Глава 35. Мария Конопницкая

Виктор Еремин
О гномах и сиротке Марысе

Классик польской литературы, поэтесса, романистка Мария Станислава Конопницкая прожила трудную, но счастливую жизнь. Под конец она увидела результаты трудов своих и ушла в мир иной с легким сердцем.
Мария родилась 23 мая 1842 г. в польском городе Сувалки, входившем тогда в состав Российской империи. Отец ее, Юзеф Василевский, был адвокатом по гражданским делам при городском суде. Мать девочки, Схолястыка Василевская, занималась воспитанием детей. В 1854 г. мать умерла, и забота о младших легла на старших детей, в том числе и на Марию. Отец, человек добрый и высокообразованный, сам занимался со своими чадами, учил их грамоте и наукам. Лишь один год провела Мария в варшавском пансионе, где познакомилась и на всю жизнь подружилась с будущей выдающейся польской писательницей Элизой Ожешко.
В 1862 г. девушка вышла замуж за помещика Ярослава Конопницкого. Супруг был на 12 лет старше жены и довольно богат, владел несколькими селами. Семья поселилась в его имении Бронув.
Когда в 1863 г. в Польше вспыхнуло национальное восстание, младший брат Марии Иван Василевский, студент инженерного факультета Льежского университета, в первом же сражении с русскими войсками на опушке Крживосондского леса был смертельно ранен. Умер он 19 февраля. Опасаясь преследований властей, Конопницкие, прихватив своего первенца Фаддея, поспешно выехали в Германию. Какое-то время они жили в Вене, потом переехали в Дрезден. Вернулись в Бронув только когда была объявлена амнистия 1865 г. За 10 лет брака Мария родила 8 детей, двое из них умерли в младенчестве.
Ярослав Конопницкий оказался домашним деспотом. Он настаивал, чтобы жена занималась исключительно детьми и домашним хозяйством. Особенно его раздражало творчество Марии. Но как раз в эти годы женщина начала публиковать свои стихи, получившие весьма высокую оценку знатоков.
В 1876 г. Конопницкая потребовала от мужа развода, а на следующий год забрала всех детей и уехала с ними в Варшаву. Жили они в столице до 1890 г. на деньги, которые регулярно высылал Ярослав Конопницкий. Со временем помещик разорился и умер в 1902 г. в страшной бедности.
Денег на содержание такой большой семьи все равно не хватало, и Марии пришлось подрабатывать репетиторством.
Но вот в 1878 г. скоропостижно умер Юзеф Василевский, бывший всегда для Марии сдерживающим началом. Ушел из жизни отец, и женщина сорвалась — бросилась наверстывать упущенное за долгие годы. Она стала участницей антироссийского подполья, готовившего очередное восстание. С другой стороны, невозможно перечесть, сколько мужчин прошло тогда через ее постель. Известен даже 17-летний мальчик — начинающий журналист. А философ и историк Максимилиан Глумпович, безнадежно влюбившись в Конопницкую, попытался застрелиться в фойе отеля, в котором она жила. Неудачно.
В 1889 г. Мария познакомилась с художницей и участницей польского феминистского движения Марией Дулембянкой. Об отношениях этих женщин по сей день идут самые ожесточенные споры. Как бы там ни было, но с этих пор они не расставались. Разлучила их только смерть Конопницкой.
Одновременно к писательнице пришла известность, затем слава. Многие ее стихотворения стали народными песнями, у нее была обширная критика по всей Европе и особенно в России. Писала Конопницкая преимущественно о детях и для детей. Она считается родоначальницей польской стихотворной сказки. В 1895 г. было опубликовано самое знаменитое, пережившее время произведение писательницы — всемирно известная повесть-сказка «О гномах и сиротке Марысе».
В 1903 г. по случаю 25-летия творческой деятельности Конопницкой, поклонники преподнесли ей в дар от польской нации небольшое имение в Жарновце близ Кросна в Галиции, в предгорьях Карпат. Там они с Дулембянкой и обосновались, периодически путешествуя по Европе — побывали в Австрии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии.
В 1910 г. Мария приболела, и осенью женщины поехали подлечиться в львовский санаторий. В сентябре у Конопницкой началась пневмония. 8 октября 1910 г. писательница умерла.
Дулембянка похоронила Марию Конопницкую в Пантеоне Лычаковского кладбища Львова. В последний путь Марию провожало более 50 тыс. человек.