Осветившая нас в детстве лучами своего сердца

Валентина Товпегина
   "Какое великое, всеобъемлющее понятие учитель.
Учитель – тот, кто подаст тебе наилучший совет, тот, кто поведет к знанию, тот, кто явится примером, кого почитаешь и сердечно любишь"( Наталья Бондарчук).                Школа в жизни каждого человека оставляет неизгладимый след. Кто – то, любя учиться, с радостью посещает ее все 11 лет, для иных -  это  каторга. Но, наверное, в каждой школе есть такой учитель, которого уважают даже нерадивые ученики, а большая часть учащихся просто влюблена в своего наставника. Таким учителем в нашей школе была Серафима Степановна Лопатина.
            В седьмом - восьмом классах у нас она преподавала русский язык и литературу. Стройная, красивая и всегда в темном костюме(темно - коричневом, темно - синем,вишневом), она казалась  очень строгой, недоступной, как Снежная королева; некоторые (я в том числе) ее сначала  даже побаивались.  А она просто была очень эмоциональным человеком,  артистической натурой, незаурядной личностью, хорошим психологом.  Один ее взгляд чего только стоил! И речь ее, меткая и образная,сразу и надолго запоминалась; могла одним только словом убедить, вселить надежду, что все получится, надо только постараться или, наоборот, могла одернуть, пристыдить так, что больше не хотелось ей попадаться на глаза.  Ее выступления на собраниях (родительских, комсомольских)любили: говорила мало, но по существу,как - то могла всех озадачить и объединить для решения проблем.                А еще она всегда была на переменах с учениками. Серафима Степановна для нас была и учителем, и артисткой, и мамой. От ее  внимательных серых глаз ничего не ускользало, казалось, она всех видела насквозь. Когда она слушала ученика на уроке и  была довольна его ответом , взгляд ее был ласков,лицо сияло солнечной улыбкой, а голову она держала прямо, темно - русые волнистые волосы  обрамляли ее одухотворенное  лицо. Она радовалась нашим успехам! Но как же менялось лицо у Серафимы Степановны, если ученик был не готов!  Она уже не смотрела на такого ученика, будто его и не было на уроке; а весь вид ее говорил о том, что она обижена или разочарована. Чтоб не огорчать в другой раз любимую учительницу, провинившийся старается изо всех сил исправиться. А ее коротенькое одобрение: «Вот можешь же!» - звучало для каждого ученика по – особому, потому что  произносилось с разной интонацией.Она никогда не читала нотаций,умела с любовью заглянуть в глаза,от этого ей хотелось доверять; она была творцом человеческих душ.
             Каждый  урок Серафима Степановна начинала с того, что называла тему, цель  урока,  как мы будем добиваться исполнения поставленных задач; нам казалось, что ее уроки были очень короткими, а все потому, что разнообразные были виды деятельности  учеников на ее уроках. Она же выступала в роли дирижера. Как – то все легко давалось, конечно, мы с нетерпением ждали встречи с ней, с нашей любимой учительницей. Став взрослыми, поняли, что "легкость" достигается большим трудом талантливого учителя.                А как она читала стихи! Мы очень любили ее слушать, когда она читала и прозу. Требовательная к себе, она и от нас требовала  качественной работы.
         К смотру художественной самодеятельности Серафима Степановна организовала танцевальный коллектив и сама им руководила. Да ни одно мероприятие не проходило без участия Серафимы Степановны!
               Очень жаль, что мало пожила она на белом свете!  Встречаясь, мы, ее ученики, всегда с большой благодарностью вспоминаем ее уроки, ее летящую походку, ее улыбку и глаза. Мы помним и будем помнить ее молодой, жизнерадостной, счастливой, осветившей и согревшей нас в детстве  животворящими лучами своего поистине доброго сердца. 2013год.