Разведчиками не рождаются

Ирек Фатхелисламов
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,
- свистят они,
как пули у виска,
мгновения...
 
Р. И. Рождественский



        - Отца моего арестовали в 1938 г. За ним ночью пришли участковый инспектор милиции Кандринского районного отдела НКВД и председатель Николаевского сельсовета, и увезли на повозке. Дом раскулачили, и мать с двенадцатью детьми буквально осталась на улице. Наша семья поселилась в доме, хозяева которого уехали в Ташкент.

          Фаздал Камалетдинович на минутку замолчал, провел платочком по увлажненным глазам и, успокоившись, продолжил:

        - Основанием для ареста явилось то, что он был муллой. Только было, все улеглось, буквально через несколько месяцев арестовали и Ашраф муллу. Опасаясь ареста, мать сбежала в Татарстан, старший брат женился, создал семью, а я стал работать в колхозе «Каенкуль».

          4 июня 1941 г. был призван в трудовую армию. Меня, как сына неблагонадежного элемента, кулака, призвали в рабочий батальон, который стоял на Вологодщине. Выдали форменную одежду 3-й категории, вооружили киркой и ломом. Образование у меня - 4 класса. Справку об образовании выдал директор Кандрыкулевской 7 летней школы Халфин Гумер абзый, непосредственно перед призывом. Грамоты постигал самостоятельно, кулацких детей к обучению в школе не допускали. Я благодарен ему за поддержку, пусть земля ему будет пухом.

          Когда началась Великая Отечественная война, попросился в действующую армию. Просьбу удовлетворили и в начале июля 1941 г. я оказался в Калининской области. Определили разведчиком в минно - саперный батальон. Потом и кровью постигал премудрости саперного дела. Оттуда направили в 149-й запасной полк. После месячного обучения на разведчика отправили в тыл немцев, к партизанам, и с этого момента началась боевая жизнь, полная риска и неожиданностей.
          Помню, устроили засаду у одной деревушки. Мне было приказано с дерева вести наблюдение за передвижениями противника. Не слезая, четыре дня сидел я на том дереве, и только на пятый день, наконец-то, «вылезла» с пригорка голова колонны с гужевым транспортом. На спуске колонна остановилась. И тут время как будто остановилось. Нервы, как струна, натянулись до предела. Я весь превратился в слух и зрение. Чего хотят немцы? Может, учуяли что?
          Через некоторое время колонна тронулась и на сердце полегчало. Когда колонна углубилась в лес, со всех сторон началась стрельба. В итоге, взяли в плен одного немца и 30 повозок.
          Впоследствии судьба забросила меня в 390-ю отдельную разведывательную роту 332-й стрелковой дивизии...

          Ветеран на время умолк, поправил тюбетейку, провел ладонями по лицу и, не спеша, продолжил свое повествование.

        - Жизнь разведчика нелегка. Разведка - это уши и глаза командира.
          Случилось так, что у нашего командования долгое время не было «языка». По какой-то причине был сбой. В срочном порядке была скомплектована группа из наиболее опытных разведчиков. Командир роты лично проверил готовность каждого. И напоследок строго предупредил: «Без «языка» не возвращаться». Ушли ночью. Ползком перешли передний край обороны противника и углубились в его позиции. Ночь просидели в воронке от снаряда. Когда настал день, внезапно ворвались в траншею неприятеля и взяли в плен 2-х немцев. С двумя «языками» в руках, с боем отошли назад к своим. За этот подвиг я был представлен к ордену Славы III степени.

          Рядовой Мансуров Фаздал Камалетдинович октябре 1945 года с двумя ранениями и полной грудью орденов и медалей вернулся в родную деревню. Из пяти братьев с войны вернулись двое, остальные - сложили головы за Родину.

          По возвращении домой Фаздал Камалетдинович продолжил работать на колхозной ниве. Сначала был бригадиром, а потом председателем колхоза «Яна буляк». После объединения двух хозяйств в одно - заместителем председателя колхоза «Большевик» и позднее - снова бригадиром.
          Постепенно залечивались раны. Лишь душевная рана не давала покоя. Во времена хрущевской оттепели семья Мансуровых, наконец-то, получила реабилитационный документ на отца. Через 20 с лишним лет после репрессии...
          С клеймом «сына врага народа», наконец-то, было покончено навсегда.

          Я еще долго сидел рядом с ветераном и разглядывая во все глаза этого седого с добродушным лицом старого солдата, размышлял о непростой судьбе фронтовика, разведчика и, прежде всего, человека.
      
       
          Из досье автора:

          Красноармеец Мансуров Муфаздал Камалетдинович  родился 20 июня 1914 года в  д. Кандры - Тюмекеево, Чукадытамакской волости,  Белебеевского уезда, Уфимской губернии;  разведчик. 
          Призван в ряды РККА в июне сорок первого,  демобилизован - в октябре сорок пятого. 
         
          Награды: 
          орден Славы III степени, 
          орден Отечественной войны I степени, 
          орден Красная Звезда, 
          медаль «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.» и 
          10 др. медалей. 

          Ранения: 
          легкое ранение в правое бедро 13.08.1944 г., 
          лёгкое ранение в левый висок 2.05.1945 г.