. Педагогическое мастерство оттачивали в образцовом  двухклассном училище, работавшем при семинарии.

   2 мая 1917 г. в городе   случился грандиозный пожар. Выгорело 40 кварталов. Среди сгоревших 13-ти учебных заведений была и кузница учительских кадров. В. М. Петров обращается: в городскую думу с просьбой выделять бесплатно две десятины для строительства семинарии и  денежное пособие. Семинаристы тоже не остались в стороне, чтобы пополнить казну, они устраивают благотворительные вечера. Собранные таким образом деньги будут направлены на возведение нового  здания и  приобретение оборудования.

   После революции в августе 1918 г. мужская семинария была реорганизована в смешанную.  Девушкам разрешено было быть приходящими  ученицами, а юноши, продолжали жить на полном государственном пансионе.
Земское собрание для семинаристов учредило шесть стипендий по 900 р. в год  "В память учреждения Алтайской губернии"2. Последней помощью Земства семинарии было выделение в июне 1919 г. посо¬бия в 5 тысяч рублей.
Установившаяся в декабре 1919 г. Советская власть принимает решение: "24 января 1920г. открыть Советскую учительскую семинарию в г. Барнауле с трудовой школой I ступени при ней, вместо существующей  учительской семинарии и образцовым при ней двухклассным училищем. Назначить представителем отдела народного образования в школьный Совет Василия Степановича Яворского, с возложением на него всей ответственности по организации учительской семинарии"

Семинария располагалась в бывшем здании прогимназии И. Красупиной (ул.Пролетарская, 164, здание не сохранилось).
Революция и гражданская война отрицательно сказались на дисциплине и учебе семинаристов. После проведенной проверки губернский инспектор Н.М. Васильев докладывал о положении дел в трудовой семинарии: "Занятия идут ненормально. Учащиеся манкируют уроками, недостаточно внимательно относятся к своим обязанностям и ничего не делают. Принимая во внимание то, что старая школа ничего дала, а только развратила учащуюся молодежь, новая же школа не могла дать в виду краткости времени. Необходимо поставить школу на должную высоту, введя как временную меру - контроль над их познаниями в виде репетиций или коллоквиумов, кроме того обязательно проверять знания путем частых бесед и вопросов о пройденном".
По результатам проверки состоялось комсомольское собрание, на котором выступила секретарь ячейки РКСМ Юлия Беднякова. Е. Чеснокова,  А. Щекотинский, Д. Буркун, И. Пушкарев, всего 11 комсомольцев, принимают решение: «В настоящий момент острая нужда в работниках  просвещения, учащиеся должны приложить максимум усилий для борьбы с темнотой и невежеством веками закабаленных  русских рабочих и крестьян».
   3 мая 1920 г. в Барнаул пришел циркуляр № 1971 от 19 апреля 1919 г, отдела подготовки учителей министерства народного просвещения РСФСР о немедленном преобразовании семинарии в трехгодичные курсы или институт народного образования.
В городе был создан институт народного образования. На первый курс приняли 60 человек, на второй - 57 из бывших семинаристов и учащихся реального училища,2

К марту 1921 г. из-за нехватки средств, решено было закрыть институт, а слушателей старше 16 лет направить на практические работы в Губполитпросвет, остальных - в школы П ступени. В Губполитпросвете студенты устраивают лотереи  для сбора средств на борьбу с голодом, на нужды здравоохранения и культуры. Проводят "Недели ребенка", "Недели Сухаря". Ставят спектакли в городах и селах, ведут агитационную работу, а вслед за ними посылают продотряды по сбору продразверстки. Их даже освобождают от учебной повинности, связанной с ликвидацией неграмотности, т.к. они заняты крупной ударной работой"

Курсы красных учителей, работавшие в городе не могли обеспечить школы кадрами. Поэтому 9 июля 1921 г. коллегия Губнаробраза постановила: "Произвести ремонт здания бывшего института народного образования и передать его педагогическому советскому техникуму".

Барнаульский педтехникум 1921-1937 г.

10 сентября 1921 г. на заседания коллегия  губернского отдела  образования было предложено: «Губпрофобру  в двухнедельный срок  приступить к открытию педтехникума, передав в его ведения верх здания Мариинского приюта, поручив ему ремонт низа для школы Соцвоса .
.
     I октября  педтехникум начал работу. Возглавил его Николай Михайлович Васильев, заведующим учебной частью стал Аркадий Афиногентович Зырянов, математику вел Михаил Михайлович Васильев
.
 Главная цель, поставленная перед небольшим коллективом: «Приготовить из недр рабоче-крестьянской массы сознательных и активных красных учителей для новой трудовой школы, которые будут в то же время активными работниками социалистического строительства и сознательными борцами за мировой коммунизм»11.
  В новом учебном заведении было открыто школьное отделение, готовившее учителей Соцвоса I ступени и политпросвет отделение, которое выпускало клубных и библиотечных работников.

    23 октября 1921 г. коллегия губоно решила: "Перевести в бывший  дом Поскотиновой педагогический и механический (Ползуновский) техникумы и уступить часть помещения для техникума путей сообщения. Обязать тов. Яворского закончить оборудование электрического освещения в доме по улице Бердской  170 (ныне ул. Пролетарская).
       В это холодное и голодное время вводится плата за обучение: 2 пуда муки в год. В техникуме не хватало учебников. Был один учебник на 7-8 человек, не было мебели, в общежитии студенты спали на самодельных топчанах без постельного белья. Чтобы не заразиться тифом и вшами, каждый, проживающий в общежитии, должен был проходить санобработку одежды в дезкамере, мыться в бане.
      Но эти трудности не смогли остановить тяги к знаниям, отбить желание изменить, преобразовать страну. В городе были расклеены листовки Губернской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности, которые призывали всех умеющих читать и писать учить других.  Лучшие студенты мобилизовываются  на фронт борьбы с неграмотностью.  Среди них Клавдия Толмачева, Анна Дементьева, Евдокия Кретинина, Анна Полянская»
В сентябре 1924 г. директором педтехникума становится Красноусов Александр Михайлович. Это был профессиональный учитель, организатор и первый заведующий Барнаульским рабфаком, звавший хорошо природу Алтая. Он почти всегда бал первым организатором всякой новой работы.
 С его приходом в педтехникуме начинает работать своя столовая, прачечная, приобретается лошади. В общежитиях появилось постельное белье, приобрели форму для девочек, которые жили в общежитии. Студенты получали стипендию в размере 8 рублей: 7 рублей отдавали за питание и плату за общежитие, а 1 рубль платили за баню.
В конце 20-х голов педтехникум переводят в здание бывшей казенной женской гимназии на площадь Свободы, на пересечении улицы Пушкина и Социалистического проспекта. Здесь открывается в 1930 г. дошкольное отделение, выпускавшее воспитателей детских садов  ( заведующая Т.В.Кукарцева), а за ним и мордовское отделение, готовившее учителей для национальных мордовских школ (заведующий - Тулаев). В эти годы студенты не оставались в стороне от мероприятий, проводимых в стране. Они направлялись в села края уполномоченными по хлебозаготовкам, организаторами новых школ, помогали вводить всеобщее начальное обучение. В их числе были А.Г.Поползин  (будущий доктор географических наук), А.Д. Зинков (в последствии заместитель заведующего крайоно, директор школы №25 г. Барнаула), Т.П.Литвиненко, будущий Герой Советского Союза. В. А.Тякотева, П. Забродина стали трактористами и своим личным примером доказывали крестьянам преимущества механизированного труда.
Вместе со студентами во всех делах рядом были преподавателт: директор М.В.Зинченко, заведующий курсовыми мероприятиями Н.Н.Прудовский, заведующий школьным отделением А.П.Смоленский, заведующий отделением детского коммунистического движения, готовивший  организаторов детских коммунистических организаций С.П.Никулин, преподаватель естествознания Т.М.Федотова, преподаватель биологии М.И. Швед.
В марте 1932г. в г.Барнаул из Новосибирска перевели педтехникум. Его сливают с Барнаульским. Директором назначен прибывший из Новосибирска Дмитрий Иванович Корешков.
 В  техникуме открываются два отделения: библиотечное отделение и дефектологическое, готовившее учителей дли работы с глухонемыми и слепыми детьми.
В учебном заведении широко было развернуто движение ударников, как разновидности стахановского движения. Студентам и преподавателям, участвовавшим в соревнованиях, выдавалась "Личная книжка ударника", куда заносились обязательства по учебе, быту и в  производстве. Если взятые обязательства не выполнялись в течение 2-х месяцев, то владелец лишался звания ударника. Ударники получали талоны на выдачу дефицитных товаров и 300 р. в месяц на  улучшение питания. Студенты наряду с другими брали обязательства участвовать в строительстве Меланжевого комбината, работать на  лесозаводе, разгружать баржи с хлебом.
Ударниками-преподавателями были преподаватели русского языка и  литературы 3.А.Нестерова и М.И. Целебровский. Они возглавляли отличников, вели борьбу за искоренение   безграмотности, расширение кругозора учащихся, преподаватель немецкого языка Калинина (Штейнберг), преподаватель рисования Г.К.Рязанская, учитель физкультуры  С.Т. Банников, историк В.Т.Ковалев, математик С.Н. Петропавловский были примером для студентов, в выполнении своего долга.

В учебном заведении работали общественные организации: Комсомольская ячейка, ячейка М0ПРА (Международная организация  помощи борцам революции), ставившая целью моральную и материальную поддержку жертвам революционно-классовой борьбы, ячейка ОСОВИАХИМА. Она активно готовит юношей и девушек к защите социализма не случайно, на фотографиях 30-40-х годов  на груди студентов можно увидеть значки "Ворошиловский стрелок", ПВХО, ГСО, ГТО. Студенты - активные участники спортивных соревнований в городе. Среди них были Самотохин Степан, Дрожжин Михаил, Михайлова Мария, Опенышнва Татьяна, Бармин Михаил,  Морковский  Апполинарий,  Маслина Тая, Втулкина Мария. Они за высокие спортивные результаты награждались лыжами с ботинками, коньками, денежными премиями, дорожными чемоданами.
Вместе с преподавателем физкультуры С. Т. Банниковым студенты совершают лыжные агитационные пробеги на каникулах Барнаул –Рубцовск, Барнаул - Новосибирск.
Деятельно работали струнный оркестр, ансамбль песни и пляски, хоровой и драматический кружки.

4 июля 1936 г. вышло постановление ЦКВКП(б) "О педоло¬гических извращениях в системе Наркомпроса". В нем разоблачалась педология как реакционная буржуазная лженаука о ребенке, призванная  доказать особую одаренность я особые права эксплуататорских  классов и "высших рас" над классами эксплуатируемыми  и «низшими расами».  Проповедуют идеи, о якобы физической и духовной неполноценности и обреченности трудящихся.  Постановление требовало уничтожение науки. И ее начали активно уничтожать.
Преподаватели педологии Ольга Моисеевна  Надлер и Иван Дмитриевич Куляков, опасаясь гонений, на собрании коллектива отрекались от своих слов, совсем недавно произнесенных на лекциях. Говорили о своих заблуждениях. Ивану Дмитриевичу было поручено "лично проверить: очищена ли    библиотека от педологической литературы, прочитать для учащихся первого курса лекцию о педологии как лженауке".

Преподавателям запрещено было приходить на урок без календарных и поурочных планов. Конспекты ключевых лекций рассматривались на заседания цикловой комиссии. Студентам I и П курсов запрещалось писать лекция со слов преподавателя. Третьекурсники писали лекции с обязательной после урочной проверкой их преподавателем. За нарушение установленного порядка преподаватели наказывались.

Так преподаватель географии В.Е.Крылов за вольнодумство, что не обязательно иметь план урока и заявление:  «Если вы хотите меня проверить, то приходите на урок и посмотрите», получил, выговор.

Наказан был и И.Д. Куляков "За лекции с применением гипноза над студентами, которые по   содержанию внушаемого и по возрасту подвергшегося являются антипедагогичным"

В феврале 1937 г. педтехникум был переименован в педучилище. В нем работают школьное и дошкольное отделения. Студенты учатся на очной, заочной и вечерней форме обучения. Открыты филиалы (учебно-консультативные пункты) в семи районах края. В их обучается основная масса студентов 1458 человек. У заочников установлена строгая дисциплина. Студенты, опоздавшие на 5 минут, к занятиям не допускались. Опоздавшие на уроки более 3-х раз,  исключались из учебного заведения. Работают в педучилище 10 месячные курсы по подготовке учителей. Многие студенты 3 курса, сдав экстерном экзамены, уезжают учительствовать в села края.
   В конце 1937 года директором был назначен И.Д. Решетников, а Д.И. Корешков начинает работать з