История духов Красная Москва

Светлана Каркунова
Об этих знаменитых духах ходит масса легенд. По одной версии - их придумала в 20-е годы 20-го века Полина Жемчужина (которая Перл Карповская, на самом деле, но, видимо, стеснялась представляться: "Здрасьте подруги по несчастью, я - Перл, и я коммунистка"), жена Молотова. Но как могла дочка портного, работавшая папиросницей на табачной фабрике в провинциальном Екатеринославле, а потом занявшаяся продвижением марксистского тренда, создать духи? Для этого нужно знать химию и иметь утончённый вкус. А Перл-Полина была мужиковатая, страшная лицом носатая бабища, типа Маши Гессен, а уж одевалась как чучело, чему доказательство её фотки.
Другая, ещё более нелепая версия, которую придумали в 1960-х дессиденты на коммунальных кухнях - "Красная Москва" украдена на Западе, где известна как знаменитые духи - "Шанель номер 5". Но, нищие и где-то даже "вшивые" интеллигенты наверное не нюхали ни "Красную Москву", ни, тем более "Шанель 5", отсюда и этот нелепый слух. Арамат у обоих духов действительно изысканно тонкий, но разный, состав тоже разный.
Началось же всё с приезда в Россию потомственного французского парфюмера Генриха Брокара.
Молодой спец  15 мая 1864 года открыл в Москве фабрику ароматного мыла.
Сначала выпускал три сорта: "Детское" с выдавленными на нём буквами алфавита, "Янтарное" и "Медовое". Продукция пользовалась большим спросом и вскоре парфюмер сотворил настоящий хит - мыло "Греческое", вырабатываемое на основе высококачественных ореховых масел. Оно пользовалось огромным спросом у аристократии и даже при императорском дворе. Но Брокар думал и о простых людях, он создаёт мыло "Шарм" и "Народное", ароматное, качественное и ценой всего в одну копейку.
Так Генрих Брокар положил начало своей "Парфюмерной Империи", угождая вкусам прекрасных дам всех сословий и достатка он выпускал и ульта дорогие духи и косметику, но также и дешёвые, доступные любой крестьянке и работнице.
К 1913 году его изделия уже получили 8 золотых медалей на выставках Парижа, Брюсселя и Вены, ему пожаловали дворянский титул, но вот статуса "Поставщик Двора Его Императорского Величества" обрусевший француз так и не смог добиться. С удвоенной решимостью он продолжил поиски заветного аромата и однажды (говорят во сне) придумал - духи "Букет для Императрицы". Хитрый мастер сотворил из воска букет цветов и принёс его в подарок вдовствующей Марии Фёдоровне, матери Николая Второго.
Цветы стояли в прекраснейшей хрустальной вазе как живые, каждый источал собственный аромат, а все вместе они сливались в утончённый букет. Имератрица была в восторге и парфюмер получил долгожданный статус "Поставщика Двора".
Однако скоро грянула революция, бунтующим матросам и их подружкам, а так же коммисарам с коммисаршами было как-то не до духов. Знаменитую на весь мир фабрику национализировали и переименовали в "Замоскворецкий мыловаренный завод номер 5" (фи, какая пошлость). Броккар с семьёй пропал в огне Гражданской войны, но на фабрике остался его зам и тоже обрусевший француз, тоже потомственный парфюмер  Мишель Август. Глядя, как пролетарии мозолистыми руками варят вонючее хозяйственное мыло на ценнейшем оборудовании, а вместо духов гонят спирт и скипидар, Мишель тихонько офигевал, и, как только перестали ставить к стенке всех, кто пользуется носовым платком и чистит ногти, в 1922 году, он направился к коммунистическому начальству с прозьбой вернуть производство парфюмерии на завод, да и назвать "почеловечнее".
Названия предложенные его марксистскими начальниками типа - "Будённовец", "Красный парфюмер" и "Красная работница", заставили его поседеть и выдвинуть альтернативное название - "Новая Заря". У вас власть новая, вот и в названии "новая", не можете без красного, ну заря, она ведь красная тоже. В общем, уговорил.
Мишель Август к 1925 году смог восстановить производство и восстановить легендарный аромат "Букета для Императрицы". Но с таким названием его ждал бы каменный подвал и пуля в затылок, потому мастер, поняв логику коммисаров, назвал духи "Красная Москва". А не "Запах московских работниц", как от него требовали. Он вывернулся, выдвинув аргумент, что духи будут участвовать и в заграничных выставках, и подобное название экспертов к себе не расположит.
Так лендарный аромат французских мастеров вернулся к русским женщинам. Высокое качество, правильный маркетинг и стильная упаковка до сих пор помогают духам "Красная Москва" остатваться мировым брендом, визитной карточкой сначала советской, а сейчас российской парфюмерии.