Об альтернативной истории Палестины

Михаил Ошеров
Об альтернативной истории Палестины.

Жанр альтернативной истории, как жанр исторической фантастики, иногда делает простую книгу бестселлером. Можно просто написать что было бы, типа, если бы бабушка была дедушкой, – и это мало кто будет читать, кроме явных извращенцев. А можно предположить, что в 1861 году английский принц Альберт (муж королевы Виктории) умрет от своей тяжелой болезни на несколько дней раньше, и не успеет предотвратить дипломатический кризис в отношениях Англии и США в связи с "Делом "Трента", и что в результате Англия объявит войну США и высадит совместно с Францией военный оккупационный десант в Америке ... Это я пересказываю сюжет знаменитой книги писателя-фантаста в жанре альтернативной истории Гарри Гаррисона – трилогии "Звезды и полосы". В реальной истории человечества всего этого не произошло, но ведь, вроде бы, могло произойти, не так ли – предлагают нам различные авторы различных повестей и романов в этом жанре.

В израильском русскоязычном интернете, или как его еще иногда сокращенно называют, изрунете, есть несколько человек, которые периодически пишут на тему, как было бы здесь хорошо, если бы англичане в 20-годах 20 века, получив мандат на Палестину, отдали бы всю ее евреям. И что типа это было обещано в Декларации Бальфура. И что именно это толкование декларации Бальфура содержится в решениях Лиги Наций 20-х годов, в соглашениях Сан-Ремо и так далее. И что англичане, отдав арабам Трансиорданию, уменьшили территорию Эрец-Исраэль – Палестины, которая вся причиталась только евреям и так далее.

Надо заметить, что все эти писания напоминают жанр той самой альтернативной истории.
В то самое время британский министр иностранных дел лорд Керзон действовал, исходя из реальной демографической ситуации в тогдашней Палестине – 700-тысячного арабского и 70-титысячного еврейского населения. Пересказывая его слова, можно сформулировать его кредо что-то вроде "Мы разрешаем евреям создать национальный очаг в Палестине, но не на территории всей Палестины. И это не будет еврейским государством." В понимании лорда Керзона, других руководителей английской внешней политики и лидеров арабского населения Палестины, "создание еврейского национального очага - это определение места, где евреи могут селиться и развивать свою национальную культуру в рамках, как предполагалось, единого арабского ближневосточного государства - Великой Сирии. Принц  Фейсал нигде и никогда не давал своего согласия на создание еврейского государства в Палестине, а только на то, что указано выше, потому что полагал, что еврейские переселенцы помогут развитию и этой, и окрестных территорий в интересах всех ее жителей." Во всех дипломатических документах того времени – и Лиги наций, и двустронних и многосторонних документах говорится о создании еврейского национального очага "в Палестине", но не говорится о контроле над всей территорией Палестины и не говорится о передачи еврейскому ишуву всей власти на территории Палестины и так далее.

Англичане были реалистами. Все почти 30 лет британского мандата они вели дела с двумя общинами – и с арабами, и с евреями. Уходя из Палестины в конце 1940-х годов, они на международном уровне утвердили план обустройства Палестины после окончания срока своего мандата – резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН номер 181 от 1947 года, в которой решение для проживающих в Палестине двух народов сформулировано в виде плана раздела территории Палестины на два государства – еврейское и арабское. Собственно говоря, именно в этом документе сформулирована окончательная воля международного сообщества. Документы Лиги наций 20-х годов намеренно сформулированы англичанами в туманных и неопределенных формулировках – англичане были обязаны учитывать волю и интересы как евреев, так и арабов. Воля английского руководства тех лет четко просматривается из сохранившейся многочисленной переписки руководителей британской внешней политики – лорда Керзона, Уинстона Черчилля и других.

Любителям альтернативной истории можно предложить написать роман типа "Договор Сан-Ремо" в котором можно смоделировать арабское восстание на территории всей Палестины после начала проведения англичанами насильственной политики создания на территории населенной арабами Палестины государства для еврейского меньшинства. Это в реальной истории благодаря мудрости британских колониальных властей  не произошло, но многим сейчас хотелось бы, чтобы на этой земле не было бы другого народа, и что для этого нужно только воспользоваться машиной времени и доблестной британской колониальной армией, в который, кстати, павших в боях англичан и евреев хоронили вместе, в отличие от позорной нынешней практики отдельного захоронения павших за государство Израиль солдат- неевреев в нынешней израильской армии.


Вместо пустых и бессмысленных мечтаний в стиле альтернативной истории, немного напоминающих рассуждения из знаменитого романа "Золотой телёнок" - " Бриан! -- говорили они с жаром. -- Вот это голова! Он со своим проектом пан-Европы... " и выводом в конце " ... При условии, что Черноморск будет объявлен вольным городом.", то есть "великий Израиль от моря до моря", нужно один раз и навсегда понять, что на этой земле от моря до Иордана живут два народа и возможно только два решения – либо одно государство от моря до моря для двух народов, либо два государства для двух народов. Все остальные решения означают войну, конфликт, оккупацию и взаимное ожесточение душ и сердец двух народов, проживающих рядом на одной земле.