Эдит Холл. Зайчик и Мышонок

Олег Александрович
   Перевод сказки британской писательницы Эдит Кинг Холл (Edith King Hall) “The Rabbit and the Mouse” из книги “The Adventures in Toyland”, 1900г.
   © Перевод. Олег Александрович, 2013
***

   Зайчик с Мышонком оба одарены были замечательными талантами: первый, сидя на задних лапках, мастерски отбивал самые разнообразные ритмы на своем барабане, второй — грациозно и ловко катался по полкам на вделанных в его животик колесиках.

   И вот, однажды во время беседы пришла им на ум идея объединиться и отправиться в гастрольный тур по витринам. Зайчик будет пленять публику своим музыкальным мастерством, а Мышонок — восхищать искусством профессионального фигурного катания. Что с большой долей вероятности поможет им за малый срок сколотить немалый капитал.

   Выручку договорились делить поровну. Соглашения в письменной форме они, однако, заключать не стали, решив вести все совместные денежные дела на доверии. Заметим, что предложил такое не кто иной, как Мышонок, и из каких соображений — вам очень скоро станет ясно.

   Итак, два друга-артиста отправились на гастроли. Путешествуя по полкам витрин, они выбирали места, где заработать можно будет наверняка — перед домиками состоятельных кукол, ипподромами, магазинами — и начинали представление.

   — Я — тертый калач из Уэльса, а со мной — крошка-ловкач из Ирландии! — скликал публику Зайчик. — Денег с почтеннейших зрителей мы не требуем, однако их щедрости будем рады!

   И когда собиралась толпа, Зайчик энергично начинал выбивать ритмы на своем барабане, а Мышонок им в такт с неподражаемым изяществом и быстротой выписывал на витринной полке замысловатые фигуры.

   Публика не скупилась, — чему немало способствовал прошедший по витринам слух, будто большую часть своей выручки благородные комедианты жертвуют на благотворительные нужды. И в короткий срок Зайчик с Мышонком стали владельцами довольно приличного состояния.

   Сбором денег занимался Мышонок; и именно он ради своих далеко идущих целей убедил Зайчика передать финансовые дела в его руки. Зайчик, задние лапы которого не отличались большой прыгучестью (ему приходилось подолгу просиживать на них за барабаном), целиком положился на своего компаньона. Чего допускать ему, конечно же, не следовало; но хитрому Мышонку показной искренностью и лживыми речами о своей деловой компетентности успешно удавалось усыплять его бдительность. Мышонок говорил, что деньги должны работать; поэтому всякий раз, когда у них скапливалась существенная сумма, он отправлялся куда-то, чтобы «вложить ее в дело», — то есть приобрести на эти деньги акции перспективных компаний и иные прибыльные ценные бумаги. А доверчивый Зайчик лишь радовался предприимчивости и деловой хватке своего партнера.

   Возвращавшись, маленький негодяй разглагольствовал о своей удачливости в выборе объектов для инвестирования и о том, какой солидный навар снимут они вскоре со своего капитала. Однако все слова его были ложью. Махинации его с совместно заработанными деньгами не имели к инвестированию ни малейшего отношения, скорее наоборот: всё до последнего пенни он просто относил некоему Конику, живущему в богатой и комфортабельной конюшне.

   Гипсовый Коник с прорезью в спине (в нее-то и ссыпал Мышонок заработанные им с Зайчиком монеты и банкноты) начисто лишен был высоких нравственных принципов, присущих благородному лошадиному племени; как и его подельник, он был жаден и вероломен. И у этого вот Коника намеревался Мышонок выкупить себе в собственность половину конюшни, — чтобы в дальнейшем жить там, наслаждаясь простором и уютом.

   Когда через полгода количество перетасканных Конику денег скопилось до суммы, означенной ранее за покупку, тот намекнул Мышонку, что если его компаньон Зайчик возражать не станет, сделку можно уже заключать. Мышонок промолчал; однако о том, что рано или поздно ему предстоит искать какой-то способ избавиться от неудобных вопросов Зайчика, он задумывался уже давно.

   Время, между тем, приближалось к сроку, когда якобы инвестированные средства можно будет якобы обратить в звонкую монету. Как-то раз Зайчик поделился с компаньоном своими замыслами:

   — Разумеется, я прежде всего обеспечу себя — всем необходимым. А на излишки подумываю создать фонд для выплаты стипендий музыкально одаренным зайчатам — чтоб дать им возможность обучаться в школе барабанного боя. — Зайчик был в высшей степени великодушным и добрым созданием, безраздельно преданным к тому же своему искусству.

   — Благороднейшее намерение! — воскликнул Мышонок. — Я, пожалуй, последую твоему примеру — пусть на мои деньги мышата из небогатых семей учатся художественному писку!

   — А когда начнут дивиденды выплачивать? — поинтересовался Зайчик.

   — Дивиденды по большинству бумаг уже начислены, однако ситуация на рынках сейчас такова, что с реализацией акций нам будет выгодней немного повременить, — солгал Мышонок. — Я могу попытаться, конечно, посвятить тебя в детали, но боюсь, ты мало чего поймешь.

   — Хорошо, хорошо, не затрудняй себя! — ответил его благодушный компаньон. — Я целиком полагаюсь на твою сметку в этих делах!

   Однако спустя некоторое время Зайчик помянул о деньгах второй, а затем и третий раз. Изворачиваться Мышонку надоело, и он пошел посоветоваться с Коником. И вдвоем они решили, что с Зайчиком пора кончать, и как можно скорее — лучше даже не откладывая на завтра.

   — Кому доверим работу? — спросил Коник. — Ни тебе, ни мне, думаю, рисковать не следует; если провалимся — деньги изымут, а нас, не сомневайся, отправят на виселицу.

   Мышонок призадумался.

   — Я, пожалуй, знаю одного парня, пригодного для такой задачи, — сказал он. — Ты знаком с деревянным Солдатиком, — что стоит в будке на часах с винтовкой на плече? Этот малый просто ради забавы — да если еще и за некую сумму денег — сделает что угодно; он сам мне об этом как-то говорил. Он смельчак, и, главное, излишней совестливостью не отягощен. Так что давай-ка ему эту работу и доверим!

   — Неплоха мысль, — сказал Коник. — Лишь бы повезло только провернуть всё без сучка и задоринки!

   — Организацию я беру на себя, — заявил Мышонок, — а ты можешь даже не беспокоиться. Недолго осталось Зайчику стучать в свой барабанчик!

   — Го-го-го-го-го!!! — заржал Коник. — Как я рад! Теперь ни в овсе, ни в яблоках, ни в моркови и прочих лакомствах ограничивать себя не буду! Завтра же открою счет у зерноторговца. И у садовника.

   — А я у сыровара, — сказал Мышонок. — Ладно, поспешу, чтобы за сегодня и управиться. — И шустро помчался к будке Солдатика.

   — Салют, служивый! — поприветствовал он часового. — Готов ли ты, как хвастался, чуток рискнуть ради хорошего заработка?

   — Ради хорошего, говоришь?! Готов, не сомневайся! — ответил Солдатик.

   — Тогда слушай внимательно. Буду с тобой откровенен: есть деньги — порядочная сумма, которая принадлежит поровну мне и Зайчику. Однако обстоятельства складываются так, что мне желательней распорядиться ею целиком. Но пока Зайчик жив-здоров, сделать это затруднительно, и поэтому я пришел к тебе с деловым предложением: ты убираешь моего компаньона, а я за то наполняю твой ранец звонкой монетой.

   — Ну, на таких условиях — соглашусь, — сказал лихой вояка. — Только не вздумай меня надуть, не то отправишься к прадедушкам вслед за своим другом.

   — Не волнуйся, и будь уверен, что обещанное получишь сполна, — поспешил обнадежить его Мышонок.

   — Теперь выслушай мой план, — продолжил он. — Я уговорю Зайчика дать представление вот здесь, перед твоей будкой. Чтобы скрасить тяготы твоей однообразной службы, объясню ему так. Он добряк — согласится. Когда мы свое выступление завершим, я подведу Зайчика поближе к твоей будке и скажу ему: «Наш друг Солдатик тоже в своем роде артист, и очень талантливый. Я наблюдал однажды, с каким мастерством исполняет он ружейные приемы!» Эти слова будут тебе сигналом — ты выступишь из будки и начнешь перед нами выделывать разные штучки со своей винтовкой. И вдруг, держа ее наперевес — как бы изготовившись к атаке, — то ли оступишься, то ли поскользнешься — и пронзишь Зайчика штыком. Разумеется, мы изобразим великое горе, и гибель Зайчика будет списана на нелепый несчастный случай. Ну вот, в моей задумке, как видишь, ничего головоломного нет.

   — Зато головорезного хватает! — сострил Солдатик и холодно рассмеялся. — Когда?!

   — Сегодня же: часа через два, — сказал Мышонок. — Ну, пока! жди нас здесь; думаю, все у нас склеится наилучшим образом!

   Довольный собой, он помчался в конюшню похвастаться Конику своим организаторским талантом. От радости ему хотелось петь.

   Вероятно, радость его была бы не столь безмерной, знай он, что весть о коварном его замысле уже дошла до ушей намеченной жертвы!

   Обсуждая детали своего заговора, Мышонок с Солдатиком совсем позабыли о Филине, который спал на излюбленном своем месте как раз позади будки. Или, быть может, и не забыли, а просто подумали, что ночная птица, крепко спящая днями, беседу их не услышит.

   И вот, в ту минуту, когда Мышонок начал свой разговор с Солдатиком, Филина вдруг разбудил кошмарный сон. Он вздрогнул, и едва не закричал, но пробудившись полностью, успокоился и стал уж было засыпать вновь, как вдруг услышал, что кто-то в разговоре поминает его давнего знакомца Зайчика. Он узнал писклявый голос Мышонка и стал прислушиваться к его с Солдатиком беседе, сначала сквозь полудрему, — а затем с предельным вниманием.

   Выведав все подробности подлого заговора, Филин незаметно вылетел из-за будки и поспешил разыскать своего друга — тот в те часы отрабатывал на барабане пассажи. И рассказал изумленному музыканту о грозящей ему смертельной опасности.

   — НЕ ВЕРЮ! — вскричал Зайчик и с размаху швырнул барабанные палочки на свой инструмент, который отозвался оглушительным грохотом. — Я скорей усомнюсь в собственной порядочности, чем поверю в вероломство малютки-Мышонка — моего надежного компаньона и верного друга и в беде и в удаче! НЕ ВЕРЮ! Тебе это приснилось, либо ты сам все это выдумал просто!

   — Не делай поспешных выводов. — Филин обиженно нахохлился. — Поверь, это мне вовсе не приснилось, а возводить на кого бы то ни было напраслину — не в моих правилах. А если хочешь развеять сомнения, сбегай без промедления в конюшню к Конику: думаю, успеешь подслушать, о чем в сию минуту беседует Мышонок со своим истинным компаньоном — отъявленным мерзавцем! Я пока подожду тебя здесь — на случай, если понадобится моя помощь.

   — Весьма признателен! — поблагодарил его Зайчик. Он попросил заодно присмотреть за его барабаном и попрыгал в сторону конюшни.

   Воротился он скоро — в смятении и ужасе.

   — Ты рассказал мне чистейшую правду, — сказал он Филину. — Искренне прошу простить меня за то, что посмел усомниться в твоих речах. Я, оставшись незамеченным, подслушал разговор двух негодяев; их гадкие пересуды там сполна подтверждают все твои слова.

   — И все же, кто, — продолжал он с горечью, — кто бы мог ожидать такого от крошки-Мышонка?! Кто бы мог подумать, что столько подлости и вероломства может таиться в его субтильном тельце?!

   Зайчик, однако, постарался собрать волю в кулак.

   — Посмотрим, чья возьмет! — зло отрезал он, сверкнув глазами и ощетинив холку. — Я оторву голову этому негоднику Мышонку. Другие тоже свое получат.

   — Моя помощь нужна? — спросил Филин. — Сон меня теперь уже не одолеет, так что можешь на меня полагаться.

   — Дай поразмыслить.

   Зайчик сидел положив передние лапки на барабан и постукивал по нему пальцами.

   — Ну что ж, с нашими превентивными действиями я, кажется, определился, — заявил он, наконец. — Их убогий заговор мы разобьем в пух и прах нашим собственным. Мышонок до половины первого не воротится: он сам меня об этом предупредил, когда утром взял наш вчерашний заработок и отправился… теперь ясно, что не по нашим с ним делам, а по своим собственным мерзопакостным делишкам. Так что час еще у нас в запасе имеется. Прежде всего сходим в магазин и купим бутылку клея; по дороге я посвящу тебя в детали.

   ***

   — Теперь за дело! — сказал Зайчик, когда они с покупкой вышли из магазина. — Пойдем, навестим служивого!

   Зайчик неспешным шагом, будто прогуливаясь, направился к будке Солдатика; за ним с суровым взором заспанных глаз мелкими прыжками следовал Филин.

   Когда они почти дошли до места, Филин вспорхнул в воздух и, сделав крюк, сел позади будки. А Зайчик, скрывая бутылку с клеем своим барабаном, подошел к часовому.

   — Здравия желаю, служивый!

   — Здравия желаю! Чего это у тебя рот до ушей?!

   Зайчик и вправду — едва, казалось, сдерживал смех.

   — Ничего особенного! Просто минуту назад Филин рассказал мне свой ужасно смешной сон. Такой комичный, что он там у себя и уснуть теперь не может! О, боже, я лопну от смеха! — И Зайчик громко расхохотался.

   — А ну-ка расскажи!

   — Знаешь, я не мастер пересказывать чужие истории — пропадает вся соль! Лучше попроси его самого рассказать, пока он опять не заснул.

   — Дело говоришь, — согласился Солдатик. — Люблю послушать смешные рассказы. Так что, приятель, попрошу тебя, положи свой барабан, вот тебе моя винтовка, и постой, пожалуйста, вместо меня на часах, пока я послушаю Филина.

   — Постою, — охотно согласился Зайчик, и Солдатик пошел за будку просить Филина рассказать ему свой забавный сон.

   Едва он завернул за угол, Зайчик принялся за работу. Он густо смазал пол в будке клеем, после чего забросил пустую бутылку за горку кирпичей и с винтовкой на плече стал перетаптываться с ноги на ногу возле входа.

   Солдатик у Филина надолго не задержался.

   — Не такой уж он и смешной, этот его сон, — грубо заявил он. — Так что не за что и спасибо тебе сказать. А почему ты не в будке? Тебя что, штыком пырнуть за то, что не держишь слова?!

   — Там тесно, а у меня затекли ноги, — пояснил Зайчик.

   — Отставить разговорчики! Почему-то я могу стоять здесь часами — и на ноги не жалуюсь!

   — Неужели совсем не двигаясь? — недоверчиво поинтересовался Зайчик.

   — Совсем! Ни на одну восьмую дюйма!

   — Мне с трудом в такое верится. Хочешь пари? Я ставлю золотой на то, что тебе не выстоять неподвижно… ну, хотя бы тот срок, за который я схожу к себе домой и вернусь обратно.

   — Принято! — согласился Солдатик и, сделав два шага назад, стал в будку.

   — Давненько здесь приборки не было, — пробормотал он, — пол аж липкий от грязи… Будет неплохо, если ты мне его помоешь — в дополнение к проигранному золотому!

   — Посмотрим, — благодушно ответил Зайчик, стараясь, чтобы не вызвать подозрений, избегать как излишней вежливости, так и чрезмерной резкости. — Хоть и не в моих правилах брать на себя чужую грязную работу, я, быть может, и очищу твою будку от мусора, если найду время; так что посмотрим. Ты служишь Короне, поэтому если считаешь, что достоин благодарности подданных…

   — Не захочешь, так заставлю! — вспылил Солдатик. — Да, я служу Короне, а ты послужишь мне!

   — Ладно, ладно, поговорим об этом в другой раз… Пока же, чтоб не проиграть пари, стой неподвижно вплоть до моего возвращения. Я пошел. Хотя погоди, я договорюсь с Филином: пусть он во время моей отлучки проследит, что ты не нарушаешь условия. Не возражаешь?

   — Нет!

   Зайчик вызвал Филина, рассказал ему о своем пари с Солдатиком и отправился домой.

   Здесь он дождался Мышонка, который, вернувшись, повел вдруг сочувственные речи о тяготах службы и однообразности армейских будней Солдатика-часового.

   — Я видел его сегодня, — говорил маленький плут. — Он жалуется, что от скуки ему порой просто жить не хочется! И мне подумалось, а почему бы нам не показать ему небольшое представление — просто так, не за деньги, а из чистой благотворительности. У меня слетело с языка нечто вроде намека, и надо было видеть, как бедняга обнадежился и обрадовался! Я так растрогался! Мы сегодня свободны, так может быть, и сходим к нему?

   — С удовольствием, — согласился Зайчик. — Однако я с ним тоже сегодня разговаривал, и мне он ни на что не жаловался. Более того, с готовностью заключил со мной пари на деньги. Чтобы доказать, что стоять на часах ему вовсе не в тягость.

   — О, не сомневаюсь, что он пошел на это как раз от скуки. Клюнул на одно из немногих, так сказать, развлечений, доступных ему на службе. Я хорошо его знаю, он парень сдержанный и мало кому открывает свою душу. Ну, пошли!

   Когда они подходили к будке, Зайчик был уверен, что ноги Солдатика уже успели прочно приклеиться к полу. Однако, подумал он, если тот вдруг вздумает хотя бы пошевелить ногой, его задумка будет раскрыта раньше, чем следует.

   — Да, признаю свое поражение, пари выиграл ты, — спешно обратился он к Солдатику. — Но, вижу, на пределе возможного. Еще пять минут — и ты бы не выдержал.

   — Удваиваем ставки! — крикнул Солдатик. — Стою еще пять минут — платишь мне два золотых!

   — Согласен!

   — Ох, друзья, — воскликнул Мышонок и неодобрительно покачал головой, — не предавайтесь азарту!  Это предосудительно! это порочно!

   Сказал он это с целью произвести впечатление на благородного Филина своими твердыми, якобы, моральными принципами (увидеть его здесь зрителем он не ожидал), и тем самым усыпить его возможные в дальнейшем подозрения.

   — А вот это тебя не касается — держу я с кем пари, или не держу, — заявил ему Солдатик, который всегда был равно бесцеремонен как с недругами, так и с приятелями. — Поэтому о делах моих можешь не заботиться, и ежели пришел сюда показать мне концерт, так показывай!

   — Не обижайся, просто я не привык равнодушно взирать на ошибки друзей… на то, что считаю ошибками. А представление сейчас начнем — как тебе угодно…

   — Дорогой друг, — обратился он к Зайчику, — начни, пожалуйста, со своего знаменитого reverie «Барабанные Грёзы», я исполню под него мой pas de quatre «Кручение На Цыпочках».

   — Хорошо, — согласился музыкант.

   Но не прошло и минуты, — и Зайчик вдруг прервал свою музыку.

   — Не могу продолжать, — объяснил он. — Не отпускают судороги в задних ногах.

   — Какая жалость! — воскликнул фигурист. — Пройдись немножко — разомни свои ноги.

   — Ты прав. Давай-ка сходим домой, надо принести два золотых, которые я проспорил этому молодцу.

   — Как так, их у тебя с собою нет?! — встревожился Солдатик. Несмотря на обещание Мышонка доверху наполнить деньгами его ранец, ему из жадности досадно было упустить два золотых и от Зайчика в придачу.

   — Нету. Сейчас принесу, подожди! — заверил его Зайчик и пошагал в сторону дома.

   Растерявшийся Мышонок вдруг громким голосом проговорил ему вслед: «НАШ ДРУГ СОЛДАТИК ТОЖЕ В СВОЕМ РОДЕ АРТИСТ, И ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ. Я НАБЛЮДАЛ ОДНАЖДЫ, С КАКИМ МАСТЕРСТВОМ ИСПОЛНЯЕТ ОН РУЖЕЙНЫЕ ПРИЕМЫ!»

   — Да, да, конечно же, не спорю, — не оглянувшись ответил Зайчик.

   Мышонок потрусил за ним вслед и, поравнявшись, вдруг заметил, что его компаньон беззвучно смеется.

   — Над чем смеешься? — спросил он встревожено.

   — Ничего особенного! Просто я смешлив по своей натуре, ты же меня знаешь!

   Через мгновение до их ушей донеслись сначала громкий вскрик, а затем стоны часового — от отчаянных попыток оторвать ноги от пола, у него вдруг хрустнуло что-то в пояснице.

   Зайчик оглянулся.

   — Похоже, наш друг Солдатик выслужил для себя радикулит, — заметил он с недоброй ухмылкой.

   — Да… действительно… что-то с ним… — испуганно лепетал Мышонок. — Что же с ним стряслось?.. Не пойму…

   — ВАШИ ШАШНИ РАСКРЫТЫ! — громко вскричал Зайчик.

   Мышонок рванулся спасаться бегством, но Зайчик успел наступить ему на хвост, и своей увесистой барабанной палочкой нанес ему по спине такой силы удар, что в механизме, скрытом внутри тела мошенника, заклинило шестеренки.

   — Мне все известно! — сурово продолжал Зайчик. — Ты гадкий маленький негодник! Ты подло меня обманывал, ты злодейски задумал от меня избавиться! Что скажешь в свою защиту?!

   Мышонок ничего не отвечал; в страхе и бессильной ярости — оттого, что все его жульнические проделки и коварные планы обернулись крахом — он пытался вцепиться зубами в ногу своего теперь уже бывшего компаньона.

   — А ну-ка, прекрати ты! — прикрикнул на него Зайчик. — Или я враз покончу с тобой — не дожидаясь никаких объяснений! Защищайся же, повторяю! Ты дерзнул покуситься и на мои деньги, и на мою жизнь! Отвечай, как посмел ты так вероломно нарушить нашу с тобой договоренность?!

   — Никаких бумаг мы не подписывали, и у нотариуса не заверяли! — бессовестно заявил Мышонок. — Поэтому наше соглашение допустимо понимать так, как кому угодно.

   — Презренный аферист без стыда и чести! — вскричал возмущенный Зайчик; а Мышонок извернулся и впился, наконец, зубами в его ногу.

   — Ах, кусаться?! Кусаться и я умею! — Зайчик быстро нагнулся и одним щелчком своих крепких зубов перекусил мошеннику шею. — Сам напросился!

   — Думаю, мой друг, — с гордостью сказал он Филину, — я с успехом подтверждаю мою репутацию тертого калача из Уэльса! А крошка-фигурист, к сожалению, приложил свое ловкачество не туда, куда следовало бы. За что и поплатился.

   — Ну что, липовый служака?! — Зайчик, продолжая сжимать в руке свою барабанную палочку, подошел к Солдатику, которого в своей будке трясло от страха. — Ты потерял лицо, говоря фигурально, — а сейчас потеряешь его натурально!

   За минуту вся краска с лица Солдатика осыпалась хлопьями к его ногам.

   Зайчик повесил на плечо барабан и попрощался с Филином.

   — Пойду, потолкую с Коником, — сказал он. — А ты, мой верный друг, без колебаний обращайся ко мне в любую трудную минуту, и тогда сполна оценить сможешь мою признательность за твой сегодняшний благородный поступок!

   ***

   Утром следующего дня хозяйка магазина строго выговаривала своей дочурке:

   — Сколько раз я просила тебя не трогать ничего на полках! И вот: у Мышонка оторвана головка, у Солдатика облуплено личико, и Коник расколот, вот — от мордочки до хвоста!

   — Но, маменька, я их не трогала! После того, как ты наказала меня за модные стрижки, которые я делала куклам, — клянусь, к витринам я больше не подхожу!

   Хозяйка вздохнула.

   — Ладно, поверю. Возможно, это сделал кто-то из посетителей.

   Она велела работнику прикрепить проволочкой головку Мышонка его к туловищу, подкрасить личико Солдатику, склеить расколотого Коника и поставить их в отдельную витрину — для продажи по сниженной цене.

****
Читать перевод с иллюстрациями из первого издания книги можно здесь: https://oleg-alexandr.livejournal.com/124089.html