Дань

Люба Рубик
                Игры нашего детства

   Эта игра-забава из дальнего далека светит нам светлячком незабываемого детства. Помните: только появятся первые веснушки  проталин, так на них проклевываются робкие щеточки зелени: изумрудно-острые иголочки, предвестники радостного тепла  и света. И тогда в каждой школе, в каждом дворе сладко звенят ребячьи голоса:

-Не рвать, не щипатъ, вашу зелень показать!

Попробуй, не выполни приказа - куры засмеют! Поэтому в ту пору у любого ребенка то в кулачке, то в кармашке была наготове травинка. Случится же забыть о ней или потерять-обязан показать неживую зелень: лоскуток, обертку, карандаш, зелёную кофту... А не предъявил ни того, ни другого - плати дань.

   Нынче весна что—то не спешила, хотя уже все свои слёзы обронили сосульки, ночные звезды заглядывались в стеклянные очи лужиц, а утрами под шагами они перезванивались колокольцами льдинок. Но днём можно было наблюдать, с какой радостью птички принимали первый после зимы душ в растаявших лужах. Однако, до первой зеленой игры было еще далековато. Но это мне так казалось..

   Выхожу из дома с лопатой, чтобы дать дорогу ручью, а он уже сам спешит в мой огород. У самой калитки сталкиваюсь с малышкой: девчушка уже успела обрызгатъ не только свои золотые сапожки, но и вырасти за зиму из красивой курточки.

- Ни лвать, ни ссипатъ, васу зелинъ показать! - не здороваясь, картаво приказала она мне и протянула в красной ладошке  нежные шпилъки какой-то травки.

— Чур, с меня дань!— вспоминаю я отвечалку, пока моя юная соседка не предъявила мне своё желание. А кто знает, что бы пожелало сие юное создание? Может, доллары или автомобиль! А желание надо непременно исполнять: игра такая, без хлюзды!*

Я возвращаюсь в дом за поджаристой корочкой сладкого пирога. Ну, если не нашлось у меня ничего зелёного в ответ, надо платить дань... Девочка взяла лакомство и нравоучительно, с выражением протараторила:

- Надо лвать и ссипать,
надо зелинь показать,
а не будис показать,
будись дань всигда давать!

Подпрыгивая так, что с головы чуть не слетела шапчонка, ребёнок бежит к дороге, где с гордостью делится ”добычей” с мальчишкой постарше себя. Тот встретил её упрёком:

- Я тебе говорил, что надо было требовать дань деньгами или сникерсом!..

   Я смотрю на них и улыбаюсь: вот как хорошо изменилось время! А в пору нашего послевоенного детства мы были рады кусочку хлеба, а уж кусок пирога – это вообще была не дань, а шик!

   Сейчас дети сыты, им нужна дань деньгами и сникерсами!.. Ладушки! Лишь бы войны и голода не было! 

==========
* Хлюзда (каприз)- Это выражение “из детства”, несмотря на кажущуюся его наивность, на самом деле является сакральным. Его менее точные модификации во взрослом изложении – “за все придется отвечать”; “за базар ответишь” и т.д.

            2009 г. Черкассы