Ностальгия

Беляков Алексей Андреевич
Наверное, очень уж сильно затосковал я по своему родному городу. Весна и воспоминания  спровоцировали  это обострение  ностальгии. А может сообщение от друзей о том, что в моем бывшем дворе зацвел огромный куст белой сирени. Приснился мне сегодня под  самое утро сон. Обычно я  сны не вижу, или не запоминаются они. А здесь все так четко. Как будто фильм посмотрел. Приехал  я, наконец-то, в свой городок. И, конечно же,  во сне все не так.  И вокзал какой-то незнакомый. Впрочем, он абсолютно не зафиксировался в моей памяти. Приехал я с кем-то  из  родственников, но  тут же  с ними   расстался   и вышел на привокзальную площадь, чтобы осмотреться.

    По странной прихоти  искривленного времени  и пространства, какое бывает только во сне, я  оказался в каком-то незнакомом  мне месте. И в прошлом  времени. Передо мной был перекресток пяти дорог. Небольшие улочки расходились веером, поднимаясь  на  пригорок. Улочки были  искривленные, дальние постройки терялись за первыми двумя-тремя одноэтажными домиками. Меня это удивило, потому  что я  подсознательно отметил невозможность такого, наш городок располагался на абсолютно ровной поверхности, без  горок и низин. Дома были старые, за убогими заборчиками из штакетника. Некоторые выглядели  свежепобеленными,  другие  ободранными и блеклыми. Такими я видел старые хаты  в кубанских отдаленных станицах. Но самым примечательным было то,  что под ногами не было мощеной дороги, асфальта и дорожек. Это была просто накатанная грунтовая дорога с глубокими следами тележных колес. И никакого намека на отпечатки протектора автомобилей.

Таким мне вспомнился  перекресток улицы  Октябрьской  и  какого-то переулка, название которого я не знаю  до сего времени. Посреди этого перекрестка неизменно присутствовала глубокая  лужа, которая   высыхала только к середине жаркого лета. Лужу объезжали на телегах краем, прижимаясь к  ограде огорода из акаций и боярышника. Следы от колес были глубокие, заполненные водой, постепенно сходящие в  уровень с дорогой. И было это  в шестидесятых годах.

По интуиции  я выбрал направление движения по наиболее широкой  и прямой улице, в надежде попасть в места  знакомые. Впереди  просматривалась  какая-то стройка по левой стороне дороги. При ближнем рассмотрении стало видно, что это был двухэтажный дом, скорее что-то близкое к дворцу. Ступени к парадному входу, лепнина по карнизу первого этажа, колонны у входного портала. Второй этаж выглядел таким же вычурным, с лепными украшениями и надстройкой, похожей на башенку. А  правая часть второго этажа представляла открытую просторную  террасу,  с колоннадой и крышей. Такие открытые террасы строили когда-то в санаториях на Черноморском побережье в  пятидесятых годах. Весь двор, полуогороженный дощатым забором был завален строительными материалами, деревянными лесами и заполнен жидкой грязью, в которой утопали сапоги рабочих.

Впереди стоящее  дерево с кучами песка и щебня   возле ствола не позволяло рассмотреть дом целиком, я стал его обходить, переступая через камни и перепрыгивая через ямы. Очередная деформация времени и пространства  изменила в этот момент картинку. Когда я обошел дерево, дом был уже одноэтажный, обычной постройки. И изменился  пейзаж  в перспективе. За небольшими домиками, больше похожими на дачные  строения, просматривалось одноэтажное старое здание из красного кирпича, многопролетное, с анфиладой  арочных оконных проемов. Край этого здания терялся за деревьями и постройками. Это было очень похоже на фотографии  или рисунки старинных промышленных зданий. И примерно так же выглядело здание вагоноремонтного предприятия  на нашем железнодорожном узлу, за путями.

Снова время и пространство кидают меня в неизвестность. Я иду дальше, уже поднимаясь  на горочку вдоль  невысокой ограды, возле которой стоит круглолицая   розовощекая женщина. Она разговаривает с другой женщиной, стоящей по другую сторону ограды. Я подхожу  к ним и здороваюсь. Потом спрашиваю:
- Какая  это  улица ?
И на свой  нелепый  вопрос получаю такой же несуразный ответ:
-Одиннадцатиметровая,  какая  же  еще?
Ответ  вполне дружелюбный, скорее  всего он содержит какую-то техническую характеристику улицы. Во сне и не такое возможно. Понимая, что вопрос поставлен был не совсем правильно, я начинаю сбивчиво объяснять, что я давно не был в городе, пятнадцать  лет,  и теперь заплутал. Прошу сказать название улицы. И, не дожидаясь ответа,  добавляю:
-  Мне надо попасть к  кооперативному техникуму.
_ Так это вам надо автобусом, на улицу Мира.

 И я начинаю лихорадочно соображать, куда и как меня могло зашвырнуть этими деформациями так, что отсюда я могу выбираться только автобусом. Нахожусь я на возвышенности. Городок простирается передо мной вдали. А женщина указывает куда-то вдаль и вниз.

При первых же моих шагах  женщины исчезают. Под булькающие звуки кларнета(?) я выплываю из глубин своего сновидения. Сердечко давит тупая ноющая боль. Я  уже не сплю, а  обрывки сна  все еще бродят в голове,  вызывая  чувство, которое нельзя передать словами. Не хочет отпустить меня мое прошлое…..