Санька при дворе князя Владимира. Глава 36

Александр Сорокин Российский
Глава 36

Где Санька отдаёт последнюю дань павшим

Погоня затягивалась. На мой далеко не экспертный взгляд, русское войско сейчас представляло для степных племён довольно сладкую и лёгкую добычу. Во время продолжительных скачек наша рать сильно растянулась — наверное, на несколько километров. А самое главное, что КПД такого рискованного преследования был довольно низким: основная масса наших соперников пала на поле боя и в первые минуты преследования. Сейчас эти дети степи оказались в своей тарелке и разбегались кто куда со страшной скоростью. Да, мы догоняли отдельных незадачливых всадников, но это были единицы.
Нахлёстывая своего оказавшегося неожиданно выносливым коняку, я нагнал князя. Он упоённо преследовал половца с длинным конским хвостом на шлеме. Что-то в фигуре этого беглеца показалось мне знакомым. Точно! Это же Боняк!
Увидев, что ему не уйти, хан остался верным своему лихому образу. Он остановился и круто развернул взмыленного коня.
- Ну, давай! - он выхватил кривую саблю и спешился. - Давай, щенок, сразимся! Легко за спинами у воинов храбрецом быть?
Ярополк пропустил эти понты мимо ушей. Он внимательно осмотрел Боняка на предмет вероятной подлой уловки, потом крикнул во весь голос:
- Прекратить погоню! Возвращайтесь на поле битвы!
Я повторил приказ князя, который стал передаваться по своеобразному «радио» во все стороны. Тем временем Ярополк слез с коня и стал приближаться к своему врагу.
- Иди сюда, мальчишка, - подначивал Боняк, - я научу тебя, как разговаривать со старшими.
Ярополк не сводил глаз со своего врага — они начали ходить кругами, не скрещивая оружия. Наконец, Боняк напрыгнул на князя, попытавшись нанести сильный колющий удар в голову. Князь отклонил выпад, после чего приложил хана ногой в бедро. Хан скорчился, однако рубящий сверху не пропустил. Это только в фильмах про мушкетёров красиво фехтуют по полчаса: в жизни почти каждый выпад смертельно опасен, отнимая силы у обоих противников.
Ещё несколько раз кривая половецкая сабля встречалась с прямым русским мечом. После чего оружие Боняка оказалось выбитым из рук. Но хан не попросил пощады — сняв шлем, он склонил голову. Как сказали бы «реальные пацаны», мои современники, «респект и уважуха» хану за такую отвагу...
Но я рано радовался и раздавал «респекты» — когда князь, растерявшись, думал, что делать со сложившим оружие Боняком, хан внезапно выхватил кинжал из голенища сапога и молниеносно кинулся на отвернувшегося Ярополка. Но князь, как выяснилось, не дремал — его выпад мечом остановил врага навеки...
Тем временем мы обнаружили, что окружены огромной толпой наших ратников. Никто и не подумал выполнять приказ князя о возвращении на поле боя. Князь оглядел воинов:
- Это что же такое, сукины вы дети! А ну, галопом назад!
...Галоп как-то не задался, но медленной рысью мы всё же отправились на поле боя. К нам постоянно присоединялись наши — то слева, то справа. Иногда догоняли сзади. По пути воины внимательно глядели в густой ковыль под ногами коней — нет ли среди травы раненых братьев? Вдруг я вздрогнул, узрев до боли знакомую морщинистую руку, сжимавшую меч.
- Дядя Дорофей! - спешившись, я кинулся к лежащему на земле.
Я уже был готов к самому худшему, но мой старый друг был жив. Стрела угодила ему в бедро, к счастью, неглубоко. Его конь, напуганный погоней, куда-то скрылся, поэтому пришлось сажать дядю Дорофея к себе. Стрелу вынимать я не стал, зная, что хлынет кровь, а останавливать посреди поля будет нечем.
- Жив, чертяка, жив, - прохрипел Дорофей, когда мы осторожно тронулись с места, - думал, степной стрелок, что добил меня. Накося, выкуси!
Придерживая старого ратника, я подумал о том, что радоваться пока рано. Микола-лекарь и его помощники будут завалены работой по самые уши, а заражения без качественных антисептиков и антибиотиков начинаются очень быстро. Особенно у пожилых людей...
В течение часа съезжались наши воины на площадку напротив Шарукани. Потом начали построение с перекличкой, дабы определить количество павших. Десятники докладывали сотникам, а сотники — воеводам. Для того, чтобы получить окончательную цифру, пришлось долго считать. Глядя на мою окровавленную руку, меня попытались определить в раненые, но я воспротивился:
- Это всего лишь царапина!
Наконец, Ярополк выехал перед войском и возгласил:
- Семь сотен четырнадцать погибших и две сотни три десятка и шесть раненых! Семь человек пока не вернулись с погони!
Тем временем дядя Дорофей дождался своей очереди к Миколе-лекарю. Он ахнул, когда старый врач выдернул стрелу из бока. Хлынула тёмная кровь, но отверстие сразу заткнули повязкой из особого целебного мха. Туго перевязав льняной тряпкой туловище моего друга, Микола обратился к следующему пациенту. Быстро он с ними — как повар с картошкой обращается!
Тем временем князь велел организовать специальные «похоронные бригады» - они должны были собрать всех убитых русичей. Меня тоже хотели притянуть к этой работе, но я впервые решительно воспротивился приказу Ярополка. Чуял, что внутренние силы на исходе, а тошнота и без того подкатывает к горлу. К счастью, настаивать никто не стал — я просто сидел посреди поля на своём коне и осоловело разглядывал всеобщую суету. Павших довольно быстро собрали в одном месте, положив рядами. Погибших половцев тоже посчитали — их оказалось около трёх тысяч.
Тем временем вернулось пятеро наших, которые поведали, что в стычках с убегающими половцами погибли ещё двое ратников.
- Всю степь ими устлали, - хвастливо вещал чернявый молодой парнишка, не замечая трупов соплеменников, - я лично четырёх с коней сшиб...
Тут его взор наткнулся на погибших русичей, после чего парень поперхнулся и затих. Зрелище и впрямь не настраивало на позитив...
Раненых половцев насчиталось около полусотни. Микола-лекарь и их оглядывал, правда, без большой охоты. Я с тревогой ожидал, как же решит их участь князь. Он оглядел пленных, после чего вынес вердикт:
- Как рабы вы мне не нужны. Больно ленивы и опасны. Ступайте в свою степь восвояси, только коней и оружия я вам не дам. Идите, как есть...
Дважды просить половцев не пришлось. Они, несмотря на раны, тут же стали удаляться с изрядной скоростью. И всё время оглядывались, словно боялись, что их догонят и изрубят, ради желания поглумиться.
- И передайте своим, - крикнул Ярополк им вслед, - Пусть уходят за Дон Великий да за хребты Кавказские! Пощады, если снова придёте, не будет!
...Что ж, для того времени решение князя было самым гуманным. Пленных ожидала незавидная судьба - как правило смерть или рабство. Красного Креста ещё никто не изобрёл, обмен пленными был редким и нерегулярным...
Я мысленно посчитал пропорции между погибшими противоборствующих сторон. Один к четырём. Половцы заплатили дорогую цену — на мой взгляд, они столкнулись с чёткой стратегией и братской взаимовыручкой русского войска, посему и проиграли.
Похороны наших были вечером. Хоронили, можно сказать, в братской могиле — выкопали огромный котлован, куда аккуратно сложили воинов со скрещёнными на груди руками, в шлемах и с мечами. Сверху насыпали огромный холм земли. В некотором роде такое захоронение очень напоминало языческие курганы, правда отпевание прошло по всем христианским канонам.
- Прощайте, братия! - князь смахнул набежавшую слезу. - Земля Русская не забудет вашей жертвы за мирную жизнь...
...Путь обратно был весёлым и грустным одновременно. Я в очередной раз поразился гениальной строчке из песни «Это праздник со слезами на глазах». Было радостно от осознания победы, от того, что смертельная опасность миновала и половцы больше не сунут носа на Русь. И печаль охватывала при виде многочисленных коней без всадников. Многим матерям наш приход в Киев принесёт безмерное горе...
Я отметил, что путь в Киев показался длиннее путешествия в степь. Напряжение спало, адреналин в крови снизился почти до нормы, а посему возвращение в мой новый дом растянулось. Я воспринимал это как некий приятный сейшен на природе, с вечерними шашлыками и верховой ездой. Правда эти конные прогулки последнее время что-то начали напрягать. У вас когда-нибудь были, пардон, мозоли на внутренней стороне бедра? У меня уплотнения кожи приключились ещё по пути в Париж, а нынче там и вовсе было такое, что современному человеку и не снилось. Первые дни, слезая с коня, я ходил в раскоряку. Скрипел зубами, поворачиваясь во сне. Потом растёр и вовсе до крови. А потом... Сегодня там кожа как на пятках, честное слово! Иголки можно втыкать — не почувствую!
Итак, сколько же я проехал? До Парижа две тысячи км, как минимум — туда и обратно будет 4 тысячи. В Минск и обратно добрая тысяча километров, так же, как и в степь. Итого шесть тысяч! За это время я начал чувствовать коня, как продолжение себя, хотя раньше, садясь на лошадь, я только и думал, как бы не упасть... Я представил себе, как буду хвастаться, когда вернусь домой: «Да я шесть тысяч верст в седле провёл, могу свою конную школу открывать!» Но тут же мысленно себя притормозил — кто, знает, может, мне тут куковать до конца жизни? Впрочем, недаром Иоанн Многострадальный предсказал мне возвращение домой — я должен вернуться во что бы это ни стало!
Незадолго до того, как киевские храмы должны были показаться на горизонте, мы провели благодарственный молебен — за дарованную Богом победу. Ярополк глянул на меня с братской любовью:
- То ли ещё будет, когда в Киев войдём! Митрополит прикажет целую неделю служить, а батюшка столы на весь град накроет!
Тут молодой князь помрачнел лицом:
- Конечно, всё это после того, как достойные поминки по погибшим справим...
Я в который раз подумал о том, насколько отношение к людям здесь отличается от моего времени, когда в военном обиходе ещё ходила знаменитая фраза «Бабы ещё нарожают». Любят здесь людей, даже малых мира сего. Этим и жила Киевская Русь, тот самый «Китеж-град», утонувший в реке истории, чтобы когда-нибудь выплыть вновь во всей красе...

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/05/07/1405