Азербайджан коррупция и геополитика

Сергей Кривошеев
Сложившаяся в Каспийском регионе ситуация определяется тем, что в этом богатом углеводородными ресурсами регионе пересеклись интересы ведущих мировых держав - России, США, Китая и Европейского Союза. Исторические реалии показывают, что с одной стороны великие державы ищут пути налаживания сотрудничества с представителями региона на дву- и многосторонней основе, в том числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по устранению угрозы международного терроризма. С другой – в той или иной форме ведут "большую игру", определяемую национальными, геополитическими и геоэкономическими интересами.

Для России Каспийский регион, в первую очередь Азербайджан, является традиционной зоной национальных интересов. Россия заинтересована в укреплении своих позиций на Каспии и в том, чтобы не допустить здесь доминирования третьих сил. Ее политика направлена на решение трех основных стратегических задач: защита и наращивание собственных позиций на Каспии, сохранение стабильности в регионе, развитие регионального сотрудничества.

После "принуждения Грузии к миру", признания Россией и некоторыми странами мира независимости Абхазии и Южной Осетии изменилась геополитическая ситуация не только на Южном Кавказе, но и в зоне Каспия. Своими действиями Россия ограничила влияние США, Великобритании и в целом Запада не только на Южный Кавказ, но и на зону Каспия.

Однако, борьба за изменение статуса этого региона не закончилась, наоборот - обострилась. Настолько, что вполне можно ожидать попыток Запада организовать смену власти в странах Каспийского региона на режимы, менее лояльные Москве. В Иране или Туркмении, где сильны властные структуры, сделать это будет практически невозможно, но это вполне может произойти в Азербайджане.

Россия, проявляя добрую волю и желая сохранить стабильность в Азербайджанской республике и на всем Южном Кавказе, неоднократно препятствовала определенным, в том числе зарубежным, заинтересованным силам организовать государственные перевороты и ввергнуть азербайджанский народ в пучину кровавых столкновений.

В октябре 2005 азербайджанскими спецслужбами был предотвращен государственный переворот, который планировал бывший министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев совместно с бывшим министром финансов Фикpетом Юсифовым, председателем Партии Народного фронта Али Керимли, экс-спикеpом Расулом Гулиевым и другими политиками и бизнесменами. Вряд ли бы история завершилась благополучно, если бы не помощь российских спецслужб. Тогда президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с директором Службы внешней разведки России Сергеем Лебедевым и назвал очень важным сотрудничество спецслужб двух стран.

Несколько ранее, в 2002-2003 годах, когда тяжело болел и умер Президент республики Гейдар Алиев, в одном из сопредельных государств был разработан план по вооруженному захвату власти в Азербайджане с участием специально подготовленных и обученных граждан республики, оппозиционных Гейдару Алиеву и не желавших, чтобы преемником стал его сын Ильхам. Штурмовые отряды были сосредоточены в окрестностях Баку и ждали команды на начало атаки на заранее намеченные цели. Буквально за несколько дней до начала штурма и, вероятнее всего, гражданской войны российским спецслужбам удалось вывезти в Москву руководителей запланированного военного переворота и убедить их отказаться от намеченных планов.

"Силовики" сопредельного государства были в полной растерянности и не могли понять, каким образом российским спецслужбам удалось "умыкнуть" из-под их, казалось, полного контроля лидеров оппозиции, а затем убедить их отказаться от запланированного, тщательно засекреченного мероприятия, разоружить и распустить боевиков.

Естественно, что российские власти преследовали этим шагом несколько целей. Во-первых, что было самым главным, не допустить гражданской войны. В той мясорубке могло погибнуть множество ни в чем не повинных людей. Во-вторых, не допустить геополитического усиления соседнего государства на Южном Кавказе. В-третьих, лишить США и страны НАТО предлога для ввода в Азербайджан "миротворческих" сил с задачей противодействия экспансии соседнего государства. Как известно, силы НАТО легко входят в страну, но долго уходят, если вообще уходят.

Однако, есть вопросы, в которых Россия не в состоянии помочь дружественному государству. Одним из них является коррупция. Если мы можем объединиться в противостоянии подрывным внешним силам, то в борьбе с коррупцией, дестабилизирующей экономическую и общественно-политическую обстановку, каждая страна должна справиться самостоятельно. Оба государства несут от этого зла колоссальные экономические, политические и моральные потери. Речь уже идет об угрозе национальной безопасности.
Коррупция – общая угроза и в России, и в Азербайджане, и на все пространстве бывшего СССР – вне зависимости от того, кто от кого отделился и где проходят границы.

В России коррупция является питательной средой террора . В обществе, где все продается и все покупается, где циничные олигархи бравируют своим презрением к народу, где взятки и откаты являются нормой, подготовить и осуществить материальную сторону теракта не составляет труда. Используя коррупцию, террористы легко приобретают оружие, перемещаются по стране и городам, скрываются, пересекают границы, обеспечивают информационную поддержку, подкупают сотрудников правоохранительных органов. Без тотального распространения коррупции не было бы ни Буденовска, ни Кизляра, ни взрывов домов в Москве и Волгодонске, ни захвата театра на Дубровке, ни Беслана, ни взрывов самолетов и т. д. и т. п.

Масштабность коррупции душит Россию, пагубно влияет на обеспечение национальных интересов, способствует терроризму, значительно понижает рейтинг в международной классификации, заслоняет собой инвестиционную привлекательность страны. Теневая экономика и всепроникающая коррупция создали благоприятную среду для развития организованной преступности.

Коррупция разлагает власть и чувствительно "бьет" россиян по карману. В частности, согласно исследованиям фонда "Индем", на преодоление бюрократических препон в сфере бизнеса граждане платят в год в виде взяток 33 млрд. долларов США, незаконные поборы в области медицинского обслуживания составляют около 600 млн., при поступлении в вузы – 500 млн., сотрудникам ГИБДД – 368 млн., судьям – 274 млн. долларов.

Общество крайне нуждается в обуздании коррупции, в развертывании сильной государственной политики, в принятии основательной законодательной базы (в том числе закона прямого действия), которая обеспечит защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

"Мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной", - заявил в этой связи президент России Дмитрий Медведев.

Сегодня борьба с коррупцией приняла в России поистине всенародный размах. За девять месяцев 2011 года следственными органами РФ зарегистрировано более 50 тысяч сообщений граждан о фактах коррупции, по ним возбуждено 12 426 уголовных дел, что составляет 31,8 процента от общего числа обращений. Около 6,5 тысячи уголовных дел уже направлено в суд.

Что касается положения дел с коррупцией в Азербайджане, то здесь будет уместно привести выдержку из доклада Международного Валютного Фонда (МВФ):

"И без того ограниченные финансовые ресурсы Азербайджана, включая даже кредиты МВФ, в значительной своей части попадают не по назначению. Все приносящие какой-либо доход коммерческие компании поделены и розданы в управление представителям правящей верхушки. По мнению экспертов МВФ, коррупция в Азербайджане охватила все властные структуры и уже угрожает национальной безопасности. В частности, по этой причине МВФ отложил предоставление стране нескольких траншей по трехлетнему займу на сокращение бедности и стимулирование экономического роста. По оценке МВФ, руководство страны пока не смогло решить ни одной социально-экономической проблемы, а ситуация в стране близка к социальному взрыву. Несмотря на рост добычи нефти и газа в Азербайджане, уровень жизни в стране падает. По мнению представителей Демократического конгресса Азербайджана, это происходит потому, что нефтегазовая политика руководства страны противоречит национальным интересам и ведет к обогащению только находящейся у власти элиты".

Ситуация с коррупцией в Азербайджане складывается не менее опасная, чем в России. Нельзя сказать, что власти совсем не принимают мер по борьбе с коррупцией. Несколько лет назад указом Ильхама Алиева было образовано Главное управление по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре республики.

В качестве оказания конкретной помощи руководству и прокуратуре Азербайджана по борьбе с коррупцией, озвучим одно "деликатное дело": нынче в Баку только ленивый и прокурор не знают, что глава Государственного комитета Азербайджанской республики по работе с религиозными образованиями Гидаят Оруджев продает свой только что построенный в престижном районе Баку дом - "всего-то" за 12 миллионов долларов США. Говорят, что на предложение одного иранского предпринимателя купить дом за 11 миллионов долларов Гидаят Оруджев ответил отказом. Будучи езидом по национальности и одним из столпов правящего клана, Оруджев, похоже, как и многие другие чиновники собирает чемоданы. Очевидно, решил, что обстановка в стране ухудшается и ждать дальше нельзя, иначе можно опоздать и не обеспечить себе безбедную старость. Вероятней всего Оруджев двинется в сторону Турции, поскольку Москву он не любит и постоянно ищет русских агентов в своем окружении.

И вот – последнее…

Получены новые факты похождения сына Министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова – Анара Мамедова. Очевидцы рассказывают, что недавно Анар Мамедов в городе Габала посетил один из ресторанов, принадлежащих Кямаледдину Гейдарову – Министру по ЧС Азербайджана. Анарчик вместе с телохранителями и друзьями завалились в этот ресторан уже в «готовом» состоянии.
 Подошедшему  официанту министерский сынок  заказал шашлык из медведя, который содержался в клетке у входа на территорию ресторана. Все объяснения официантов, что этот медведь не предназначен для умерщвления на Анарчика не действовали. Не смог убедить Анара и заведующий рестораном, который знал, что Анар сын министра транспорта республики и не решился удалить буйного посетителя из своего заведения.
Пойдя на уловку, хозяин ресторана сказал Анару, что это очень дорогой медведь, его цена 1 миллион манат (1 манат = 1 евро)! Юношу это не остановило. Он заявил, что заплатит  такую цену за шашлык из этого медведя и от своего желания не отступит. Увидив такую настойчивость Анара Мамедова, заведующий рестораном позвонил министру по ЧС Кямаледдину Гейдарову (бывший начальник таможенного управления республики) и доложил ему ситуацию. Ответ «хозяина» был прост: «Сделайте шашлык из этого медведя и дайте им, пусть едят!»
 Несчастный медведь был убит и из его мяса приготовлен шашлык для Анара Мамедова и его друзей. Пиршество длилось до утра, сынок министра транспорта всю ночь хвастался перед друзьями, медведь был съеден и выпито много спиртного.
Утром после окончания пира, Анару был предъявлен счет на 1 миллион манат. После того как он оплатил этот счет, ему был предъявлен также штраф за убийство медведя. К тому времени Анар Мамедов уже был настолько пьян и невменяем, что и спорить не мог. Учитывая такое состояние министерского сынка, пришлось срочно вызывать для него вертолет, который  доставил Анарчика домой, в Баку.
Все это безобразие с тратой 1 миллиона за шашлык из медвежатины сыном министра транспорта происходит в Азербайджане в то время, когда простые железнодорожники месяцами не получают зарплаты, у людей нет денег, чтоб купить семье хлеба.
Сообщения о случившемся всколыхнули республику, обострили и без того сложную проблему коррупции.


Нет особого смысла обсуждать самих руководителей азербайджанской республики, их ближайших родственников и друзей. Как говорит сам Ильхам Алиев: "В Азербайджане все обо всем знают. Республика маленькая". Поскольку в России живет и работает каждый третий азербайджанец, то в Москве тоже все обо всех знают. Давать оценки действиям руководителей – право народа, который их поставил собой руководить. Однако, хочется напомнить, что когда президентом России был ныне покойный Борис Ельцин, и его "Семья" позволяла себе слишком много вольностей с бюджетными деньгами, наша страна находилась на грани развала и полного экономического коллапса.

Сегодня задача – не допустить в России возвращения в «лихие девяностые», и шире – не допустить «Перестройки-2». Тогда и у соседей дела пойдут лучше. Думается, возвращение В.В.Путина на президентский пост в России и в этом контексте является правильным.

Здесь уместно сказать следующее. Сегодня многие, именующие себя «националистами» говорят о необходимости «отделения Кавказа». Ссылаются на то, что такое «отделение» уменьшит приток мигрантов в города России, и соответственно, этнопреступность, «даст русским людям вздохнуть». Ну вот, Азербайджан от нас отделился. И что?  Гонимые коррупцией, безработицей и бедностью жители республики устремились в Москву, Питер, другие русские города. Азербайджанцы верховодят на московских рынках, «азербайджанская мафия» сегодня – едва ли не самая мощная из всех этнических мафий в России. Простые люди страдают, а коррупционеры учатся друг у друга и друг другу помогают – и что границы ?...  А когда речь заходит о связях с общим геополитическим противником, «элиты» говорят о независимости, о том, что «империи больше нет».

«Отделение Кавказа» только ухудшит ситуацию с миграцией и этнопреступностью. И с терроризмом – следом за мигрантами двинутся воинствующие исламисты. В дополнение к безпрецедентному оголению российской границы.

А на Кавказе тем временем уже будут стоять войска и ракетные базы НАТО. Углеводороды погонят в Европу – минуя Россию и без России. И не надо говорить, что никто никого не предупреждал.

Сегодня в Азербайджане назревает сложная, чреватая социально-политическими конфликтами обстановка, причиной которой является коррупция. Внешние недруги и их внутренние агенты, вне всякого сомнения, попытаются воспользоваться этой ситуацией в своих интересах и нанести непоправимый ущерб национальной безопасности государства. И безопасности постсоветского пространства в целом.