Кто погубил Россию?

Петр Лебедев
Буржуазный писатель-эксцентрик В.Набоков отвечал на этот сакраментальный вопрос, что Россию-де погубили два Ильича (имел в виду литературного Обломова и реального Ульянова-Ленина). Первый Ильич, символизирующий либеральную общественность, проспал момент, когда второй пришел и от имени революции экспроприировал всю Россию. Прочитав признание Владимира Ильича, что роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" всего его "перепахал" (приводится в воспоминаниях Валентинова о Ленине), буржуазный писатель набросился на Н.Г. Чернышевского и написал как бы руками своего псевдо-романтического персонажа романа "Дар" Годунова-Чердынцева дурного тона пасквиль на знаменитого народника.

Нельзя забывать классовую и партийную подоплеку Набокова. Он был наследник большого состояния, отобранного Октябрем, сын управляющего делами Временного правительства. Отсюда практически линейно выводится вся политическая составляющая набоковщины. Разумеется, это печально известный либерализм особого российского разлива, антимонархизм и апология февральской революции.

Известное дело - либералы тогда и теперь вешают всех собак на Ленина и Сталина, теперешние вслед за Набоковым любят при случае потроллить и Чернышевского. Хотя, справедливости ради, заметим, что коллективный Ленин-Сталин был последовательным противником народной демократии в духе Чернышевского.

Итак, допустим на секунду, "два Ильича" таки погубили Россию. Кто же ее пытался спасти и почти-таки спас? Что скажете, Годунов-Чердынцев? Так и слышу: два Александра ее могли спасти: Александр Второй и Александр Керенский.

Керенский перед смертью принял-таки ту простую истину, что он явился одним из погубителей России. Наряду, кстати, с Александром Вторым, автором антинародной крестьянской реформы и палачом Чернышевского. Именно расправа над Чернышевским в значительной степени породила революционное подполье, жертвой которого пал сам Александр Второй, открыла дорогу в революцию маргинальным элементам, сделавшим потом Октябрь.

Итак, если говорить о гибели царской России, то ее погубили все-таки "два Александра", но никак не "два Ильича". Пусть спокойно спят Ильичи - один в книге Гончарова, другой в Мавзолее.

Зададимся вопросом: кто же спасет Россию? Я бы ответил так: Россию спасут три Николая, если мы им это позволим, открыв сознание навстречу. Николаи суть таковы: Чернышевский (народник), Федоров (космист) и царь Николай наш Второй. Чернышевского и Второго сближает народничество исконного крестьянского толка и высокие нравственные идеалы, за которые можно и на смерть, и на глухую ссылку, что хуже смерти - оба это доказали. Ну а космизм - это наше призвание, о котором писал российскоподанный Кант.