Песня Запах воска - беседа глухонемого с Богом

Василий Гапонов
Кому-то доводилось слышать песню "Небеса" в исполнении группы "Бутырка"? Хрипловатый голос исполнителя проникновенно повествует о посещении кладбища, где лежат его умершие товарищи. На каждом слове стоит печать величавости:

"За оградами вечный покой
Вытрет женщина слезы рукой
И под взглядом ее опущу я глаза
Словно в том и моя есть вина
Я поправлю венок неживой
Здесь покоится старый друг мой
Черной лентой над ним: "Помним любим скорбим"
Богу душу, а память живым."

Не знаю как кому, но сильные слова! Мне эти рассуждения о жизни кажутся такой себе песенной версией книги "Екклесиаст", где немало сказано о суетности и скоротечности людского бытия. Не берусь оценивать исполнительское мастерство с позиции музыканта, поскольку эта сфера мне неизвестна, но иногда испытываю острую потребность послушать именно этот шлягер.

От себя лично выражаю благодарность клавишнику группы "Бутырка" и автору слов Олегу Симонову, так тонко сумевшему передать память о близких друзьях, печаль, веру и надежду на Бога. В общем, на мой дилетантский вкус, произведение удалось и его можно по праву назвать элегией, а Симонова можно поставить поближе к Овидию и Жуковскому - выдающимися мастерами этого жанра из прошлых веков.

Несмотря на удачность одного творения, не могу сказать того же и о другом продукте, а именно, о песне "Запах воска". Хотя с точки зрения зэков она может казаться великолепной. На сайте группы прямо сказано, что "Симонов Олег сидел в тюрьме, где и написал все свои стихи". У создателя песен имеется тюремный опыт и времени в заключении он не терял.

Душа поэта смогла точно прочувствовать психологию уголовного авторитета, передав его сердечные помыслы. Правда, я не могу понять одного: Олег Иванович просто хотел так передать убогий духовный мир безымянного преступника? Может в этом авторский замысел и состоял? Уж не считает ли сам песенник, что в суждениях философствующего мафиози заключен элемент убойной логики?

Ни на минуту не забывая, что имею дело с художественным произведением к которому нельзя предъявлять строгих требований, тем не менее выскажу ряд критических заключений. Ведь автору прежде удавалось истину облекать в красоту музыкального исполнения! Хит удался, если под словом "удался" подразумевать популярность в рейтингах радиостанций. Что же касается содержания, то жаль становится закоренелого уголовника, оставшегося один на один со своими примитивными представлениями о Боге.

Давайте чуток пройдемся по основным тезисам вопрошателя за решеткой. Песня начинается с очень важного вопроса, довольно редко задаваемого большинством обывателей на воле:

"Подскажи мне, батюшка, как мне дальше жить"

Похвально! Слава Богу, что для испорченного человека хоть кто-то является авторитетом в духовных вопросах. Посмотрим, как развивается мысль:

"Я и в Бога верю, да пред ним я чист"

- Ау! Дорогой окаянник, Вы что-то попутали! Извините, Вы попали в тюрьму наверняка не за примерное поведение. С десятью заповедями Вы точно не дружили. Небось, убили кого, покалечили или своровали и как же поворачивается язык на "пред Ним я чист"?! Так мог сказать только совершенно не знающий Бога невежда.

"И Христа распятого на груди ношу,
А менты проклятые жизни не дают".

Видно заповедь "нести крест" рецидивист понимает достаточно своеобразно. Думает, что наколка с распятием уже предел благоговения, а вот "мусора" не ценят и не дают прохода. И чего они только пристали? Удивляюсь, однако. Практически все тюрьмы на сегодня окормляются православными священниками и можно было бы запросто узнать поглубже вопросы веры даже для законченного долгожителя тюремных нар.

Торжественно звучит припев:

"Запах воска - до погоста мне уже недалеко.
Всю мне душу истрепали, исклевало вороньё.
На груди - татуировка. Ты скажи мне: сколько, сколько
Сколько же ещё ждёт лагерей."

Явно измученный жизнью бедолага, чувствующий приближающую кончину. Ответ же предельно прост и даже удивительно, как можно быть настолько глупым. Это же элементарно, Ватсон! Сколько будешь жить в том же духе, столько и будешь сидеть! Обколол себя с ног до головы куполами с крестами и наивно воспринимаешь себя богоугодником?! Неужели после этого можно мыслить о себе, как об умном человеке?

Мне доводилось встречаться с одним таким представителем касты уркаганов, которого жизнь немало покидала по лагерям. Владимира Киселева посадили в 18 и дальше все было как в фильме "Джентльмены удачи": "украл, выпил - в тюрьму. Романтика!" Имея за плечами четыре судимости и солидный тюремный стаж, Владимир впервые столкнулся с евангельскими верующими когда ему было уже около 50 лет.

Как изменить жизнь? Совет очень прост, но очень сложно его исполнить. Придется переступать через гордыню. Каяться надо и поворачиваться к Богу не только наколкой на груди, но весь стиль жизни менять. И "Кисель" поменял с Божьей помощью. Он поверил, что Бог поможет ему получить все благословения, которые дьявол украл у него за всю предстоящую жизнь и... все получилось!

Господь так устроил, что он был выпущен по амнистии в 1993 году, создал семью (!), родил троих (!) сыновей и стал ездить по тюрьмам, рассказывая бывшим товарищам по тюремному несчастью, как можно выбраться из греховной пучины. Очень мощное свидетельство! Его автобиографическую проповедь "Земля горшечника" можно найти в интернете и лично послушать, как можно получить истинную свободу от лагерей, воронья и "проклятых ментов".

Послушаем разглагольствования тюремного "философа" дальше:

"Я свечу поставлю, может повезёт,
И при встрече с Богом суд последний ждёт.
Если справедливый, то хвала ему
На земле такого просто не найду."

Бедный человечек! У него даже вера в свечу отсутствует, не то что в Господа! Вроде и слышал что-то о Божьем суде, но оторваться от представлений продажности земных судов пахан не в состоянии. Словно тюремный "Бог" из зоны №1234 пытается понять "Бога" из зоны №5678, перенося на небо "пацанские" понятия. Читал бы Библию, так и думал бы по другому, а так выше собственных мыслей не подняться.

Заканчивается все довольно пессимистически и безотрадно. Никаких светлых перспектив. Удивляет, что в песне совсем нет ответов священника и незадачливый герой уносится вдаль со своими невеселыми думами:

"И опять увозит стук колёс меня
По земле петляет, в край где холода.
В край законов жёстких, вечной мерзлоты
Смятой папиросой на краю земли".

В "Небесах" концовка куда оптимистичней:

"Время быстро летит
мы торопимся жить
А как долго – Всевышний решит".

Все-таки, последнее слово остается за Всевышним, а здесь где-то на краю земли, в холоде и в виде смятой папироски. Бр-р! Навевает жуткую безысходность. Ужасно, когда искусство служит популяризации ложных представлений о взаимоотношении человека с Богом. Подобным образом и демагогию бывает трудно разоблачить в красивых обертках красноречия.

Более привлекательней слушателю представляются несуразные вопросы заблудшей души, а выхода-то никакого и нет. Вера, надежда остались за бортом. И совсем не потому, что в тюрьме этого нельзя найти. Киселев и многие тысячи других уверовавших зэков доказывают обратное. Видимо, здесь стремление группы к коммерческой выгоде взяло верх над духовными ценностями.

Можно ли обвинять из-за этого коллектив? Вряд ли они задавались целью проповедовать о Господе. Слава Богу, что они вообще признают Всевышнего! Хотя мне, как христианину, хотелось бы от них большего. Дал же вам талант Христос, так попробовали бы и содержание песен наполнить Его учением в прекрасном художественном обрамлении рифм и мелодий.