Последняя гастроль

Александр Железногоров
 
 
 
 Еврей идет мимо городской тюрьмы
и видит выглядывающего из камеры знакомого.
- Мойша! Что ты там делаешь?
- Не видишь,сижу.
- Ну и как там кормят?
- И не говори! Хлеб и вода...
- Ты что, этого дома не мог есть?


Я всегда с большим удовольствием еду на гастроли на святую землю:солнце, море, благодарная публика, которая меня еще помнит по советским временам. 
   
    Нельзя сказать, что это простой "чес", хотя по два концерта в  день мне уже тяжело выступать, но если условия контракта  позволяют, почему бы и нет.

    Есть в этом плане элементы ностальгии по тем временам, когда мы были  молодые и летали  по городам и весям с гороховым концентратом и кипятильником за пазухой.

Ну где, как не в  Израиле, семидесятилетние  поклонницы, преподнеся огромные букеты  цветов и  целуя тебя, успевают признаться, что в семидесятом году где-нибудь  в Мелитополе у нас был мимолетный роман.

Изменились не только мы, но и время.  Другие деньги и совершенно невероятные возможности. Теперь у меня собственный номер в самой  лучшей гостинице Тел-Авива, где меня знают и любят, начиная от повара и кончая  главным администратором.
 А что надо для творческого человека?  Купаться в лучах славы- наше принципиальная особенность.

За много лет гастролей я объездил всю эту маленькую, но гордую страну вдоль и поперёк,  а в этот  раз  просто просил оставить меня в покое.

  - Просто хочу полежать на песке и чтобы меня никто не тревожил,-заявил я совершенно официально и прихватив с собой бейсболку и темные  очки, грелся всю неделю на пляже в Тель-Авиве.

    Но моему школьному другу, который живет  в этой стране уже более  двадцати лет, в аудиенции я отказать не мог.
    Мы встретились с ним  в один из теплых вечеров в кафе на берегу Средиземного моря.

   Когда-то  в Союзе Яков блистал. К нему записывались в очередь все знаменитые кинорежиссеры. Яшка был  феноменальным  сценаристом от бога. Причем клепал шедевры меньше чем за неделю.

...А когда после развала и "капитуляции" виртуоз стал писать  и...складывать  свои нетленки  на полку, он  решил, что надо менять атмосферу и уехал  на Ближний  Восток.

    Всегда подтянутый, спортивного вида   уже не молодой человек, в этот  раз показался мне очень грустным и озабоченным.

-Яшка-чебурашка, ты что-то сдал последнее время,-стараясь его как-то поддержать, выпалил я.
-Не говори,старина,у меня  такое случилось...
  И  он мне поведал  грустную  историю, похожую больше на фарс.


  Старшая внучка  нашего героя, поссорившись с родителями, жила у бабушки и дедушки, то бишь у Якова и Рахели. Прямо скажем, девочка была проблемная, с гонором.

  Её привезли в трехлетнем возрасте из  России. Она было обласкана всеми и любима.
 И вот этот маленький  розовощекий поросеночек к пятнадцати годам превратился  в наглую  и неблагодарную свинью.

  Живя у Яшки, она днем лежала на диване, а вечером уходила гулять в город и приходила очень поздно. На все замечания и уговоры отвечала резко и со свойственной только ей  цинизмом.
 И вот однажды, когда она в очередной раз ввалилась  под утро пьяная и  обкуренная, нервы у Рахели не выдержали и она "по-советски" отмутузила зарвавшуюся внучку шваброй.
 
-И что ты думаешь, о светоч и главный трибун советской эстрады?-Яков затянулся сигаретой,- Эта маленькая дрянь вызвала полицию и мою дорогую Рахилю повязали, как последнего фраера.

Глаза моего друга  погрустнели еще больше и по щеке скатилась скупая   мужская слеза.
-Состряпали суд и ей таки дали два месяца тюрьмы. Что ты на это скажешь?
 
Сказать мне было  нечего, так как я сидел обомлевший, мне было искренне жаль моего школьного приятеля и его замечательную  жену, интеллигентов в пятом поколении, которые в свободной стране стали жертвами  беспредельной  демократии.

-А ты знаешь,- вдруг оживился Яшка,- поедем завтра  проведаем Рухл, она тебе будет только рада.
-По-моему, в этой стране я побывал во всех местах, а вот в местах не столь отдаленных не приходилось,-проявил я живой интерес.

 -Только постой,у тебя есть израильское удостоверение личности? Ты,как я     помню,гражданство  получил  еще в первую поездку к нам.

 -У меня есть гражданство Узбекистана,Эквадора и еще одной маленькой  страны, про которую  мне тебе просто страшно рассказать,- мы оба  рассмеялись и заказали по соточке в знак солидарности.

В ближайшую же субботу в нарушение всех заповедей  Торы  мы отправились на свидание  к несчастной Рахили.

Дорога в "тюрягу" заняла менее часа, я успел  рассказать Яшке последние новости  российского шоу бизнеса.
 
-Ой! Миха! Я настолько далек от этого, что мне просто стыдно тебе сказать, ведь не включаю российские каналы почти  лет десять,-Яков кивнул головой,-Вот и пенитенциарное учреждение, образец  передовой архитектурной мысли.

Перед нами открылась панорама невероятно красивых и современных зданий.  Предмет нашей поездки   выдавала  колючка, обычная колючая проволока по периметру ажурного забора, а завершала  этот  фантастический проект сторожевая вышка.

-Давай твое удостоверение личности, я пойду закажу пропуск,-Яков оживился.

Я долго доставал эту маленькую синенькую книжечку и с гордостью, что тоже имею отношение к этому многострадальному народу, передал в руки приятелю.

-А теперь  давай все свои блестящие и тикающие вещи, внутрь надо идти стерильно чистым и желательно  в сменном белье,-хитро улыбнулся Яшка.

-Черт знает что!  И ремень мой фирменный, купленный по случаю в Майями, то же?-взмолился я и сразу же замолчал, так как  на нас обратила внимание крупная  женщина восточного вида в черной форме с пистолетом и дополнительными цацками на ее  необъятной заднице.

 Она что-то очень громко прокричала, мне показалось, что она говорила через мегафон, присмотревшись, я убедился, что за многие годы работы в таком заведении  голосовые складки и весь надскладочный аппарат у  нее  работает  достаточно  громко  без электронных усилителей мощности.

 -Это  она нас  позвала,-  прояснил обстановку мой приятель.
 
  Мы прошли один турникет, потом  металлоискатель и... самый, что ни на есть "шмон".
Я вошел в комнату  с приличного вида вертухаем и он меня очень нежно и  с уважением  обшмонал.

Наша группа посетителей собралась разношерстная: тут и арабки, точно сошедшие с книг по истории древних веков и  представители  как у нас называют  лиц кавказской национальности, очень русские мама и дочка- подросток вся в татуировках и пирсингах, ну и мы- два старичка-боровичка.

Нас завели  в просторную комнату, разделенную на две части стеклянной перегородкой, к каждому окошечку примыкали два кресла  и полагающие по закону два телефонных аппарата.

 На стене висел большой плакат на  пяти языках( включая русский), на нем популярным   образом сообщалось, что все разговоры между посетителями и заключенными записываются. Просто и очень честно, чтобы не было иллюзий  ни у кого.

Рахель я знал ровно столько, столько знал самого Якова.  У  меня создалось впечатление, что они знакомы с младшей группы детского сада  и являют  собой одно  целое уже больше сорока лет.  В "той"  жизни она работала  фониатором  в клинике  болезней уха-горла-носа и много помогала Яшке  в его работе:у нее был   потрясающий   прирожденный  русский язык.

...  Среди множества незнакомых лиц  узниц, заточенных   на самой современной киче, я увидел знакомый профиль.

Яков первый схватил телефонную трубку, но Рухл, увидев меня очень растрогалась.
 -Миха, какой же ты молодец, что приехал меня поддержать.
 -Конечно, а как же, сестричка, только так делают настоящие друзья. Ну как тебе на курорте, где  за все уплачено давно а?- я старался  перевести  разговор в  другую плоскость.

-Рахиля, детка,а что ты кушала на завтрак?-вдруг перебил меня  Яков.
 -Ой, ребята, я хоть выспалась за все годы, в библиотеке  книг набрала,а еще хожу на  лекции  по предотвращению насилия в семье.
- Ну а какой у вас распорядок дня?-полюбопытствовал я.
-Миха, в отличии от ГУЛАГа  здесь не  убивают в заключенных чувство ответственности и сознания человеческого достоинства,-заметила Рахель.
-Мамочка, ну что ты кушала, ты не голодная,- опять  вклинился было Яшка.


 -Яков, ты не видишь, я разговариваю  с товарищем, а ты все норовишь меня за стол засадить,- в голосе  появились железные нотки,-смотри, босяк, они все записывают.

 -Рахель,а с кем ты сидишь в камере?-разрядил обстановку я.
 -Полный интернационал:арабки,еврейки и даже одна женщина- гражданка свободной  Украины.
-А как вы общаетесь?
-А так, половина на иврите, с включением арабского колорита и песен на украинском, бачиш, чи шо. А сторожилка у нас долговязая арабка с руками как у молотобойца, так она разговаривает по ночам на русском языке типа:"Дай тетрадку,сука!"

-Рахиля, а овочи вам дают? -  опять встрял Яков.

-Питаемся  не плохо, утром  молочный завтрак:творог ,сметана, овощи, сыр, кофе. Но самый кайф- это сон после обеда, как в пионерском лагере.

  Я смотрел на них, двух уже не молодых людей ещё советской закалки, перетерпевших боль унижения и понижение в социальном статусе, но не сломленных.
  За все время я не услышал  ни жалоб, ни проклятий в адрес системы. Они были счастливы, и даже  тюремные стены, которые разлучили их не надолго, не смогли  отнять у них это счастье быть  вместе.

    Назад мы  ехали молча.  Я спешил на концерт, надо было привести себя в порядок и перевоплотиться, а Яшка напевал какую-то  простую мелодию.
 -Слышь, Миха,а  у меня скорей всего появится  возможность купить себе тоже  ремешок  в Майями,-хитро улыбнулся Яшка.
 -Ты взял очередной банк?-с иронией  спросил я  и посмотрел на приятеля,-"Неужели каёмочка",- голосом  Шуры Балаганова закруглил я.
 -Да,я сейчас пишу сценарий  сериала  о буднях простых российских олигархов, тема-то востребованная. Причем пишу "online", две серии в неделю. Планирую закончить к Рахилиному возвращению.
Так заканчивалась моя последняя гастроль на Святой земле.