Ненаписанные романы. Отчаяние. Юлиан Семёнов

Мальхан
Юлиан СЕМЁНОВ «НЕНАПИСАННЫЕ РОМАНЫ»; «ОТЧАЯНИЕ»  - М.: ДЭМ, 1989. – 448 стр. Тираж 500 000 экз.

Замечательный пример того, как полезно перечитывать старые книги. Прошло чуть менее четверти века, а настроения в обществе изменились. Такое впечатление, что «широкие массы» умнеют, и их становится труднее ввести в заблуждение трескучей риторикой.

Начну с того, что я всегда с теплом относился к прозе Юлиана Семёнова (о чём писал в коротком эссе «ИСАЕВ-ШТИРЛИЦ» И ЗАГАДОЧНАЯ СМЕРТЬ ЮЛИАНА СЕМЁНОВА - http://www.proza.ru/2009/10/25/202 ).

На мой взгляд – писать о том, что думал Сталин (как и о том – что думал любой другой реально существовавший человек) можно только ссылаясь на его личные записи (будь это опубликованные труды или личные записные книжки и т.п.). А уж приписывать реально существовавшему человеку (отнюдь не «чисто» литературному герою) расхожие мифы – уже непростительно. Опять повторяются легенды о школьницах, до которых был, якобы, так охоч Лаврентий Павлович Берия… Уж сколько серьёзных исследователей публиковали данные о том, что так называемый «список любовниц Берии» точно копирует подобный же список любовниц Власика (начальника личной охраны Иосифа Виссарионовича Сталина), а легенда всё живёт в среде читателей и писателей.

В этот томик вошла и повесть «Отчаянье» - рассказ о том, как Максим Максимович Исаев (работавший в тылу врага под именем Штирлица) сидит на Лубянке и подвергается репрессиям в послевоенном СССР.
Юлиан Семёнов пишет повести «Отчаяние» о том, что одной из причин устранения Ежова было увлечение Сталина его женой – «рыжеволосой, сероглазой Суламифью, но с вполне русским именем Женя. Она отвергла притязания Сталина бесстрашно и с достоинством, хотя Ежова не любила, домой приезжала поздно ночью, проводя все дни в редакции журнала, созданного ещё Горьким; он её к себе и пригласил.
Сталин повёл себя с ней круче – в отместку Женя стала ежедневно встречаться с Валерием Чкаловым; он словно магнит притягивал окружающих; дружили они открыто, на людях появлялись вместе. Через неделю, после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах.
Женя не дрогнула: проводила всё время вместе с Исааком Бабелем; он тоже работал в редакции; арестовали Бабеля».
И этот набор сплетен служит исторической канвой рассказа о судьбе разведчика –нелегала Исаева-Штирлица.

А вот рассказ о смерти директора и главного режиссера еврейского театра Михоэлса: «к нему подвели провокатора – из старых добрых знакомцев – тот позвал на вечернюю прогулку по Минску. Шли по пустынной улице, был поздний вечер. Знакомец и подтолкнул Михоэлся под колёса полуторки, за рулём которой сидел друг Берия министр госбезопасности Белоруссии Цанава, подчиненный, естественно, Виктору Абакумову. Причём подчеркивается, что Цанава проехал по Михоэлсу дважды, для страховки.
Вот и Жданова «залечили» с подачи Лаврентия Павловича (по версии Юлиана Семёнова).

По воспоминаниям друзей и близких знакомых Юлиана Семёнова, он полунамёками давал понят окружающим свою причастность к всемогущей «Конторе Глубинного Бурения». Недомолвками и замалчиваниями подводил к мысли о том, что любой корреспондент крупной газеты СССР за рубежом неизбежно выполняет функции информатора (что во многом соответствовало реальности), но некоторые «доверенные лица» удостаиваются чести принимать участие в «комбинациях» Большой Игры. Этим, мол, и объясняется тот широкий доступ Семёнова к секретным архивам спецслужб.
Оставим это на совести автора.
Так же, как и ту информацию, что он вложил в уста Рауля Валленберга о том, что гитлеровцы ежедневно сжигали пятнадцать тысяч евреев (получается, что только за один год уничтожалось 5 475 000 человек).

Удивительное дело – читаешь книги одних и тех же авторов до 1985-го года и после 1989-го: будто разные люди писали. Причём хочется выделить такой момент – все так называемые «перестройщики»  (Шатров, Гроссман, Лев Разгон, тот же Юлиан Семёнов и многие другие) дружно говорят о преступлениях Сталина и Берии, воспевая Владимира Ильича Ульянова-Ленина (а иногда и находя тёплые слова в адрес Льва Троцкого-Бронштейна).

После книг Игоря Шумейко (http://www.proza.ru/2010/12/24/1087 -  «БОЛЬШОЙ ПОДЛОГ, или Краткий курс фальсификации истории»; http://www.proza.ru/2007/12/29/491 - «ВТОРАЯ МИРОВАЯ. ПЕРЕЗАГРУЗКА»),  двухтомника А. Бушкова (http://www.proza.ru/2006/11/05-252 - "Красный монарх. Хроники великого и ужасного времени", http://www.proza.ru/2008/01/23/275 -  «СТАЛИН: Ледяной трон») и таких серьёзных исследований, как книга Александра ЕЛИСЕЕВА  (http://www.proza.ru/2009/05/28/695 - «1937. ВСЯ ПРАВДА О «СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЯХ» ) и книга Елены ПРУДНИКОВОЙ (http://www.proza.ru/2012/07/15/192 - «БЕРИЯ. Последний рыцарь Сталина»), вся беллетристика кажется пресным чтивом.

P.-S. Частенько слышу всякие спорные суждения о происхождении И. В. Сталина. Наиболее достоверная информация на данный момент (которой я располагаю):
фамилия Джугашвили происходит (как считает Марк Кипнис) от фамилии Джугаев, искаженное «дзуг». Дзуг – это стадо, отара, стая.
Его предками были князья Осатитани (т.е. Осетиновы).

В качестве иллюстрации – довольно удачная фотография Юлиана Семёновича Семёнова (Ляндреса), (1931 – 1993).
Прислал фотографию Sergey Кинжалов.