Глава 2. В годы оккупации. Из воспоминаний бабушки

Татьяна Иванова 14
      Отцу было 8 лет, когда началась Великая Отечественная война. Маленький Коля вместе с родителями - Петром Никоновичем Алешкиным и Еленой Васильевной (в девичестве Серовой) проживал тогда в небольшой деревушке Голачево, близ города Духовщины.

      Уже в июле 1941 года немцы захватили Смоленскую область: жгли дома, расстреливали мирных жителей. Так, невольно, мои родные оказались в самом пекле военных действий.

      Петр Никонович, как и все мужчины призывного возраста, уходит на фронт. Однако, дождаться мужа Елене Васильевне не удалось. В 1943 году она получает похоронное извещение, в котором скорбно сообщалось, что красноармеец П.Н. Алешкин пропал без вести в боях под Москвой.

      До сих пор я храню этот поблекший и потемневший уже от времени, клочок бумаги. Здесь- запечатленная навечно информация о моем дедушке. Но поиски его пока не увенчались успехом.

      Не обошли немцы и деревню Голачево. Ранним утром жителей разбудили оглушающие автоматные очереди, прерываемые гортанными выкриками завоевателей.

      Не давая одеться, людей в исподнем выгоняли на улицу. Солдаты ходили по хатам, собирая в зеленые каски яйца, найденную провизию, тут же расправляясь с домашней птицей и мелкой живностью.

      Жителей деревни построили в шеренги. Немецкий офицер, внимательно вглядываясь в каждого плененного, отрывисто указывал рукой на более крепких и выносливых селян. Когда отбор совершился, оставшихся " неучтенных" стариков и женщин с грудными детьми, отогнав на некоторое расстояние, тут же расстреляли. Горестный крик вырвался из толпы.

      Притихший Коля стоял рядом с матерью и своей бабушкой Ефросиньей Харитоновной, уже немолодой, но крепкой и жилистой от крестьянского труда женщины. Видимо, это сыграло определенную роль при ее спасении.

      Немецкий офицер, через переводчика, коротко объяснил населению, что их отправляют на работы в Германию.

      Собранные группы людей фашистские конвоиры погнали пешком, направляя их через территорию Белоруссии. Недоедание и болезни отсеивали слабых. Немцы пристреливали их по пути.

       Погода также не благоприятствовала людям. Лето выдалось холодное и дождливое, что еще более усугубляло положение деревенских жителей.

       В дороге воспалением легких заболела и Ефросинья Харитоновна. Беззащитная и бесправная бабушка ничем не могла помочь матери. На одной из коротких стоянок, силы оставили старую женщину, и она скончалась. Под непрерывным дождем, тело так и осталось лежать на сырой земле.

       Каждый раз, рассказывая эту печальную историю, бабушка плакала от своего неутихающего за долгие годы горя. И до  сих пор ее боль существует и во мне. Приходя помолиться в храм, я подаю поминальные записочки, чтобы отслужили службу в память всех моих родных и близких. И пока я жива - я не забуду никого.

       В Белоруссии пленных людей попытались отбить партизаны. Но немцы быстро среагировали на ситуацию и сумели подавить атаку. Однако, по всей видимости, желание переправлять далее в Германию дармовую рабочую силу, у них прошло.

       В ближайшем поселении фрицы загнали обессиливших людей в сарай. Облили строение бензином, но сжечь не успели. Партизаны подоспели вовремя. Моя бабушка и ее сын Коля остались чудом в живых.