Еще немного о Сморгоньском мемориале и другие вопр

Алексей Драгун
Еще немного о «Сморгоньском мемориале» и другие вопросы


29 декабря 2012 года указом Президента РФ создано Российское военно-историческое общество, которое продолжит традиции императорского Русского военно-исторического общества, основанного в 1907 году и просуществовавшее до революции 1917 года.
Недавно в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе прошел учредительный съезд воссозданного общества. Учредителями общества являются Министерство обороны и Министерство культуры РФ. Главная цель общества – объединение усилий общественности и государства для изучения военно-исторического прошлого страны и сохранение национальной памяти.

Деятельность общества будет направлена на увековечивание памяти погибших, сооружение и восстановление (того немного, что было построено при советской власти и потом ею же было разрушено «до основания, а затем» не восстанавливалось до полного уничтожения) памятников, проведение археологических исследований мест сражений прошлого и т.д.
На учредительном съезде присутствовало более 300 человек различных направлений своей деятельности, интересующихся военной историей. С приветственными словами к собравшимся обратились Д.Рогозин и С.Нарышкин он же глава Российского военно-исторического общества. Председателем общества был избран министр культуры РФ Мединский В.Р. автор книги «Война. Мифы СССР.1939-1945.» Выступив после избрания с речью он сказал: «…примеры тех, кто не щадя себя сражался за свою Родину – наше главное национальное наследие, духовная, нравственная основа, всех наших побед и свершений, источник нашей веры в будущее. Поэтому ключевая цель Военно-исторического общества – ЧТОБЫ ПОМНИЛИ! Сегодня крайне важно … ЧТО мы рассказываем нашим детям. Мужество и героизм наших солдат не могут быть для них исторической абстракцией…»

Учредительный съезд принял устав общества, избрал его руководящие органы, определил первоочередные задачи деятельности, среди которых – создание мемориала и музея героев Первой мировой войны… (Более подробно о съезде написано в статье «Чтобы помнили…» В.Худореева Красная Звезда от 15.03.2013г.)
С участниками съезда в Ново-Огарево встретился В.Путин. Во встрече приняли участие министр обороны С.Шойгу и руководитель администрации президента С.Иванов.
В свете принятых на учредительном съезде общества решений Президент подчеркнул, что в России пора заканчивать решение проблемы захоронения жертв ВОВ.
А что значит «…что в России пора заканчивать решение проблемы захоронения жертв ВОВ?»  Закрыть это дело и к нему больше не возвращаться. Или обнаружить останки павших захоронить всех, а после этого уже не возвращаться?
Не получится ли так, как когда то произошло нечто подобное в Калининграде (западном, областном). Там проходила компания по объединению мелких захоронений времен ВОВ в крупные. Приступили к выполнению указаний сверху. И вы думаете как? К небольшой могиле подгоняли экскаватор и самосвал. Вместо того, чтобы аккуратно, с трепетом и благоговением, очистив от земли и грязи косточки убиенного уложить в гроб и потом уже, по христианскому обычаю, захоронить – хватают из могил экскаватором три ковша земли и сбрасывают ее в самосвал. Есть там останки захороненных или нет – никого  не интересует – везут к большой могиле и там разгружаются. «Перезахоронив» таким образом, все мелкие могилы в крупные, мелкие засыпают и выравнивают.  Указания сверху «выполнены» раньше указанного времени и «качественно!» Происходило это во времена «секретариатства» Коновалова. (Первый секретарь Калинградского обкома КПСС с 1961 по 1984 год) Церковь влияния еще оказать не могла, так как подвергалась гонениям.

А что было дальше? Строительство одного из объектов, кажется в поселке Переславском, недалеко от Калининграда, по плану предназначалось (случайно) на месте бывших могил, останки из которой были «перенесены» в более крупную могилу. Начали копать канаву под фундамент, выбирать землю под подвал – а там все забито костями человеческими. «Перезахоронили!» Получился конфуз.
Так может случиться с указанием В.Путина «…в России должна быть полностью решена проблема захоронений жертв ВОВ». Единственный спецбатальон расформируют, а бригады добровольцев запретят «за ненадобностью».
Почти 70 лет, как закончилась эта война, а решению этой проблемы и не видно. А почему? Да потому что государство серьезно этим не занимается. Все поручено каким то «добровольцам-комсомольцам» и студентам-поисковикам. Они еще лет 70 проблему будут решать и до конца не решат. «Не хватает средств». А мертвые сраму не имут и претензии живым предъявить не могут.
Для строительства «золотых» мостов на необитаемые острова, для наращивание снега на лыжных трассах в жарких краях, вместо того, чтобы  лыжные трассы строить там, где снег лежит и летом, для строительства олимпийских объектов, на содержание которых после олимпиады потребуется 60 млрд рублей в год – деньги есть. А для перезахоронений гниющих в болотах воинов ВОВ, почему то денег ежегодно не хватает. Почему не хватает? Да потому что у руководителей нашего государства черствые сердца. Все они и их опричники, вышли из той организации, где людей больше стреляли, а о захоронении у них голова не болела. Эта традиция перешла и на решение судеб погибших в ВОВ.
Очень важно, что Президент поддержал идею создания мемориальных комплексов в местах боев  и захоронений советских воинов, погибших во время советско-финляндской войны 1939-1940годов. 70 лет прошло со времени их гибели. Они позабыты страной и людьми. Родственники ближайшие тоже умерли. Страна должна вспомнить их и помянуть. 
В своей время В.В. Путин поднял вопрос о создании памятника российским воинам, погибшим во время Первой мировой войны. «Разве это справедливо, что на территории России нет ни одного памятника нашим воинам, погибшим во время Первой мировой войны?» Такой вопрос он задал депутатам и другим должностным лицам, обращаясь недавно с президентским посланием к парламенту.    
Мединский по этому вопросу доложил, что конкурс на лучший памятник героям этой войны будет завершен к 1 августа 2013 года. А на Поклонной горе для памятника уже и место подобрано.

Да, это замечательно, что в столице государства будет памятник этой войне и погибшим на ней людям. Но этого мало. Один памятник, да еще там, где не было боев, не решает вопрос увековечивания великой войны, ее героев, погибших, покалеченных и всех в ней участвующих. Надо создать мемориальный комплекс. Создать там, где шли ожесточенные, длительные бои и противнику было оказано серьезное сопротивление.
Президент говорит, что надо строить мемориальные комплексы в местах захоронения воинов, погибших в советско-финляндской войне. Значит, он поддерживает высказанную мною идею – строить мемориальные комплексы там, где шли бои, гибли и были захоронены люди. Примеряя: мемориальный комплекс «Бородинское поле», «Сталинградская битва», «Прохоровское танковое сражение» и т.д.

Местом достойным, чтобы на нем был построен мемориальный комплекс – памятник от России и россиян всей Первой мировой войне, является Сморгоньский рубеж: город Сморгонь с окрестностями в Беларуси. На этом рубеже русские войска держали немцев 810 дней (два года и почти три месяца). Не важно, что Сморгонь находится в Беларуси. Это Россия. Была, есть и будет. Три народа: русские, украинцы и белорусы – это и есть русский православный народ, образовавшийся на единой основе – славянской. Курица не птица, Беларусь не заграница, говорят люди.
Беларусь – это союзное с нами государство. Я уверен – все белорусы желают и ждут, что скоро мы русские и белорусы, будем в едином государстве. А к нам примкнут и другие славянские государства, отбросив амбиции.
Россия обязательно должна принять участие в сооружении Сморгоньского мемориала! Общественность российская и мировая не поймут наших руководителей, если в сооружении  главного мемориала Первой мировой войны и ее героям наше государство не примет участие. Сморгоньский мемориал должен быть главным мемориалом для России и от России. Воевала в ту войну не Беларусь, не Украина и другие территории России, а САМА РОССИЯ. Она в содружестве с Беларусью и другими государствам, созданными на основе дореволюционной России и СССР должны и строить Сморгоньский мемориал, вложив основную сумму сил и средств. Памятник на Поклонной горе не решает проблему памяти важнейшего события столетней давности. Главный мемориал  и музей при нем должен быть в Сморгони! Местность и особенно характер братских могил в Сморгони и окрестностях напоминают захоронения на Бородинском поле. Установить около каждой братской могилы памятник с  описанием – вот вам и дубликат Бородинского поля. А сохранившиеся до наших дней ДОТы, казематы, возможно и орудия – вот вам и мемориал уже на 60% готов. Старых, первой мировой войны орудий можно подбросить и из арсеналов. А что значит шоссейная дорога с востока на запад и наоборот – это же потоки туристов. Надо конечно будет построить и элементы инфраструктуры: гостиницы, парковки, магазины, в т.ч сувениров, кинотеатр, где показывать фильмы соответствующей тематики и т.д. 
Средства? Помощь Беларуси со стороны России и Украины, со стороны бывших союзных республик (их люди воевали и гибли в той войне). Кроме общей помощи России – помощь республик, входящих сейчас в состав России – все нации и народы бывшей России воевали и гибли. Я уверен, что президент Чечни, молодой Кадыров с радостью внесет лепту от имени Чечни в память о воинах «дикой дивизии» и будет гордиться тем, что чеченцы и другие народы Кавказа не только воевали с Россией, но и защищали ее от врагов. Я рассчитываю, что не останется в стороне и Германия. За 810 дней Сморгоньского сражения в нем гибли не только россияне. Ангела Меркель как женщина и как руководитель сильного и богатого государства (не в малой степени благодаря ее мудрому руководству страной) – не окажется человеком с черствой душой.
Надеюсь, что и мадам Франция не окажется забывчивой, как большинство женщин и вспомнит, что на полях сражений ее воевал и погибал шестидесятичетырехтысячный русский экспедиционный корпус. В память и о нем сооружается Сморгоньский мемориал. Особенно щедры должны быть француженки, которые по описаниям тех событий в литературе весьма благосклонны были к русским воинам, всесторонне помогавшим дамам вместо их мужей, ушедших на германский фронт

Я надеюсь, что советники мудрейшего человека в США, президента Обамы, расскажут ему, что Беларусь, Россия и другие государства, входящие в состав дореволюционной России собираются наверстать то, что должно было сделано около ста лет назад, но не было сделано: соорудить мемориал в районе г. Сморгонь в память российских воинов, погибших в Первой мировой войне. США вступили в эту войну тогда, когда вопрос был уже решен союзными войсками стран Антанты, в том числе Россией. За опоздание вступления «в драку», что сохранило сотни тысяч американских солдат, не мешало бы помочь Беларуси и России, хотя бы с большим опозданием, создать в Сморгони мемориал, тем кто хотя и косвенно спас тысячи американцев. Я надеюсь, что мудрый американский президент это оценит и поможет соорудить достойный мемориальный памятник, который будет стоять века. Уверен, что в стороне не будет стоять и Польша.
Мы не бедны и не попрошайки, чтобы просить помощь у иностранных государств на сооружение себе памятников. Но справедливость требует, чтобы активные участники тех далеких событий, стоявшие даже по разные стороны линии фронта, были вместе при сохранении памяти о них, событиях и павших, при сооружении памятных мемориалов этим событиям и их участникам.
Особенно необходима помощь отставшим в этих вопросах государствам по политическим и идеологическим причинам. Действуя так, мы быстро наверстаем упущенное, как говорится выровняемся.

Я бы просил представителей посольств упомянутых государств, ознакомиться с моими, отставного 86-летнего генерала, предложениями и дать дельный совет недогадливым руководителям своих стран, если такие найдутся.
Западным государствам, входившим в состав СССР в качестве союзных республик, Украине, Латвии, например, на территории которых происходили бои в Первую мировую войну надо, по-моему, создать вои национальные мемориалы. Украине в память о Брусиловском прорыве, Латвии в память о защитниках Риги в 1916 году. В г. Кемери под Ригой, что то подобное есть, но можно этот памятник к 100-летию событий расширить и в объеме, и в оформлении, и в содержании тематики. А вообще то вся Россия в 1914-18 годах воевала. И в краях, областях, городах и даже поселках, селах и деревнях были свои участники этой войны, Георгиевские кавалеры, незаконно забытые. Надо всем миром вспомнить их и воздать по заслугам, установив какой то памятный знак, соорудив памятник или занести в Книгу памяти, или напечатав статью в местной, районной или областной газете.
Надо восстановить или пополнить в Георгиевском зале Кремля галерею Георгиевских кавалеров, героями Первой мировой войны, т.к. галерея заканчивается кавалерами русско-японской войны 1904-1905 года. Или Георгиевских кавалеров Первой мировой войны не успели занести в связи с революцией, или сняли после революции, как героев «империалистической войны».

И в Первой мировой войне никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто. Надо разыскать родственников участников и особенно погибших воинов Первой мировой, славить в печати героев и отличившихся в боях. В памяти народа все сохранилось. Много можно найти в архивах, найти потомков, упомянутых там героев и просто отличившихся.
В изыскании средств – надежный способ «пустить шапку по кругу». Надо открыть специальный счет (счета) «Смаргоньский мемориал» и люди внесут в них свои рубли, кто сколько может. Должны раскошелиться на это святое дело наши скоротечные и скороспелые миллионеры и миллиардеры. Я думаю, если их толстые сумы полегчают на пару миллиардов – это пойдет на пользу и их хозяевам (не наживут грыжу от тяжести сумм) и Сморгоньскому мемориалу (быстрее соорудят). Не должны стоять в стороне от святого дела и наши банкиры, предприниматели, коммерсанты.
Оставшиеся еще в живых ветераны ВОВ и ветераны боевых действий, чернобыльцы, труженики тыла, все честные люди тоже положат на открытый счет свои мятые «ассигнации», вспомнив и свои заслуги перед отечеством и своих предков, участвовавших и погибших в Первую мировую войну. Счет открытый на сооружение памятника на Поклонной горе я считаю  не главный счет. Главным должен быть счет на сооружение Сморгоньского мемориала! Его надо немедленно открыть!

Сооружение мемориала дело не одного месяца и не одного года. Не  надо стараться исполнить его к 100 летию начала Первой мировой войны. Быстро сделаем – быстро и разрушится. Делать надо на века, капитально. Надо составить Генплан, обсудить и утвердить его, поднакопить для начала сооружения средств, материалов, экспонатов. Создать управляющую компанию, использовав специалистов Сморгоньского района. Как энтузиаст я свое дело сделал. Дальше все должны решать люди, стоящие у власти и специалисты.
В заключении хочу сказать, что Первая мировая война открыла эпоху мировых войн. Эту эпоху надо достойно отразить в произведениях искусства, в т.ч. памятных мемориалах. Была уже и Вторая мировая война. Уцелели. Зреет и Третья мировая война. Вряд ли уцелеем. Люди! Берегите мир! Нельзя забывать ужасы всех войн. Может быть, зачинщики этих войн придут в ужас от того, что они затевают и испугаются собственной гибели, от которой не спасут и сверхглубокие бункеры.
УЗУРПАТОРЫ  ВЛАСТИ – ЭТО И ЕСТЬ ЗАЧИНЩИКИ ВОЙН! Это закономерно и подтверждено историей. Долой узурпаторов!