Они завещали нам мир на земле

Вера Полуляк
 



...Письмо от Анны Бондаренко передали в середине 80-ых годов прошлого века в Азаровскую начальную школу. Анна искала могилу брата Петра, погибшего в 43 где-то под Орлом, во Мценском районе. 
Брат был лётчиком .

 В тот , последний, полёт его самолет ушёл на задание в немецкий тыл без прикрытия истребителей.И был сбит.



 ...Историческая справка.
 По данным военкомата, в боях за город Мценск погибло и захоронено 6791 человек...



Самолёт упал на территорию, оккупированную захватчиками. Что стало  с лётчиком - доподлинно семья не знала. Получили похоронку. Но не теряли надежды узнать подробности. Мать лётчика не дождалась, ушла из жизни. Поиски продолжила сестра.


 Отчаявшись что либо узнать из официальных источников, начала писать письма в школы. Одно из таких писем и попало в руки Мосиной Алевтины Ивановны, человека доброй души и отзывчивого сердца. Она активно начала поиск.

Далее - отрывок из того письма от 20 марта 1985 года.
"Я получила Ваше письмо, и нет предела моей благодарности Вам за то, что Вы откликнулись на мою просьбу. Большое Вам спасибо. Это мой брат Бондаренко Петр Александрович. Я писала много раз, но никто мне не ответил. Но я писала - дер. Шеино, где-то около Мценска, как будто там он был сбит 23 июля 1943 г., юго-западнее д. Шеино, самолёт горел. Алевтина Ивановна, Вы меня извините, у меня к Вам много вопросов. Будьте добры, по возможности ответьте. Я очень хочу знать, где живёт женщина, которая давала для него одежду. Напишите всё, что Вы знаете от жителей села, которые помнят те страшные годы. Мой долг побывать на могилке брата"...

Советские самолеты, к счастью,не часто сбивали над территорией села Азарово и близлежащих сел. Было живо ещё поколение бабушек и подростков, которые на своих плечах вынесли тяготы войны. И сохранили память о тех тяжелых временах.

 Удалось найти очевидцев падения самолёта.  Погибшего лётчика фашисты хоронить не разрешили. Но его тело  жители ночью выкрали и тайно захоронили за  селом.

 После войны прах бойца был перезахоронен в братской могиле села Богданчики Чахинского сельсовета. Все знали, что  там лётчик похоронен . Но имя лётчика никто не знал...
Так , спустя десятилетия, родные узнали, где покоится прах родного человека.А на братской могиле появилась надпись:   
 "Бондаренко Петр Александрович мл. л-нт 118 штурм. авиаполк 1921г.р. погиб 23.07.1943"...


 И ещё одна история. Тоже о поисках. Только с другой стороны.

 Немецкий солдат погиб  где-то под Орлом . Родные  хотели узнать , где покоится его прах. Прислали письмо на адрес  сельской администрации. Было это уже в начале 2000- ных.  Там нашли очевидцев,завязалась переписка. Удалось установить,что немца его соотечественники похоронили в селе Добрая Вода.

  Спустя  некоторое время родные из Германии приезжали в те края, где погиб их родной человек. Благодарили за помощь в поисках.




        Войны ... дело политиков. А гибнут простые люди.
Простые люди вынуждены стрелять друг в друга.
 А могли бы просто мирно беседовать.
 Как их потомки. Спустя десятилетия...

  День Великой Победы мы празднуем в красивейшее время года, когда оживает природа, утопают в цвету сады и звенят трели соловья.
  Всё это отстояли для нас, нередко ценой своей жизни, наши деды и прадеды.

 Они завещали нам беречь нашу Землю...