Изгой. ч. 2. Глава 13

Игорь Срибный
Глава 13

     Ранение, полученное Егором на очередном задании, стало крайним в его военной биографии. БТР разведчиков, идущий впереди колонны, подорвался на фугасе…

     Егор пришел в себя на земле, и голова его едва не лопнула от звуков боя: лая зенитной установки, бившей с «Урала» в каких-то пяти метрах от него, надрывного кашля КПВТ бронетранспортеров, разрывов подствольных гранат, треска автоматных и пулеметных очередей. Затуманенным взором смотрел Егор на буйство боя, и не мог вскинуть свой автомат, который при подрыве так и не выпустил из рук…

     Из госпиталя Егор вышел с заключением военно-медицинской комиссии, в котором была одна строчка, напрочь перечеркнувшая всю его дальнейшую службу: «не годен»…

     Он сидел на скамье в сквере у госпиталя, пытаясь осмыслить случившееся, но мысли его путались, сбивались…

     - Ну, вот и новый Изгой! – проскрипел рядом голос из далекого прошлого. Даже не оборачиваясь на голос, Егор узнал его.

     - Ты как здесь, Черняк? – устало спросил он.

     - Пришел проведать человека, которого я когда-то пытался предостеречь от пагубности пути Изгоя, но он так и не прислушался к моим словам…

     - Ты меня ставишь на одну доску с Ванькой-Изгоем? По какому праву? Разве я преступник?

     - А разве нет?! – Черняк противно заскрипел голосом. – Разве не ты тридцать лет мотался по белу свету, сея смерть и разрушение?! Разве не ты преступил главный закон – «не убий!»?

     - Ты в своем уме, Черняк?! – Егор повернулся к оппоненту. – Я тридцать лет защищал Родину, принеся однажды присягу ей на верность!

     - Во-он даже как? – издевательски протянул Черняк. – Но разве Афганистан – твоя Родина? Сербия, Босния, Чечня – твоя Родина?! Тебя кто-то звал защищать т а м  твою Родину? Только не рассказывай мне, что ты выполнял приказ – у вас – нынешних, появилась дурная привычка все свои неблаговидные деяния, идущие вразрез с такой, ставшей уже ненужной для вас химерой, как совесть, требованиями каких-то приказов. Забывая при этом, что приказ может отдать человеку только тот, кто  с в ы ш е!

     - Не равняй меня с Изгоем! – упрямо повторил Егор. – Он…

     - Да, полно тебе, Егор! – перебил его Черняк. – У тебя было три семьи! Все распались, поскольку жены не видели тебя годами и просто уставали ждать! У тебя шестеро детей от законных жен, да еще Егор у Екатерины, о котором ты вообще ничего не знал! Где они – твои дети?! Разве они сейчас рядом с тобой? Кто ждет тебя?! Ты детей видишь раз в полгода, - они выросли без тебя, без отцовской любви и ласки! Тебе кто-то приказал погубить свои семьи и осиротить детей?! А, Егор?! И ты пытаешься убедить меня в том, что ты не Изгой? Ты себя попробуй убедить в этом для начала!

     - Оставь меня, Черняк! Мне и без тебя тошно!

     - Я и так долго не приходил к тебе, оставив тебя один на один с твоей совестью. Но она так, увы, и не проснулась! Ты и сейчас страдаешь лишь от того, что у тебя отняли любимую игрушку – твой автомат! Ты ведь не думал сейчас о своих детях-сиротах, верно?! А ты задумывался над тем, почему вы нарвались на фугас? Нет? Так я тебе скажу, Егор! Ты потерял страх, это чувство у тебя полностью атрофировалось! Ты стал опасен для твоего отряда, ибо ты, не имея страха, повел людей на верную смерть!

     - Ну, что ты несешь, Черняк? – устало промолвил Егор. – Да я за своих разведчиков…

     - Что ты?! – Черняк сверкнул глазами. – Ты сможешь мне объяснить, почему ты повел колонну, не выслав вперед инженерную разведку? Ведь даже, увидев, что на улицах селения нет ни одной живой души, ты заподозрил, что вам уготована засада, но ты и тогда не остановил колонну. Почему, Егор?! Да потому что, ты уже ничего не боялся, даже потерять людей… Ты все еще будешь настаивать на том, что Изгой – это не ты?!

     Егор долго молчал, опустив голову…

     - Но ведь никто не погиб при подрыве фугаса… - задумчиво произнес он. – Было только четверо раненных…

     - Да потому что тот, кто с в ы ш е, все еще по какой-то причине хранит тебя! – воскликнул Черняк. – Наверно, для того, чтобы ты сел, наконец, за письменный стол и написал о том, что такое война! Что несет она человечеству! А кто еще сможет поведать о ней, как не человек, который прошел все ее ступени - от первой до последней?

     - Я не писатель, - покачал головой Егор. – И никогда им не стану!

     - А вот это уже не тебе решать! Ты сам не знаешь, какой путь тебе уготован! Тебя ведь не зря столкнули когда-то с писательским гением Кондрата Федорова. И не зря ты раскопал всю его историю… Всю подноготную… Тебе бы уже давно пора понять, что ничто в этом мире не происходит просто так, случайно. Все предопределено и все продумано! Когда-то я слегка приоткрыл тайну, почему я оставил тебе роман «Зеркало»? Знаю, что ты часто задумывался об этом… Я тебе раскрою ее до конца! Лично я считаю эту книгу шедевром! Ни в одной другой книге так подробно и точно не описан путь в никуда, ведущий человека, мужчину, в первую очередь, к падению в пропасть, из которой уже не выбраться. Из которой один путь – в небытие. И только тот достоин жизни, кто в состоянии за нее побороться со всеми жизненными рогатками и препонами. А тот, кто не способен на это – неминуемо погибнет под гнетом обстоятельств, которые он не способен заставить подчиняться себе, своей воле! Жизнь невозможно прожить сначала, Егор! То, что было в прошлом, не изменить в настоящем, а тем более, в будущем! И что делать тебе - человеку без семьи, без домашнего очага? Жить, оставаясь узником своей памяти? Ты ведь не сможешь уподобиться беглецу, спасающемуся от реалий жизни под книжным корешком, жаждая затеряться в вымышленных мирах и взятых напрокат грезах. Нет, Егор, тебе придется писать!   

     - Я так и думал, - сказал Егор, - что «Зеркало» оставлено мне в назидание…

     - Не только тебе! – Черняк вдруг заговорил нормальным голосом. – Ты должен был извлечь из романа урок и преподать его другим. Человек, - в сущности, слабое создание, если не заставить его сражаться за себя и за все, что ему близко и дорого! Ты преступил эту черту, не став бороться ни за одну из семей, которые ты потерял, хотя в твоих руках была твоя судьба. Ты мог остановить, удержать любую из своих прежних жен! Но ты самоустранился от этой борьбы, отдав решение этих тяжелейших вопросов в женские руки. Разве ты не Изгой после этого?! Ты хуже Ваньки, ибо тот сражался до конца. И лишь, осознав, что все, кого он любил безмерно, ушли в мир иной, он сложил руки, поскольку смысл жизни был для него утерян навсегда…

     - Для меня судьбой всегда было служение Родине! А уж потом все остальное.

     - Да, слава тебе, защитник ты наш! Ты только предо мной не прячься за лозунги! Я тебя вижу насквозь! Ты почему лез в самое пекло, не скажешь? Смерти искал? Устал от жизни? Ты потому и страх потерял, что устал бороться. Ты и предстоящее увольнение со службы потому так остро переживаешь! А ты поборись, Егор! Возьми судьбу в свои руки! Я ведь говорил тебе, что кому много дано, с того и спросится много. А ты не понял, но жизнь сама тебя столкнула с тем, что все приходит лишь к тому, кто много отдает. Отдай часть души окружающим, и ты увидишь результат, который не замедлит сказаться!

     - Я не писатель, Черняк! – повторил Егор. – То, что я написал когда-то, было лишь слабой попыткой, пробой пера, так сказать. Мне поздно учиться писательскому ремеслу… А продавать душу дьяволу, чтобы стать писателем, я не намерен.

     - А ты знаешь тех, кто пошел на это, чтобы стать писателем? Ну-ка, ну-ка, просвети меня!

     - Я не знаю, я могу только предполагать…

     - Егор, я ведь предупреждал тебя: не вторгайся в те сферы, которые не подвластны твоему разумению! И вообще, человеческому разумению! Ибо это чревато! Все, что тебе нужно, придет к тебе, поверь! А нужен тебе сейчас лишь стол, за которым ты будешь работать. Ну, и компьютер, конечно, - не те сейчас времена, когда писательские творения выходили из-под гусиного пера!

     - Тебя послушать, Черняк, все так просто получается…

     - А зачем усложнять? Ты ведь все равно придешь к этому рано или поздно, так зачем оттягивать?

     - Да кто тебе вообще сказал, что я хочу писать?! – воскликнул Егор. – Я и не думал об этом! У меня были совсем другие планы!

     - А кто мне должен что-то говорить? – Черняк вдруг открыто улыбнулся Егору. – Я говорю и делаю только то, что предопределено! Неужели ты до сих пор не понял этого? Я ведь пришел к тебе именно сейчас, когда ты стал Изгоем, а не позже и не раньше! Ты на перепутье сейчас, и кто-то должен подсказать тебе, в каком направлении двигаться. Так почему, не я?!

     - Черняк, ты можешь мне хоть раз за время нашего знакомства сказать, к т о  ты такой?!

     - Могу! – Черняк поднялся со скамьи. – Но не скажу…

     Егор тоже встал и сунул пакет с медицинскими документами в нагрудный карман.

     - Я так и думал, - сказал он, глядя в землю, избегая взглядом собеседника. – Как-то давно, в пору моей молодости и безудержного желания раскопать все, что было связано с Федоровым, Екатерина - очень умная женщина, сказала мне, что есть люди, которые  просто снятся, глядя на которых, не спрашиваешь себя, существует этот человек на самом деле или нет. Ты просто следуешь за ним, пока он не исчезнет из твоей жизни или не посягнет на нее. Так и ты, Черняк, существуешь, видимо, в призрачном свете, как мираж…

     Егор поднял голову и… никого не увидел рядом с собой… Тротуар был пуст до самого входа в сквер. И только пожелтевшие листья ветер закручивал с тугую спираль, срывая их с мокрой дорожки и безжалостно бросая под ноги Егора…

Продолжение следует -