Заговорённый

Данькова Валентина
Александр Никифорович Соляниченко – участник ВОВ, кавалер орденов Славы и Отечественной войны воевал с сентября 1943 года. Сначала гнал врага от Таганрога в пехоте, а затем был водителем. Демобилизовался в 1947 году, и за всё это время ни разу не был ранен.
 - Да, везло мне… А может, и оберег помог…
 Александр Никифорович смолкает, поймав себя на оговорке. Он считает, что говорить об этом, очень личном, не следует, но, встретив интерес и понимание, продолжает.
- Я рос болезненным, меня даже в Германию не угнали… Правда и тут не без маминой заботы. Дала она мне перед комиссией что-то выпить. Что именно не говорила, только немцы решили, что я скоро помру и оставили меня в покое. Позже, провожая на фронт, мама надела мне ладанку и строго наказала, чтоб не снимал её, не потерял.
Маминой ладанке шестьдесят лет, но Александр Никифорович с ней не расстаётся. По-разному можно относиться к этому. Только то, как складывалась его  судьба, заставляет задуматься.
Наладилось здоровье, с войны вернулся без единой царапины, успешно учился в институте механизации сельского хозяйства в Таганроге, создал семью, работал педагогом в школе механизации в Красноярском крае и в Молдавии, но почти вся его трудовая деятельность, 37 лет, связана с Комбайновым заводом, с созданием самоходного комбайна СК-4. Он работал инженером в конструкторском бюро, возглавлял ряд заводских подразделений, в том числе и отдел технического контроля. С 1967 год был старшим инженером-приёмщиком, представителем министерства сельхозтехники на заводе. На заслуженный отдых он ушёл в  72 года.
 А.Н.Соляниченко всегда отличала активная жизненная позиция. Вместе с бывшими участниками войны он стоял у истоков ветеранского движения на своём предприятии и в городе. Будучи членом заводского совета ветеранов, отвечал за работу с допризывной молодёжью, обучал ребят навыкам обращения с оружием. Двадцать лет он возглавлял ревизионную комиссию городского совета ветеранов.
Александр Никифорович по-прежнему активен, много читает, живо интересуется происходящим. И невольно думается: точно, заговорённый.