Иисус Назорей

Дневники Акель
Евангелие от Иоанна гласит (Ин.19:19-22):

"Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски".

Почему же на кресте было написано, "Иисус Назорей"? Некоторые христиане убеждены: это означает, что Иисус пришел с проповедью в Иерусалим из Назарета – небольшого селения на берегу Галилейского озера.

Жаль, доподлинно неизвестно, существовало ли в те времена в Галилее селение с таким названием. Если не считать упоминаний в Священном Писании, то никаких других следов в истории Назарет не оставил. Также не найдено достоверных географических карт того времени с точными названиями населенных пунктов. То есть факт существования селения с названием Назарет не подтвержден.

Гораздо убедительней кажется версия, что эпитет "назорей" был связан не с Назаретом, а указывал на принадлежность Иисуса к особому кругу "назореев", людей, посвящающих свою жизнь Богу. Во времена Иисуса  назореев часто связывали с "ессеями". К этому же кругу принадлежал и Иоанн Креститель, совершивший над Иисусом обряд посвящения, и также апостол Павел. 

Практику назорейства среди евреев узаконил Моисей. Об этом можно прочесть в Книге Чисел (6:1-21):

 «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви народу Израилеву и скажи ему: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,

то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;

во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.

Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.

Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу…»

То есть, во времена своего служения Богу, назорей давал обет полностью воздерживаться от продуктов, произведенных из винограда, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу.

«Когда окончатся дни его назорейства, его должно при­вести ко входу церкви… Он острижет у входа в церковь свою освященную голову, и положит свои волосы в огонь на жертвеннике» (Книга Чисел).

Если по какой-то причине обет был нарушен, то и служение Богу считалось завершенным.

Может поэтому Иисус, распятый на кресте, отказался от виноградного уксуса, предложенного ему римским воином, чтобы утолить мучительную жажду? Ведь тогда бы обет посвящения Богу был нарушен.

Первым чудом Иисуса считается превращение воды в вино, состоявшееся на свадьбе его родственников в Канне Галилейской (Ио. 2, 1-11). Но нет никаких упоминаний, что Иисус пил это вино сам.

Также Иисус не прикоснулся к вину и во время Тайной Вечери (Евангелие от Матфея (26,20-30):

"И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего".

Неизвестно, постригал ли Иисус волосы во время своего служения. В Евангелии прямых упоминаний об этом нет. Но по традиции, он всегда изображается длинноволосым. А такая прическа вовсе не была общепринятой в те времена. Воины, торговцы и крестьяне стриглись коротко. Ведь в жарком климате Израиля носить длинные волосы очень неудобно.

Иоанн Креститель, видимо, в назорейство был посвящен с самого рождения. Это была частая практика, когда долгожданных или чудесным образом появившихся детей посвящали Богу (Евангелие от Луки (1.15):

"Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей".

Возможно, так же произошло и с Иисусом. Ведь он тоже появился на свет чудесным образом.

Одним из самых прославленных назореев был ветхозаветный герой Самсон (Книга Судей (гл. 13-16). Как и Иоанн Креститель, он тоже появился на свет после долгих лет бесплодия своих родителей.

"И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;

Итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;

ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян".  (Книга Судей (гл. 13: 3-5).

Посвященный Богу Самсон никогда не стриг волос, служивших источником его невероятной силы. Многие годы он бесстрашно бился с филистимлянами, освобождая свой народ от их тяжелого гнета.

Но погубила Самсона любовь к филистимлянке Далиле. Усыпив непобедимого героя своими ласками, она остригла все семь кос с его головы. В результате, Самсон лишился своих сил, был пленен и ослеплен врагами.

Раскаявшись, Самсон воззвал к Богу. Волосы снова выросли на его голове, и могучая сила вернулась. Но филистимляне об этом не догадывались. Однажды, они решили посмеяться над ослабевшим слепым богатырем и во время праздника привели его в Храм. Самсон подошел к колоннам, удерживающим крышу, и свалил их. Враги оказались погребены под развалинами. Самсон тоже погиб.

Завершил освобождение евреев от гнета филистимлян другой прославленный назорей -пророк Самуил. Он тоже был рожден после долгих лет бесплодия и сразу же посвящен Богу. Его жизнь описывается в Первой Книге Царств.

Можно сказать, Самуил был Верховным жрецом и правителем иудеев. Объединив в своих руках светскую и духовную власть, он освободил еврейский народ от филистимлян и помазал на царство Давида.

Видимо, назореем был и Авессалом, один из сыновей царя Давида. Прямых указаний на это нет, но известно, что у него были очень длинные густые волосы.

О традиции не стричь волос в знак посвящения себя Богу нам известно не только из Ветхого и Нового Заветов.

В глубокой древности на Греческих островах жил легендарный народ КУРЕТЫ. Они поклонялись Каре - очень почитаемому в Малой Азии Богу Грозы и войны. Греки прославляли этого Бога как Зевса Карийского. Мужчины куреты считались лучшими воинами Средиземноморья. Они отращивали очень длинные волосы, состригая лишь пряди со лба, вероятно, для обряда жертвоприношения.

Одной из прославленных воинских традиций куретов был ритуальный танец с оружием. Видимо, это зрелище оказывало очень сильное впечатление на наблюдателей, если слава о нем дошла и до наших дней.

Куреты упоминаются и в древнегреческом эпосе. Именно эти смелые воины спасли новорожденного Зевса от гнева его отца Кроноса. Исполняя свои воинские пляски, куреты громко стучали мечами о щиты и заглушали плач малыша Зевса. Поэтому Кроносу не удалось его найти. И сам новорожденный Бог Грозы пританцовывал вместе со своими мужественными защитниками.

На Крите куретов называли корибантами. Сохранилось описание военной пляски юношей-корибантов. Они танцевали совершенно обнаженными и со щитами.

Известно о ритуалах, посвященных «Великому Богу Керу», как называли Громовержца Кару, во времена Тотма, фараона Среднего царства.

Во время праздника, посвященного Богу  Камирию, мужчины выстригали пряди волос со лба и приносили в жертву Великому Богу Керу (сыну Камирия). Видимо, Бог Кер (Кара) считался покровителем воинов. Эта традиция очень напоминает куретскую и еврейскую.

В Книге Чисел Моисей устанавливает правила принесения в жертву ритуально остриженных волос:

"И острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою" (Числа 6.18).

А во Второзаконии (следующей книге после Чисел, узаконившей назорейство) Моисей поясняет, что нельзя жертвовать волосы в память о покойных: "Не выстригайте волос над глазами вашими по умершим" (Второзаконие 14:1).

Возможно, Моисей назвал "назорейством" переосмысленный и приспособленный к изменившимся условиям древний культ поклонения Богу Грозы и войны Каре.

Видимо, Бога Кару почитали и спартанцы. Известны свидетельства, что воины легендарного царя Леонида выходили на свой последний бой в Фермопильском ущелье "с расчесанными волосами". Персы смеялись над ними за такую "несвоевременную" с их точки зрения заботу о красоте волос. Но в бою они дивились удивительному мужеству спартанцев.

А самым важным календарным праздником в Спарте были Карнеи, посвященные особо почитаемому воинами Богу Карне, которого в Греции прославляли как Аполлона Карнея. В дни празднования, воины соревновались в боевых искусствах, и, вероятно исполняли ритуальные танцы с оружием.

Прослеживаются интересные аналогии между куретами, спартанцами и назореями. Все они были очень хорошие воинами, носили длинные волосы и считали своим покровителем Бога Грозы Кару. Ведь существует вполне обоснованное мнение, что еврейский Яхве - это индоевропейский Бог Грозы и в греческом варианте Ветхого Завета (Септуагинте) имя этого Бога Кюриос (Караш).

Как же проявили себя назореи во времена Иисуса? По древней традиции назорейства, они участвовали в войне за независимость своего народа. На этот раз их врагами стали римляне.

Назореев того времени часто связывают с ессейством - одним из течений иудейства, в недрах которого зародилось христианство. Ессейские общины часто и называют первохристианскими. Вероятно, назореи, к которым принадлежал и Иисус, составляли особый круг среди ессеев.

И назореи, и ессеи посвящали свою жизнь Богу, воздерживались от вина, вели аскетичный образ жизни, при этом могли вступать в брак и иметь детей. Хотя члены некоторых ессейских общин (например, Кумранской) давали обет безбрачия.

Как и зороастийцам, назореям не позволялось прикасаться к телам умерших. Возможно, ессеи придерживались тех же правил. Во всяком случае, при раскопках в ессейском монастыре в Кумране (на берегу Мертвого моря) было найдено достаточное количество зороастрийских книг и исследователи делают выводы, что в общине с большим уважением и почитанием относились к этой религии.  Сильное влияние зороастризма прослеживается и в проповедях Иисуса.

Ессеи серьезно изучали астрономию, математику, философию, географию. Говорят, сам царь Ирод побаивался их и в критических ситуациях обращался за советами.

Об участии ессеев в войне с римлянами говорится в "Иудейской войне":

 "Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали, члены у них были опалены и раздроблены; на них испытывали все орудия пытки, чтобы заставить их хулить законодателя или есть недозволенную пищу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни единого звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они легко отдавали свои души в полной уверенности, что снова получат их в будущем".

Ессеем был один из трех иудейских полководцев, стоящих во главе военной компании 66-73 годов. Монастырь в Кумране представлял из себя хорошо укрепленную крепость с храмовым комплексом, библиотекой и казармами.

Ессеем считается легендарный Бар-Кобха, возглавивший народное антиримское восстание в Иерусалиме в 131-135 годах. Среди недавно найденных свитков Мертвого моря были и письма Бар-Кобха, посланные в Кумранский монастырь с приказами и указаниями.  Римские воины, перешедшие на сторону восставших, также скрывались в Кумране. 

Но иудейский богослов Филон Александрийский оставил свидетельства, будто ессеи занимаются  обработкой земли и ремеслами, "которые сопутствуют миру". Филон особо подчеркивает:  "у них вы не найдете ремесленника, изготавливающего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудие или что бы то ни было служащее для войны".

Вероятно, ессеи не слишком афишировали свое участие в Иудейской войне. Или же не изготовляли оружие на продажу.

Так был ли Иисус назореем? Означала ли надпись на кресте "Иисус Назорей", что он принадлежал к этому кругу посвященных?

Но если Иисус все-таки был назореем, то можно сделать вывод, что он получил отличное образование в ессейских монастырях, прошел серьезную военную подготовку, умел владеть оружием и, возможно, был женат. Его окружали также хорошо обученные воины и он всегда мог рассчитывать на помощь сильной ессейской общины. И как все прославленные назоряне, Иисус готов был биться с врагами не только мудрым словом, но и с оружием в руках.  Да, такой образ Иисуса не слишком вяжется с каноническим. Зато он кажется более живым и правдоподобным.