Народный календарь, 2 мая - 8 мая

Александр Мишутин
 

 2 МАЯ. ИОАНН-ВЕТХОПЕЩЕРНИК. 
  Крестьянки выносили холсты в поле, как подарок, презент  матушке – весне. Обращаясь  к восходу солнца, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!». Расстилали  холст, клали  на  него  пирог  и  уходили  домой  с надеждой,  что  весна  за  такое  внимание  к  ней  уродит  и  лён  и     коноплю. (И.П. Сахаров).
 

  3 МАЯ. ФЁДОР. РАДУНИЦА.
Радуница
  Вторник Фоминой недели. Поминки по усопшим. Собственно вся неделя – неделя весенних поминок, в течение которой на кладбищах всегда много народу. Но, как правило, поминать начинают во вторник.

  Уважение к памяти предков – черта российская, национальная. Не зря же Пушкин писал о любви «к отеческим гробам». В разное время года люди посещают могилы своих близких по разным причинам, так сказать, индивидуально. Но несколько раз в год вся Россия поминает умерших. На Рождество жгут костры, «греют покойников». В Дмитриевскую субботу, в ноябре – всеобщие поминки. На Пасху, после заутрени, ходят на кладбище. В начале мая посещают погосты. И на Радуницу.
 На могилки приносят пасхальную еду. Плачут-причитают. Крошат хлеб, куличи, яйца – угощают родительские души. «Христосуются» с родителями: поливают могилы вином. Остатки трапезы раздают нищим.

  В течение всей Фоминой недели многие хозяйки оставляли еду на столе Для «изголодавшихся за зиму» покойников.
  На Радуницу ждали дождей. Многие были уверены в том, что «не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло бы хоть одной капельки дождя.(А.А. Коринфский).
  Фомина неделя часто совпадала со временем вспашки, поэтому о Радунице говорили: «На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут (веселятся)».

  Каким образом, по каким мотивам пророс, взошёл и укоренился этот обычай – совершенно непонятно. Но именно в этот день каждый год пожилые женщины и старухи «окликали родителей» на могилках. Полагали, что именно в этот день покойники скорбят о прежней жизни и желают повидаться с родными.
  Русский этнограф Иван Петрович Сахаров приводит одно из окликаний- причитаний, удивительно поэтичное и трогательное.
   «Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привета, ни радости, ни прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не кружить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слёз по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей с полуночи, ты принеси весть радостную нашим покойничкам, что по ним все родные в тоске сокрушились, что по ним все детушки изныли во кручинушке, что по ним все невестушки с гореваньица надсадилися.»

  Что тут сказать? Мы помним о вас. Мы тоскуем по вам. Нам плохо без вас. Но жизнь продолжается.

  4 МАЯ. ПРОКЛ.
  Если 3-го декабря проклинали нечисть ради того, чтобы из-под земли не выходила, то 4-го мая выходили деревенские старухи за околицу, становились лицом на запад и проклинали нечистую силу, сдерживающую тепло и солнечный свет.
  Любопытно, что западную сторону проклинали; вечно оттуда какая-нибудь напасть: дожди, тучи, ворог. А восток – это свет божий и солнце.

Время удачливой поры. Или неудачливой. Время знаний и опыта. Знаешь и умеешь – всё получится. А нет…  На нет и хлеба нет: в августе откликнется.
  Время пашни и сева.
  И присматривается крестьянин к опытным хозяевам: не сеют ли ещё? Стариков пытает: когда? А старики отвечают, то ли лукавя, то ли всерьёз: «Не холодно на пашне голому заду – сей». Вот и бегает крестьянин в поле по своей великой нужде – проверяет.
  А травка уже полезла. Схватит пахарь несколько горстей луговой зелени за пазуху – лакомство телёнку. Скоро всех накормит матушка-земля. Скоро…

 
  5 МАЯ. ЛУКА.
  В другие годы в этот день высаживают на грядки лук. Но сегодня – Пасха. Успеем, и в другой день посеем.
  «Лук – от семи недуг». «Лук, как татарин: только снег сойдёт, так он и тут». Вот так воплотилась в народе память о стародавних весенних набегах на русские рубежи крымских да ногайских татар.

  6 МАЯ. ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ.
  На Руси два Егорья: один холодный (9 декабря), другой холодный (6 мая). «Холодный» ясно: зимний потому что. А вот -  «голодный»… Всё съедено. По амбарам, по сусекам, по погребам – шаром покати. Осталось неприкасаемое: посевное да посадочное. Нет, конечно, у зажиточных да богатых хозяев достаток. «Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа)». «До святого Юрья корм есть и у дурня». «Сена достаёт у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22мая)».

  Но хоть и голодный Егорий вешний – его ждали: «Егорий из-под спуда зелёну травку выгоняет». А потому повсеместно по всей России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле. Ритуал выгона соблюдался везде неукоснительно с небольшими отклонениями в местных обычаях.

  Рано утром, до зари, хозяин с хозяйкой зажигали в избе перед иконами «страстную» свечу (свечу, освящённую в церкви в четверг перед Пасхой), накрывали стол чистой скатертью и клали на него целый круглый хлеб и солонку с солью. Затем молились. После молитвы с хлебом, солью и свечою обходили весь скот, приговаривая: «Святой Егорий – батюшка, сдаём на руки тебе свою скотинку и просим тебя: сохрани её от зверя лютого, от человека лихого» (А.Ф.Некрылова).

  При выгоне скотины через ворота существовало много разных оберегов-обычаев. Архангельская хозяйка повязывала вокруг своего голого тела пояс, затем снимала его, расстилала в воротах и выгоняла скотину приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка (корова) вокруг двора держится» (А.Ф.Некрылова).

  В московских сёлах клали в ворота сковородник: «Как сковородник от печки не отходит,  так пусть бы…». На смоленщине клали в ворота замок и ключ… По- разному. Но все хозяйки выгоняли скотину в стадо вербой, освящённой в церкви в вербное воскресенье.

  Несколько слов о «юрьевской росе». Эта роса – первая в году, которая обладала (по поверьям) магической силой. Летом будет ещё несколько таких рос, но эта – первая. Она способствует богатому удою у коров и делает их тучными и здоровыми. Эту же росу впитывают в себя, катаясь по траве, женщины – для здоровья.
  Но если ведьма соберёт «юрьевскую росу» в холст, да накроет им скотину, то от животного уже никогда не отвяжется злая болезнь-призор. Никто и ничто не поможет. Только освящённая верба.

  Так как святой Георгий покровитель всех домашних животных, то в этот день была особая честь и лошадям. Их мыли, купали, угощали «крестами», испеченными на Крещенье. Гладили голову лошади яйцом, приговаривая при этом: «Как яичко гдадко и кругло, так и лошадушка моя будь кругла и сыта».

  С днём Егория вешнего связано много примет. Главные из них – о лете и урожае. Ну, это понятно. «На Егория роса – будут добрые проса». «На Юрья снег – урожай на гречу». А вот – на осень: «Когда на Георгия будет мороз (или снег) и повторится через неделю, то можно ждать тёплой осени».
На зиму: «Коли весенний Егорий с кормом (травой), то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится).

  Большую тревогу вызывало кукование кукушки на Егория (ранний прилёт). Если куковала, то ожидали падежа скота, неурожая, голода.
  Но всё равно хорошо: весна.
  А кроме того – пасхальная неделя идёт.

  7 МАЯ. ЕВСЕЙ - ОВСЫ ОТСЕЙ. САВВА.
  Май голодный месяц. Поэтому иронизировали по поводу дня Саввы:
«Богат Савва, знай, по миру ходит, да под окнами славит (побирается)»
  А вот о священниках, обходящих  свой  приход  такое  не  говорят. Всю Святую, пасхальную неделю они ходят по дворам: освящают зерно, продукты, скотину. Их сопровождают «оброшники» (от слова «оброк»), или «богоносцы» - добровольные помощники из крестьян. «Оброшники» несут иконы («богов»), кадило, свечи и все принадлежности для совершения молебна. А так как крестьянин в эти дни щедр и хлебосолен, то «оброшники», не справившись с хмелем, «к вечеру теряют всякий смысл и еле волочат ноги» (С.В. Максимов)

  8 МАЯ. МАРК. ДЕНЬ СВЯТЫХ ЖЁН – МИРОНОСИЦ.   
  Прилёт певчих птиц стаями. Крестьяне обращали внимание: если птичьи стаи садятся на конопляники (там с прошлого года осталось много семян), то следует ожидать хорошего урожая конопли. А чтобы спровоцировать птиц и укрепить надежду, крестьяне разбрасывали по задворкам горсти конопли.

  8 мая в этом году -   по православному календарю – это день святых Жён-Мироносиц.  Второе воскресение после пасхи. Это те самые библейские женщины, которые первыми услышали от ангела весть о воскресении Христа. А потом и сами увидели воскрешение Господа. А по вознесении Иисуса Христа на небо стали проповедовать о нём.
  На Руси же этот день стал своеобразным женским праздником и назывался «маргосками» или «маргоскиной неделей». Почему именно так – неведомо. Но то, что день именно женский – точно.
  В городах в этот день храмы переполнены женщинами и девушками. И как на утрени Светлого воскресения (Пасхи) исключительно мужчины прикладывались к кресту священника, христосовались со святым отцом,
одаривая его яйцом, на «маргоски» это делали исключительно женщины.

  Там же, где церкви были далеко от сельских жителей, праздник проходил по- иному. Девушки и женщины уходили в ближайший лесок, находили лозняк (ракиту, иву, тальник) с распускающимися листочками и начиналось. Каждая выкладывала принесённую с собой еду. Разную. Но обязательно два сырых яйца и два крашеных.
  Наступал торжественный момент. Молча снимали с себя кресты и вешали их на дерево. Затем каждая подходила к тому кресту,  с хозяйкой которого она бы хотела «покумиться». Осеняла себя крестом, целовала «избранный» крест и надевала его на себя. Её же крест доставался хозяйке «избранного» креста. Обе женщины (или девушки) целовались и становились «кумушками» до Духова дня (понедельник после Троицы). Когда же все «перекумятся», начинаются песни, пляски, игры.

Я поздравляю именинников недели: 
 2 мая: Иван, Иосиф, Георгий (Егор, Юрий), Тамара.
 3 мая: Александр, Анастасия, Гавриил, Григорий, Фёдор.
 4 мая: Фёдор.
 5 мая: Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Фёдор.
 6 мая: Александра, Анатолий, Георгий (Юрий, Егор).
 7 мая: Алексей, Валентин, Елизавета, Савва.
 8 мая: Марк.