Первые уроки волшебства

Мария Белкова
  Если кто-нибудь помнит, как учил алфавит, то знает, какое это нелегкое дело. Особенно оно нелегкое, когда приходится учить алфавит не того языка, на котором говорят все вокруг каждый день, а древнего языка заклинаний. Авиш в полной мере оценил его трудность, едва начав произносить вслед за дедушкой странные для его слуха звуки – в заклинаниях они как будто звучали иначе, мелодичнее и проще. Мальчик обнаружил, что научиться творить чудеса, правильные, а не абы какие, очень тяжело, и учеба предстоит долгая. Дедушка, в сотый раз произнося вместе с ним весь алфавит с первой буквы до последней, ужасно устал и то и дело тер виски кончиками пальцев.

 - Ладно, - сказал он ближе к вечеру, когда внук сумел повторить все звуки без серьезных искажений. – Давай попробуем говорить слова. Запоминай сразу, что они значат.  Ван – это ветер. С верхним «а».

  Верхнее «а» было одним из самых мерзких и трудных звуков языка, который Вилайф называл по-научному ренш. Однако Авиш уже почти с ним справился, и его произношение деда вполне удовлетворило.

- Это слово употребляется во всех заклинаниях движения воздуха, если произнесешь неправильно, то получишь вагон. Или двадцать штук чего-нибудь, это уж будет зависеть от случая. Эти слова похожи на слух, не путай.

- Если мне надо будет… - Авиш задумался, - … двадцать яблок, к примеру…

- Это будет «вэн» с верхним «э». А если тебе понадобится вагон, то он с обычным «э», а не верхним.

- Как же сложно, - вздохнул мальчик. – Ты вон как легко все заклинания читаешь, я так не смогу…

- Сможешь, - Вилайф улыбнулся, - я тоже учился очень долго. Я тебя научу основам, а потом уж ты в Академии всеми премудростями будешь овладевать. Там наставники мудрые, у них лучше получится все тебе объяснить, чем у меня.

- Академия подождет, - возразил Авиш. – Я у тебя учиться хочу. Дедушка, ну ты же стал правителем, значит, ты самый мудрый, я тоже хочу стать таким.

- Если постараешься, может быть, станешь намного мудрее, - Вилайфу почему-то вспомнился первый год его обучения в Академии, сокурсники, наставники, и он вздохнул. – Продолжим?

  Авиш согласно и радостно кивнул. Волшебник принялся перечислять простые (в этом языке таких вообще было мало) слова, которые были бы необходимы для самых легких заклинаний. Память у Авиша была хорошая, а произношение с каждым разом улучшалось, так что дело шло на лад. Через несколько дней, когда мальчик выучил отдельные слова, Вилайф счел, что пришло время складывать из них заклинания.

 - Сначала мы с тобой будем пользоваться готовыми заклинаниями, - объявил он, выводя внука солнечным утром в сад и усаживаясь на скамейку. – Их можно запомнить, но потом ты сможешь составлять их сам, из слов, которые знаешь. Но сразу предупреждаю: твои заклинания должны быть осмысленны, иначе они могут причинить вред.

 - Как это?

 Старый волшебник потеребил бороду, обдумывая, как объяснить внуку природу силы.

- Ну, как бы тебе сказать попроще.… Когда ты читаешь заклинание, словами ты посылаешь мысль. Твоя мысль в этих словах несет твою магическую силу, и происходит то, что ты хотел. Когда заклинание просто не имеет смысла или составлено с серьезной ошибкой, мысль путается, как нитка, когда котенок играет клубком. При этом твою силу она все равно отбирает. Если сильно запутается, ты ослабнешь, а можешь и заболеть от этого.  Так что сначала учи формулы, силу прикладывай только тогда, когда уверен, что заклинание правильное. В прошлый раз твои заклинания сработали, потому что ты пытался понять смысл слов, и прикладывал для этого силу. Заклинания могут и так действовать. И помни, что нельзя творить их слишком много подряд, особенно сейчас. Ты еще не привык тратить магическую силу, поэтому не расходуй ее излишне. Не станешь же ты, если захочешь стать отличным бегуном, обегать замок сто раз подряд в первый же день, а начнешь с одного круга и будешь увеличивать их число постепенно.

  Может быть, Вилайф объяснял слишком сложно, но Авиш был его внуком, так что он понимал мысли деда и соглашался с ним. Волшебник осмотрелся и продолжил:

- Размер чуда зависит от того, на что ты его направишь. Можно разогнать все облака сразу, а можно развеять одно облачко. Тогда и устанешь меньше. Вот, пожалуй, с этого и начнем.

  Он произнес заклинание, звучавшее для Авиша абсолютно непонятно, и над скамейкой зависла тучка размером с зонт.

- Вот тебе объект, будем тренироваться. Вспомни слово «делай».

- «Фэ».

- «Ветер».

- «Ван».

- Чтобы разогнать тучу, надо повелеть воздуху сделать ветер. Но это должен быть только поток воздуха, весь воздух двигаться не должен, поэтому заклинание будет «фэдюван». Именно «дю», потому что часть воздуха, и никак иначе. Повтори.

  Авиш повторил для верности несколько раз, и дед кивнул.

- Видишь, ты повторил без усилий, и ничего не произошло. Теперь смотри на тучку. Думай о том, что ветер должен разогнать ее. Спокойно думай, представляй себе, как она исчезает, и говори заклинание.

  На первый раз воображение Авиша подвело, от тучки оторвался край и растаял, а остальная часть никуда не делась.

- Спокойно, никуда не торопись. Попробуй направить мысль в середину.

 Вилайф любил делать хорошо все, за что брался; до вечера они с Авишем гоняли в саду маленькие облачка, и только тогда он сказал уставшему внуку:

- Молодец. Теперь я могу сказать, что ты выучил первое заклинание. Мы будем повторять его еще много раз, но завтра будь готов учить другое. Если, конечно, ты не передумал учиться магии.

- Нет, не передумал, - мальчик потряс упрямо головой и пошел спать, глаза у него закрывались на ходу от усталости.

- Ты замучаешь ребенка, - выговорила старому волшебнику бабушка Вилайфа за завтраком. – Он все еще спит, хотя обычно его об эту пору в доме не удержишь. Виданое ли дело, цельный день заклинаниями швыряться. Ребенок он еще, ему играть надо! Успеет еще поучиться!

- Так ведь он сам хочет учиться, - мягко защищался тот, - и заклинания только самые простые я ему даю. Или бездельником расти лучше?

- Чего это сразу бездельником-то? Да пойми ж ты, рано всю твою премудрость в его головку впихивать!

- Ничего я не впихиваю! Вот придет он сам, спросим, чем он хочет заняться – играть или волшебству учиться.

- Мал он еще, сам решать. У него бабушка с дедушкой есть. Пока родители по делам ездят, мы за него отвечаем, мы и решать должны. 

- Он должен учиться принимать решения и отвечать за них уже сейчас, потом будет поздно. Нельзя лишать человека права свободного выбора. Если Авиш хочет заниматься делом, а не тратить время по пустякам, я его поддержу.

- Хочу, - раздался от двери в кухню голос мальчика. – Бабуль, я есть хочу!

- Садись, милый, у меня все давно готово.

  Поставив перед внуком полную тарелку ароматного супа, старушка молча встала возле буфета и принялась перебирать тонкие пучки пряных трав, с которыми заваривала чай.

- Мелиранды последние веточки остались, - бросила она Вилайфу. – Посадил бы, все равно сидишь там, в саду, по целым дням.

- Можно и посадить.

- Я тебе помогу, - тут же поднял голову Авиш.

- Обязательно. Только поешь сначала.

  Завтрак, процедура нужная, но не особенно интересная, скоро кончился, и Авиш, подстраиваясь под неторопливую походку деда, пошел с ним в чулан. Этот чулан располагался под лестницей на первом этаже, в нем хранились на длинных полках самые разные семена, а в ящиках лежали садовые инструменты, которые бывают нужны любому садоводу, независимо от того, маг он или нет.

  Вилайф отпер чулан, коротким заклинанием зажег укрепленную на стене лампу и пошел вдоль полок. Авиш медленно двинулся за ним, задирая голову, чтобы все осмотреть, и вдыхая загадочные запахи этого удивительного места. Вилайф нашел мешочек с семенами травы, которую надо было посадить, и осмотрел все еще раз цепким хозяйским взглядом.

- Как бы мыши не завелись, - озабоченно пробормотал он.

- А как с ними бороться? – сразу заинтересовался внук.

- Кошку завести правильнее всего, но бабушка твоя против.

- Почему?

- Потому что котенок у нас был уже – помнишь? Он разбил ее любимую чашку, и с тех пор она не соглашается завести животное в доме.

  Авиш погрузился в раздумья по этому поводу, который ему представлялся очень серьезным, и молча шел за Вилайфом. Тот прихватил в чулане лопатку и направился в угол сада, где располагались грядки с пряностями.

- А мы будем учить сегодня заклинания? – встревожился мальчик, увидев, как дед принялся основательно и неторопливо рыхлить землю.

- Конечно. Сегодня будем учить заклинания роста. А пока смотри, как я сажать мелиранду стану. Эта трава не только для чая нужна, она и в зельях используется. В природе она растет редко в наших местах, так что тебе тоже придется ее выращивать.

  Авиш был мальчиком деловым и серьезным, поэтому он сразу проникся важностью момента и начал внимательно следить за тем, что делал Вилайф, хотя скоро ему это начало казаться скучным. Где-то над головой свистели птицы, а вокруг летали разноцветные бабочки, и Авиш замечтался о том, что он выучил заклинание, превратился в бабочку и может долететь до чердака и посмотреть, что там хранится. Вдруг над его головой раздалось «мяу!», так четко и громко, что Авиш вздрогнул.

  Вилайф оторвался от грядки и посмотрел вверх. То, что он там увидел, его, похоже, успокоило, потому что волшебник вернулся к прерванной работе, словно ничего не произошло.

- Деда, это кошка? – удивился мальчик.

- Нет, Авиш. Это птица такая, репейник называется. Она повторяет в своих песнях все, что слышит. Прислушайся, она тебе про все расскажет, что в округе происходило.

 Прошло несколько минут,но репейник молчал, Авиш следил за действиями дедушки и поднимал то и дело голову, чтобы разглядеть между ветвей невидимую птицу, но листья надежно скрывали ее. Старый волшебник тем временем проверил рыхлую землю, прочертил две бороздки и принялся раскладывать в них мелкие семена. Птица все еще молчала.

- Она улетела, наверно, - вздохнул мальчик, опуская в очередной раз голову.

- Прилетит еще. Ты готов? Пришло время заклинания.

- Готов!

- Тогда слушай. Заклинание роста можно произносить не только тогда, когда сажаешь растение, но вообще в любое время. Главное – тщательно представить результат. Если приложить больше сил и вообразить, что растение станет большим сразу, так и случится, но для природы это вредно. Маги применяют этот способ в крайних случаях. Когда сажаешь какое-нибудь дерево или траву, как я сейчас, надо представить, что оно растет крепким и сильным, в сроки, положенные ему природой. Все понял?

  Авиш кивнул.

- А слово заклинания простое: «Гранди!»

 «Простое, ага, - подумал Авиш. - Опять это противное «а»…  Дедушке хорошо, он все знает и произносить умеет».

  Он принялся повторять заклинание, как велел дед, сначала без приложения силы, а потом, когда произношение стало похоже на правильное, направляя заклинание на семечко. Вилайф тщательно следил, чтобы внук все говорил и делал как надо.

- Ну, вроде все хорошо, - сказал он, когда Авиш произнес заклинание над последним лежащим в земле семечком. – Теперь засыпать их землей и полить осталось.

  Он припорошил бороздки землей и тем же заклинанием, что и вчера, призвал тучку.

- Видишь, какая она большая, - обратился он к внуку. – Сейчас польет, а остатки ты развеешь.

  Из тучки по велению старого волшебника пролился маленький дождь, в меру смочив землю на свежей грядке. Тучка стала чуть меньше в размерах, и Авиш подумал, что разогнать ее будет потруднее, чем первую; вчера дедушка создал совсем маленькую тучку.

- Помнишь, что надо делать? – спросил Вилайф.

- Угу.

  Мальчик сосредоточился, направил силу мысли, как советовал дед, в центр тучки, произнес заклинание и почувствовал небольшое сопротивление, словно он толкал что-то невидимое; в следующий миг тучка бесследно растаяла.

- Молодец! А теперь сам выбирай, каким растениям ты будешь помогать расти. Если не устал еще от магии.

- Не устал!

  Они пошли по саду, разглядывая все, что там росло. Авиш решил, что столько раз прочитать заклинание в один день не сможет, и надо помочь сначала больным и слабым растениям. В результате он смог увидеть, как расправил листья привядший после пересадки куст цветов с мудреным названием, и появились из-под земли ростки на пустой прежде грядке.

- Видишь, семена, значит, уже проклюнулись, - объяснил это Вилайф, - а ты помог им вылезти на свет.

  Подобные результаты Авиша очень порадовали, и за обедом он с восторгом описывал бабушке все виденные чудеса. Та больше всего заинтересовалась репейником.

- Он для сада полезен. Приманили бы, что ли, чтобы жуков ловил.

- Да он и сам прилетит.

- Жилье ему построй. – Бабушка сказала это так настойчиво, что старый волшебник не стал спорить.

- Поможешь? – обратился он к внуку.

- Конечно! А как?   

  Оказалось, что жилье для птиц, что-то вроде скворечника, положено строить без применения магии.

- Птицы все делают сами, - говорил Вилайф, принимая из рук Авиша дощечки и гвозди. – Ветки клювом таскают, гнездо вьют. Нам руками куда удобнее работать, что ж мы, без чудес не справимся?

 На следующий день Авиш выбежал с утра пораньше в сад и услышал в ветвях кваканье лягушек. Мальчик улыбнулся радостно и побежал к дедушке с бабушкой.

- Он прилетел! – крикнул он, вбежав на кухню.

- Вот и хорошо. Завтракать садись, для ваших чудес много сил надо. Опять пойдете ведь магии учиться?

 Авиш не мог ответить и только кивнул. Вилайф улыбнулся: ему было приятно учить внука, радовал его интерес к тому, чем сам Вилайф умел и любил заниматься. Тем более, сейчас у него была возможность посвятить время внуку, пока родители Авиша занимались государственными делами, помогая старому волшебнику.

 В этот день они изучили заклинание призыва дождя, а потом распорядок дня изменился – Вилайф получил какое-то письмо и стал по полдня проводить в кабинете, читая документы или составляя послания и распоряжения. Авиш начал было играть, как играл раньше, но ему скоро надоело,  и мальчик отправился в сад, закреплять выученные заклинания. Особенно ему нравилось читать заклинание роста, помогая слабым растениям становиться чуть выше и сильнее. Однако Авиш помнил слова деда и не применял заклинание ко всем растениям подряд.

 На маленький голубой цветок села пестрая бабочка, будущий волшебник наклонился, а потом опустился на колени, разглядывая замысловатый узор на ее крыльях. Бабочка собрала на цветке пыльцу и улетела, Авиш собрался встать и тут заметил маленький бурый росток, торчащий под листком соседнего растения в густой тени.

«Вот ему точно надо подрасти», - подумал мальчик и произнес заклинание, направив мысль на росток.

 Он хотел сделать росток немного больше, ровно настолько, чтобы солнечные лучи падали на него тоже. Но последствия заклинания, хотя оно было правильно произнесено, оказались необычны. Росток начал сильно увеличиваться в размерах, причем не только в высоту, но и в ширину, и Авиш оглянуться не успел, как перед ним возникла садовая скамейка, резная, очень красивая и как раз такая, чтобы мальчику было удобно на ней сидеть.
 
 Авиш внимательно осмотрел скамейку, осторожно потрогал, присел на краешек. Скамейка вела себя, как любая порядочная садовая скамейка, не отпрыгивала и не собиралась исчезать. Мальчик подумал немного, решил, что надо все рассказать дедушке, и побежал к нему.

- Скамейка выросла? Где? – Вилайф, которого рассказ внука потряс очень сильно, бросил все свои дела и поспешил в сад.

 Увиденной скамейке он обрадовался, как родной.

- Ты не представляешь, какое дело сделал! – объявил он удивленно глядящему на него Авишу. – Я потерял эти семена давно и не надеялся их найти, сад вон какой большой. А ты нашел!

- Я случайно…

- Все равно молодец. Поищи-ка здесь вокруг еще необычные ростки, только заклинание не читай.

 Авиш послушно опустился на четвереньки и осторожно стал продвигаться среди низких кустов, осматривая землю в поисках чудесных ростков. Скоро он обнаружил еще два бурых, один белый и один голубой росток и указал на них деду.

- Отлично. Теперь сбегай к бабушке, пусть даст тебе какую-нибудь плошку и лопатку.

 Авиш скоро вернулся и принес все, что требовалось, сгорая от любопытства, что еще скрывают эти ростки. Вилайф крайне осторожно пересадил их в горшочек и поднялся, отряхивая землю с одежды.

- Это мое изобретение, - пояснил он, с любовью разглядывая находку. – Вот из этого, белого, можно вырастить статую, из голубого – фонтан. Это куда проще, чем строить, и не повредит растениям. А то рабочие способны затоптать половину сада, пока несут скамейку, а уж беседку построить – совсем катастрофа.

- А здесь все?

- Нет, - волшебник вздохнул. – Я сам вырастил первые растения на окне, а когда собрал эти семена и разложил сушиться, их унесло ветром. Если ты поищешь и другие, буду очень тебе благодарен.

 Мальчик с радостью этим занялся и, гордый сознанием важности порученного ему дела, ползал по саду до вечера. Он нашел только один росток, но и эта удача порадовала его и вдохновила на дальнейшие поиски. Дед тоже был доволен, только бабушка не вдохновилась видом перемазанного землей и травой внука.

- Мне, между прочим, жалко тратить время на варку зелий чистоты, - ворчала она, - а без них никакие слуги ничего не отстирают. Не волшебники вы, а поросята натуральнейшие!

«Значит, бывают еще и ненатуральные поросята… Магией выведенные, наверно», - решил Авиш.

- Не ворчи на нас, - улыбался Вилайф, - Авиш семена мои нашел, жаль только, не все. Кажется мне, что их было больше шести.

- Я еще поищу, - утешил его внук и добавил: - Если бабушка разрешит.

- Да ладно уж, ради такого дела. Но ты все-таки поаккуратнее! 

 Будущий волшебник на следующий день возобновил поиски, но это сложное дело отнимало много времени, было утомительно, хотя и интересно. Мальчик открыл для себя много такого, о чем и не подозревал прежде; на его глазах вспухла горка земли, из нее высунулся черный нос, понюхал воздух и спрятался обратно. Дожидаться, не вылезет ли он снова, не было времени, и мальчик двинулся дальше, чтобы столкнуться еще с кучей загадок, которых в природе и без магии хватает. Попутно Авиш продолжал применять заклинания, то призывая маленький дождь для растущих на солнце растений, то сгоняя потоком ветра какого-нибудь вредителя. С заклинанием роста он стал обращаться намного осторожнее.

  Вилайф же долго искал и, наконец, нашел свои старые записи по поводу этого эксперимента, где указывалось точное количество семян. Их было семь, значит, оставалось найти еще один. В большом саду это могло занять много времени, и волшебник решил, что не стоит мучить внука с его поисками. Они продолжали изучать заклинания, и Авиш все чаще задумывался теперь о том, какой удивительный человек и могущественный волшебник его дедушка. А сад по-прежнему хранил свои тайны и не спешил показывать и раскрывать их мальчику, который только-только начал учиться сложной науке – природной магии.