Ну какая тут психология!

Альбина Крислинг
Я знаю, что после пяти лет в чудеса, как правило, больше не верят. А я верю, и верила всегда: в пять лет, в семнадцать, верю и сейчас, хотя седина уже посеребрила волосы, и мой статус бабушки узаконен. Смотрю на моих взрослых детей и не верится: кажется совсем недавно были они маленькими, а жизнь казалась нескончаемо длинной, интересной!

 -Ещё немного и всё будет хорошо. Ещё немного и дети подрастут, будет легче! Будет время для совместных путешествий, и будет все для тихого счастья, я высплюсь...

Думала я бессонными ночами. И сказкой казалось все: сон, здоровье, полный холодильник, достаток... За этими точками должно было появиться чудо.

Пролетели годы. Я оглядываюсь назад, сердце недоуменно вопрошает:

-А где же обещанное чудо? Все как и прежде в ожидании, что изменилось?

Мой ответ прост, изменилась я! Изменились ценности, если раньше сказкой казались более обыденные желания, сейчас я точно знаю: моя семья - мое чудо! Наша молодость, дети, болезни, тревоги, удачи и ошибки  - наша жизнь полная чудес, они были, были каждый день, потому, что дети сами по себе это уже чудо!

Начну сначала. Жила была на свете я. И были у меня дочь и два сына. Сегодня мне хочется рассказать о Саше и Жене. Когда мы переехали в Германию весной 1991 года,  им было одному пять, а другому шесть лет. Для детей такие переезды родителей, как другая страна - не проблема! Язык учится легко и быстро. Школа, телевидение, общение с друзьями и уже через год русский язык стал забываться, уступив место немецкому. Да и случилось это раньше, чем я ожидала: читать и писать дети не умели, а небольшой багаж книг на русском языке без грамоты был бесполезен, а потому непонятен и неинтересен. И хотя мы навещали родных в России довольно часто, обычаев и юмора сыновья не помнили. Я очень переживала по этому поводу, думала, как исправить положение! Пробовала читать вслух, но быстро уставала. А точнее сказать, моей фантазии не хватало на то, чтобы пересказывать своими словами всю книжку от корки до корки, каждое слово: медведь, забор, причал, паруса. И я потихоньку смирилась. Пусть будет, что будет.

 Учиться они любили, жили в общении с миром: не было лени, им было интересно и надёжно вдвоём! Оба любили географию, английский, бухгалтерское дело, ну и конечно, компьютер. Всюду вместе, всюду неразлучны. Разница в возрасте была незаметной. Они дополняли друг друга, как две руки: правая и левая. Саша-практичный, с хорошим вкусом, имел внутреннее "чутьё" хозяина; Женя-смелый, дипломатичный, обаятельный и хороший собеседник. Бывало, отправлю детей за продуктами в магазин, в двухстах метрах от дома, а они исчезнут, или, как говорила моя мама " уходили с концами"! Придут через час-два довольные, улыбаются. А я места не нахожу от волненья, сама не своя: всё же чужая страна, мало ли что по дороге может случиться! Окину взглядом: руки, ноги целые, в руках сумка с продуктами. Перевожу взгляд и:

-Стоп. А что это у Саши  объёмное на ремешке за плечами висит? Это не наше, это чужое! Неужели украл?

 И темные мысли уже тут как тут! И не без оснований. Многие дети попадались на воровстве в первые месяцы заграничной жизни.

-Очень смахивает на спальный мешок, дорогая вещь, на улице не валяется! Что наделала, зачем отпустила одних? Что делать?

Хорошо или плохо ли, а надо начинать разговор. Начинаю выяснять издалека.

-Почему вас долго не было? За это время можно было три раза сходить туда и обратно? Я просила сходить быстро в магазин, заметьте не на прогулку, это было задание!

 Мальчишки молчат. Потупились. Но виноватыми не выглядят! Интересно почему? Это настораживает и пугает.

Неужели своровали? Неужели я что-то упустила...

-Что у вас в мешке?

Мои сорванцы оживают, и, кажется, не обманывают. Я выдерживаю двухминутный поток гласных и согласных звуков, они часто говорят наперебой вместе, и, наконец,
прерываю их.

-Стоп, орлы, ничего не поняла, остановитесь на минуточку! Давайте начнем говорить всё сначала и по одному! Вы шли мимо автосалона, так?
 
Младший сын Женя, опередив Александра, начал рассказ по-взрослому,с присущей ему умением чувствовать настроение:

-Да мама, да! Мы проходили мимо автосалона и услышали, как по микрофону сообщили о конкурсе на лучший рисунок. Ты же знаешь, что Саша у нас хорошо рисует. И мы решили попробовать! Вдруг да повезёт выиграть спальный мешок, это же здорово!

Пока Женя вбирал новые порции воздуха, Саша продолжил. Он был немного расстерян и смущен от похвал, но и ему страстно хотелось поделиться впечатлениями героя! Что скрывать, и для меня это было приятным событием. Мой сын получил приз, без родителей, самостоятельно, в чужой стране! А спальный  мешок тем более, если знать, что эта вещь была их мечтой!

-Мам, мам, мам! Ты знаешь, организаторы раздали всем желающим бумагу и краски очень хорошие, у меня таких нет! Я взял, но не знал, что рисовать! Думал, думал и придумал! Нарисовал природу, ну там деревья, зайцы, птицы... и отдал. Я старался все быстрее закончить, чтобы в магазин успеть. Но другие возились - целый час!

Сын снова и снова посматривает в мою сторону, пытаясь понять, сержусь ли я?

Затем расстроенно передаёт инициативу брату, мол, продолжай ты!

-Ты знаешь, мама, мы уже уходили-надоело ждать результат, как вдруг услышали:
-Крислинг Александр победил в конкурсе на лучший рисунок...
 Мы не поверили своим ушам! Первый приз наш-мы получим спальный мешок, такой красивый и такой дорогой за какой-то рисунок!

Мои худенькие орлята, они стояли передо мной повзрослевшие, гордые собой, и я понимала почему: трудно проявить смелость подростку, тем более, в новой стране, где им, как и нам, не раз приходилось слышать недовольство  немцев - "Понаехали тут!". А Женя продолжал дальше...

- Потом победителям раздавали призы. Но Саша вдруг не захотел выходить за подарком. А я сказал ему:" Я пойду за тебя! Нельзя же упустить такую удачу"- и я получил за него. Немцы же не знали, что я не Александр, а Евгений, да и конкурс этот, я думаю, не очень строгим был!

Сыновья замолчали и вопросительно посмотрели на меня! Это было похоже на обман. И они понимали - за обман по голове не погладят. Я растерялась.
Уж больно счастливыми были их лица!

-Конечно же, обманывать нельзя, но рисунок то хорошим был, лучшим?

 Женя тут же подхватил мою мысль.
 
-Да, мама, Саша правда очень хорошо нарисовал, правда, правда, суппер!

-Значит что? Значит надо иметь смелость идти до конца, коль начал. Надо
самому  выходить за призом! Так будет правильно. Чего прятаться за спину
брата. Не по-мужски это!

Слава Богу, вопрос был снят! 
 
Растить детей по каким-то европейским системам мы не думали. Просто хотелось
оставить наше - русское. Сохранить чистоту, веру в добро, любовь к природе, а ещё воспитать в детях уважение к обоим странам, культурам. Особенно хотелось, чтобы они поняли: плохие люди на планете земля национальности не имеют! Они есть повсюду. Важно иметь уважение к каждому человеку и своё мышление. Уметь, не обижая собеседника, аргументированно мыслить и говорить.

Не раз бывало, прибежит Женя из школы, и рассказывает взахлёб:

-Мама, ты знаешь, сегодня учитель английского языка про Россию сплетни
рассказывал. А я с ним в дискуссию вступил, пусть не говорит о том, чего
не знает. Я в "Фокусе" читал (немецкий журнал)про это, и совсем всё не так было, как придумывает он.. Разве можно делать такие выводы о целой стране, пусть информирует себя лучше, прежде чем о людях начинает говорить!
 
И верите или нет, я была этому очень рада! Он уважал обе страны, не смотря на трудные 90 годы и горестную информацию о России на всех телевизионных каналах. Сыновья имели своё мнение, они черпали факты из прессы, и не "прогибались", даже если это были люди взрослые. Наверное, именно за смелость и честность их любили, любили и учителя, и ученики. Женя был несколько лет старостой класса, в старших классах - старостой  школы, а должности эти здесь выборные! Всё как у взрослых: своя программа, речь перед школой, голосования! Все знали: с ним надо  быть или честным, или молчать совсем!

Помню, как мечтала я тайно увидеть Женю в кресле психолога. Мне казалось, что сын мог бы им стать: терпение, умение слушать и слышать, делать логические выводы и давать по-взрослому серьёзные советы. С первых классов и до окончания школы у них были постоянные друзья: немец, чех, турок, итальянец, поляк, русские... Сыновья были душой компании и заводилами: организовывали "вылазки" в Альпы, поездки на отдых, походы в бассейн, на футбол...

И всё же, что-то настораживало меня! Уж очень рано мальчишки мои становились взрослыми.
 
И, как оказалось позже, я была права. Жизнь имела на них свои виды! Они были
другими, чем мы, их родители. Им нравилось копить деньги, у них был свой
маленький банк, которым заведовал Саша. Маленький капиталист и только. Они покупали что-то, продавали, а разница текла в банк. Для дела. И  начальным капиталом были деньги, подаренные бабушкой на праздники, потом сыновья мои стали заниматься "бизнесом": покупали удешевлённые картинки с видами спортсменов, актёров, и предлагали купить их дворовым ребятам для игр. Они знали стоимость товара во всех ближайших магазинах! И использовали эти знания при продаже, зная разницу, знали, что пойдёт в их копилку.

В свои десять лет, они уже торговали на базаре - продавали свои поношенные вещи, из которых выросли, игрушки, игры. И я не знала, как воспринимать всё это. Ворчала на мужа. А он просто улыбался и покачивал головой!

-Ну что мы за родители такие, если детей на базаре оставляем,  на морозе
 сидят, как нищие! Называется в Германию приехали, для хорошей жизни, а
мальчишки теперь тут "старьем" торгуют. Вот  бы  мой  папа  увидел, стыда не
оберёшься! Уж он бы, точно, всего этого не одобрил.

Мы снова и снова готовили термоса с горячим чаем, бутерброды и садились в машину - ехали кормить и проверять наших продавцов. Но прежде, я внимательно оглядывалась по сторонам, не дай Бог, соседей из России встречу!И лишь потом шла к детям. А сыночки мои сидели краснощекие и счастливые, и чуть завидев нас, радостно докладывали об успехах...пили чай с малиновым вареньем и гордо, совсем
по-взрослому показывали отцу заработанные ими марки!
Ну какая тут психология!


Из цикла"Бабушкина шкатулка"
Фото автора