О смертных грехах. Лень

Наталья Нальянова
Моя лень
Лень является одним из самых приятных и распространённых смертных грехов. О лени есть, что сказать буквально каждому человеку. Она повсеместна и не знает возрастных, половых и имущественных ограничений.

Если бы лень была товаром, её потребительский рынок являлся бы самым большим в мире и неограниченным ничем.


Но хотя лень и не является товаром, она востребована, может гордиться постоянной и полной занятостью и настолько широкой популярностью, что далеко опережает в этом отношении любого самого искусного политика.


Лень популярна, но не может пользоваться своей славой. Заслуженно или нет, но цивилизованное человечество отвело ей место в лагере грехов, и в лагерь человеческих добродетелей её не допускают. Так ли это в наши дни?


Кликните «лень» в любой поисковой информационной системе. Вас буквально завалят афоризмами, цитатами из великих источников, что подтверждает необычайно высокий общественный рейтинг лени.


Все интересуются ленью. Все о ней так много знают и много говорят.

Вступая в широкий круг бытописателей лени, следует определиться с тем, что понимается под ленью, о чем именно все толкуют.


Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет лень как отсутствие желания работать, нелюбовь к труду, отсутствие желания делать что бы то ни было.


Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой полностью разделяет мнение предыдущего автора и указывает нам, что лень - это отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля несколько более многословен: лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству.

Все приведённые определения лени свидетельствуют о том, что они очевидно устарели, т.к. труд и работа претерпели радикальные изменения по сравнению с прошлым веком.

О том, что лень является сокровенной частью моей личности, я узнала в таком возрасте, когда подобные откровения  уже не сносят крышу. Каковы бы они ни были, ты уже знаешь, что с ними можно жить и что-нибудь делать.


Мои родители жили с убеждением, что лень является не то, чтобы грехом, а общественным пороком. Лентяи не годились для строительства коммунизма, не приносили никакой пользы государству рабочих и крестьян, основанному на обобществлении труда.  Чтобы правильно жить в те времена требовалось быть тружеником. Или искусно представляться им.


Поэтому постоянная занятость чем-либо казалась естественной и была глубоко укоренившейся привычкой. В свободное от работы, воспитания детей, домашнего труда время я вязала, шила или делала домашние заготовки продуктов. Это были общепринятые женские хобби. О том, что мне хочется лениться, я совершенно не знала.


Осознанное отношение к тому, насколько полезны, нужны и важны мои труды и занятия, сформировалось уже в то время, когда тунеядство исчезло из формальной лексики, перестав быть преступным деянием, а свобода труда и право на свободное распоряжение своими способностями к труду были установлены законами.


К этому времени мои дети уже выросли и не требовали прежних затрат труда. А я с удивлением обнаружила, что всю жизнь занималась совершенно неинтересными мне делами, потратила много лет на мышиную возню и теперь могу отдохнуть.


Но взять и вот за просто так, ни с того, ни с сего, отдохнуть мне не удавалось – я не знала, как отпустить себя на это непривычное занятие.

И первые опыты свободного времяпровождения ставили в тупик – было непривычно, неприлично, неуютно, неспокойно и тревожно.


Это при том, что никаких сильно запущенных домашних дел уже не было. Всю тяжелую домашнюю работу теперь стала выполнять домашняя техника. Стирку, уборку, мытье и чистку посуды, выпечку хлеба и  домашних пирогов и кексов. Приготовление пищи уже не требовало непрестанного служения «вечному огню». Даже мытье окон стало просто развлечением, потому что окна стали другими. Шить стало бессмысленно – профессионалы это делают лучше.


Изменилась и моя работа в офисе. Компьютер, интернет и многофункциональные устройства оставили мне только обработку и использование информации. При наличии хороших навыков это делается быстро и без особого напряжения ума.


После работы я уже не чувствовала себя выжатым лимоном. Стала читать то, что мне интересно. Слушать хорошую музыку. Смотреть лучшие фильмы всех времен и народов. Систематически заниматься спортом.

Оказалось, что я умею «писать прозою», рисовать карандашом портреты и приятно петь. И вообще, я совершенно не тот человек, которым была раньше.
Привело меня к этому простое правило: «не хочу что-то делать - и не буду, а буду делать то, что хочу». В выходные и праздничные дни лежать на диване. Принимать ванну. Читать.


Я ленюсь? Да. Не желаю работать? Да.

Но ленюсь я с удовольствием, которое заслужила. А все остальное я сделаю, когда захочу.


По правде сказать, захочу очень скоро. Остатки коммунистического воспитания прочно угнездились в моем подсознании.


Получается, что именно моя лень помогает мне найти согласие с собой. Даже не знаю, как бы я обошлась без неё.


Является ли мое поведение смертным грехом? И где сегодня находится эта грань, когда внутренняя свобода и право выбирать свой собственный образ жизни превращаются в то самое зло – источник греха - по имени лень?