Однажды двадцать лет назад

Карин Андреас
(картина Элизабет Андриасян «Лестница в рай»)

/отрывок из повести: «Однажды»/

... Солнце пекло неумолимо – конец августа. При глубоком вдохе раскаленный воздух проникал в легкие.
Она шла под зонтом, прячась от палящего солнца, опустив голову. Перегретый асфальт плавился под ногами, поэтому старалась шагать по обочине, радуясь босоножкам из натуральной кожи и ситцевому платью ниже икр. Уже устала, дорога казалась бесконечной. Только сейчас осознала, какую совершила ошибку, согласившись идти пешком. Хотя выбора у неё не было - кавалер взял её на руки и пошёл. Сначала ей это понравилось, но когда они подошли к деревне, сразу стали центром внимания. Не желая препираться при посторонних, пошла рядом с ним. Парочка перешла на трассу.

Утро началось чудесно: они приехали рано, гуляли по безлюдному монастырю и окрестностям. За последние четыре часа она сидела лишь несколько минут на той остановке. Больше часа шагали по трассе.

Она остановилась и посмотрела назад - может, вернуться? И только сейчас спохватилась, что тот автобус проезжал через деревни и на трассу не выезжал, возможно, уже уехал.

Посмотрела вперёд и вспомнила, что до ближайшей автостанции нет ни одной деревни – по этой трассе она не раз проезжала с отцом. Далеко ли автостанция - не знала.

Теперь оба поняли, что напрасно пошли пешком. На трассе не оказалось ни столба, ни деревца - постоять в тени, и некуда сесть - отдохнуть. Им следовало дождаться автобуса. Идти назад бессмысленно – будет ли следующая машина и когда? Её кавалер пытался остановить междугородний транспорт, но тот на большой скорости проехал мимо. Дорога пуста, хочешь – танцуй. Тишина стояла звенящая.

«Хоть бы кто-нибудь знакомый подвёз», – она с мольбой смотрела на пустующую дорогу.
Знакомый, незнакомый – машин не было, могло и не быть из-за проблем с топливом. Блокада республики. Время для пешей прогулки парочка выбрала неудачно. После полудня зной усиливался. Оставалась лишь одна надежда на чудо.

...Они опаздывали на встречу. Водитель выжимал из машины всё что мог. Глушитель шумел. Им с трудом удалось достать нужное количество бензина. В машине сидело четверо. По встречной полосе им навстречу под зонтом шла девушка, за нею понуро плёлся парень.

Главным в четвёрке был Леонид. Он сердито вскинул брови – узнал девушку. Знакомый зонт и платье заметил издали. Многие завидовали его зрению, которое кому-то спасло жизнь – Леонид мгновенно реагировал на малейшее движение, как бы далеко оно не было. Когда она оказалась достаточно близко, убедился, что не ошибся.

– Тормози! – резко приказал водителю.
Послышался скрип тормозов, машина прокатилась несколько метров и остановилось.
– В чем дело, командир? – спросил один из сидевших сзади.
– Я её знаю, под этим зноем она не дойдёт до автостанции. Сколько мы едем оттуда?
– Десять минут.
– Она еле идёт. Вряд ли в ближайшие часы здесь появится машина, на попутку у неё надежды нет.

Леонид вышел из машины. Они обогнали её, она не оглянулась, хотя слышала скрип тормозов.
«Как она здесь оказалась? Почему пешком? Наверно, из-за этого...».
- Как она могла с этим придурком в путь отправиться?

Леонид всегда был лидером, а в последние годы привык, что его называют командиром. Решения принимал быстро – сейчас не имел времени на раздумья. Да, они решают глобальные проблемы - судьбы и жизни многих людей зависят от его решений, хотя большинство из них об этом не догадываются. Почему он должен пренебречь жизнью этого дорогого для него человека, хотя их отношения были далеки от желаемых?

Командир заглянул в салон.
– Выходите из машины, ребята, нам придётся подождать здесь. А ты, – обратился к водителю, – отвезёшь её на автостанцию и быстро вернешься.

Приказ командира никто и никогда не обсуждал. Умение хладнокровно оценивать ситуацию позволяло ему принимать решение, вселявшее уверенность в окружающих его в тот момент людей. Ребята вышли из машины.
- Командир, поезжай и ты, поговори с ней. Придурок пусть тащится по трассе – сам виноват, - предложил парень, сидевший за его спиной. Леонид отрицательно покачал головой.

Водитель развернул машину и подъехал к девушке:
– Садитесь, подвезу, – заявил решительно, открыв заднюю дверь.
– Спасибо, – она обрадовалась и села.
Её спутник подбежал и уселся рядом с ней.

«Да, кто она такая, – водитель сердито нажал на газ. Машина сорвалась с места. - Из-за неё командир и мои товарищи стоят под палящим солнцем.
Поправил зеркало, разглядывая девушку:
- Таких здесь много - черноглазая, черноволосая».

– Довезу до автостанции, – посмотрел на неё в зеркало.
– Спасибо.
Водитель всем корпусом развернулся к ней.
– Как ты могла с этим, – кивнул в сторону её спутника, – в путь отправиться?
Её кавалер запыхтел, но промолчал, ведь это по его вине они пешком плелись по трассе.

«Я знакома с водителем? – подумала девушка. – Нет. Юнец почти на десять лет меня моложе. Бороду отращивает, чтобы выглядеть старше. Читает мне мораль?».

Доехали до автостанции. Девушка со своим спутником вышла из машины.
– Спасибо, счастливого вам пути! – пожелала водителю.
Кивнув сердито, он развернул машину, нажал на газ и уехал обратно.
«Почему развернулся? Странно. Куда ехал мой нечаянный спаситель? Провинциальный город находится за моей спиной. Если хотел продолжить путь, значит должен быть проехать через автостанцию. Неужели, это та машина, которая резко затормозила на трассе? Тот же шум глушителя. Водитель подъехал, чтобы помочь мне? Но я его не знаю. Зря не оглянулась. Может, тот, с кем я знакома, остался на дороге? Юнец за рулем был сердит. Почему? Он спешил, хотя подъехал тихо. Кто-то ему велел подвезти меня и вернуться. Иначе это никак не объяснить. Кто бы это мог быть?».

... Леонид медленно ходил взад-вперед по обочине.
«В том, что она с этим придурком есть моя вина. Судьба нас сталкивала, а я откладывал знакомство и общение с ней на потом. Однажды решился воспользоваться ее адресом, который записал для меня Ваге. Только ходил и наблюдал за ней. Теперь стыдно признаться, что поверил слухам. И забыть не мог и заговорить не решался. Когда решил познакомиться, получилось странное знакомство. Ревность – разрушительная сила. Увидел ее в компании, вспомнил сплетню. Пока раздумывал и остывал, она исчезла. Нашел быстро, заодно узнал, что ревность была на пустом месте. Как только узнал, что могу перевести ее в свой отдел, расслабился и познакомил с братом. Думал, она никому не интересна и ей никто не интересен. Надеялся, что работая в одном отделе с ней, смогу завоевать ее сердце. Пока я решал организационные вопросы, она сблизилась с моим братом. В гневе я разрушил их отношения».

- Ты должен был с ней поговорить, командир. Кто-то должен нас ждать с этой войны.
- Может, ты прав. Мы воюем – защищаем страну, значит каждого из них.

Послышался шум глушителя, и через пару минут машина остановилась возле Леонида. Парни сели на свои места.
– Она что-то спросила? – Леонид посмотрел на водителя. Машина набирала скорость.
– Нет, приняла, как должное.

На правой стороне дороги царил Арарат и холм на его фоне.
– Монастырь Хор-Вирап. Понятно откуда она шла, – задумчиво произнёс Леонид. – Нашла время для прогулок.
– Не все осознают шаткость мира, многие живут обычной жизнью, – сказал кто-то из сидящих сзади.
– Прячутся от реалий дня, спешат жить.
– Как зовут ту, которой мы только что жизнь спасли?
– Похожа на Эсмеральду: чёрные кудряшки, длинное платье...
– И козлик рядом.

Все рассмеялись от души.
– Возьмём её в наш отряд?
– Меня с трудом взяли, а её так сразу? – удивился водитель.
– Кто тебе сказал, что тебя взяли? – ребята веселились.
– Не пью, не курю.
– Силы и выносливости мало. Нам нужны бойцы, а не живые мишени. Ты на дорогу смотри, – произнёс Леонид и с горечью добавил. – Пока мы откладываем жизнь до лучших времён, другие наслаждаются ею. Им глубоко наплевать на то, что творится вокруг.
– И наших девчонок с толку сбивают. Ты это хотел сказать, командир? – тихо добавил, сидящий за ним.
– Поговорим о том, что мы имеем против карательного полка, который может появиться здесь, как в Вильнюсе и Тбилиси. Против силы нужна сила. Нашим ребятам не хватает физической подготовки. На одном энтузиазме войну не выиграть, – строго сказал Леонид.

Армения, август 1990 г.