Справедливости вопреки

Людмила Лебедева
Ник Войчич -
родился без рук и без ног,
но счастлив.





Энциклопедическая справка:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых прав   
Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.   

Справедливый прил.
1) а) Беспристрастно следующий правде, истине в своих поступках и мнениях.
    б) Основанный на беспристрастном соблюдении истины.
2)  а) Основанный на требованиях справедливости (2).
    б) Обоснованный, законный, заслуженный.
Справедливость – категория суда.

Антипод – насилие, притеснение. Жестокость.

Справедливость чаще всего трактуется, как «прямой, выпрямленный, ровный; перен. правильный, справедливый, истинный, честный, приятный, угодный
 Или еще «уравнивать, делать ровным, направлять прямо, прямо идти; перен. точно хранить,».То есть, это значение эталона.

1 . верность, надёжность; 2 . непоколебимость, стойкость; 3 . честность, правдивость;




Справедливость – это та категория, на которую человек реагирует болезненней всего. Если с нами поступают несправедливо, то мы вспыхиваем и мучаемся, и это приносит нам душевное страдание. Нам становится обидно так, как никогда в другое время. Ничто не ранит человека сильнее, чем несправедливость.
Мы легко можем вообразить себе ситуацию, что мы так и так хорошо сделали человеку, а он  - плюнул в душу.
Почему люди уходят из церкви? От Бога? Скорее всего, они почитают, что с ними обошлись несправедливо. Крайне редко это происходит от скуки или неверия. Скорее всего, вспыхивает обида.
Почему? Потому что мы очень высоко ценим свои заслуги.

Вопрос: «А справедлив ли Бог?»

Конечно, Библия говорит нам, что прямота и честность, и праведность – все это черты Божьего характера. Но только с нами Бог поступает не всегда по заслугам. Потому что иногда мы не заслуживаем ничего, кроме наказания. Но Бог милует нас. И спасение мы получили не по справедливости, а по милости. И Иисус умер, нарушая все законы справедливости. Сказано, что Он понес наши немощи и наши болезни. Но можно сказать и так: Он понес на себе груз несправедливости. Он испытал несправедливость сполна. Потому что справедливость говорит, что Он должен был родиться во дворце и с младенчества Ему должны были петь дифирамбы, потому как Он – Царь царей. Но он попрал справедливость в своей жизни и сказал, что Он милости желает, а не жертвы. И что справедливость превозноситься над судом.

Мы все за справедливость. Мы так ратуем, чтобы правда оставалась на нашей стороне. И в общем-то, в этом и нет ничего плохого. Даже Павел однажды потребовал справедливости – чтобы были соблюдены права его, как римского гражданина.

Но если мы так за справедливость, то стоит помнить, что справедливость может обернуться своим карающим оком и к нам. Мы за справедливость? Бог более всех достоин воздаяния за свои деяния. Что сделал Он для нас?  А как поступаем мы в ответ?

Мы за справедливость? А справедливо ли мы поступаем по отношению к Богу? И чем Он нам отвечает? Если бы Бог поступал с нами по справедливости только, то наше место было бы не в Его царстве, потому как воздаянием за наши деяния должна была бы быть смерть.

Надо здесь сказать, что Бог отступает от справедливости только в одну сторону – в сторону милости. И никогда Он не оставляет без воздаяния то доброе, что делаем мы, угодное Ему. Во всяком народе и племени Бог благословит человека, боящегося Его, даже если человек не до конца понимает, какого именно Бога он Боится. Но спасение только через Христа.

Поэтому, когда справедливость вопит и взывает к суду над неправым соседом, другом, родственником, начальником, надо вспомнить о том, какова справедливость Бога. И тогда станет понятно и легко исполнить то, что сказал Иисус в Нагорной проповеди: «ударили по правой, подставь левую». Нагорная проповедь – это изложенное учение несправедливости, отвержение справедливости. Проповедь о попрании справедливости.

Нас обижают? Нам горько? Что ж, написано «Милость превозносится над судом», «Если ударили по правой – подставь левую.», «Лучше остаться обиженным».

А в народе говорят: «У каждого своя правда», «Понять – значит простить».

И еще одно место Писания меня сильно впечатляет. Когда Моисей сорок лет водил Израиль по пустыне и настало время войти в Землю Обетованную, Моисей напомнил народу о том, что происходило за эти сорок лет.

"2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;
4 одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет.
5 И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.» (Втор.8:2-5)

И вот что интересно. Вроде бы смирение, испытание , голод – это все не очень приятно. Но в этом же списке присутствует и другое: манна, не пухнущие ноги, не стираемая обувь, не рвущаяся одежда.

Человек склонен замечать плохое  в своей жизни. Но рядом с плохим все эти сорок лет было хорошее. И плохое – это временные трудности, с которыми евреи сталкивались на несколько дней, а хорошее было стабильным, постоянным явлением. Возможно, потому мы и не замечаем хорошего в нашей жизни и начинаем роптать на несправедливость к нам Небес, что хорошее у нас постоянно. Привыкаем. Но Моисей говорит, что все испытания были исключительно ради того, чтобы научить нас. Не так ли мы учим своих детей? Заставляем их работать, ставим перед ними трудности.  И ведь не потому, что не любим их. Как раз, наоборот.

« Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его.» (Втор.8:6)
16 питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро,
(Втор.8:16)