Статья тринадцатая Идём ко дну!

Олег Колмыков
http://www.proza.ru/2013/04/20/1639

Из цикла « К вопросам о литературном творчестве Ал Кудряшова»

                Статья тринадцатая
                «Идём ко дну!»

                ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО:
                «Иван и Злобыня»


    Читая и перечитывая произведения Ал Кудряшова,  невольно думаешь.
Например, о том, что вот живёшь ты, живёшь, такой, один из скольких-то там миллиардов живших до тебя, живущих вместе с тобой и тех, кто будет жить после тебя, то счастливо, подобно многим, то не очень, опять-таки подобно многим, словом, обыкновенно. И происходит с тобой то же самое, что происходило, происходит и, конечно, будет происходить во всякой человеческой жизни. Будут, вероятно, Маленькие и Большие Радости, Печали, Трудности и всё такое, о чём думать уже не очень хочется. То есть, о дурной случайности, нелепом обстоятельстве,  смехотворной причине, производственной необходимости, прочей чертовщине и всякой ерунде, дренажной трубе, мировом кризисе, катехизисе, ценах на нефть, как бы поумнеть, месте на парковке, закалке, тренировке, автостраховке, коррупции, отдыхе в Египте или Турции, заговоре мировом, как жить своим умом, работе адовой, вилле в Испании или под Прагою, итальянской пицце, знакомых в Ницце, продажной власти, рыболовной снасти, упадке культуры, о том, что бабы дуры, о ценах тэсэже, заначке в гараже, о даме в неглиже, последнем платеже, о том, что в багаже другого нет уже. О том, что этого всего такого достаточно, и хватит, и под самое не балуй. А чего-то настоящего, несмотря ни на что, нет.
    Подвига ж ты, разлюбезный такой, так и не совершил!
    Настоящих чудес, - а не тех, что выше перечисленны,  понимаешь, - не видел.   
    В конце-то концов, может быть, и вообще ты ничего в своей жизни не знаешь, чего действительно стоило бы знать? Да и Принцесса, вообрази, вдруг какая-нибудь только тебя всё ещё где-нибудь ждёт, не дождётся… Впрочем, сейчас не об этом. Хотя очень хочется…
Ну, так вот к чему сиё моё лирическое отступление: именно такой трудный выбор дальнейшего жизненного пути ожидает героя нового произведения Ал Кудряшова  «Иван и Злобыня» - начинающего богатыря Ивана.
    С искренней теплотой и добрым сердцем начинаю я очередную статью, посвящённую творчеству выдающегося писателя современности Ал Кудряшова. Вышедшее буквально «надысь» из-под его талантливого пера новое и безмерно многогранное произведение, а именно – повторюсь, не боясь быть услышанным, «Иван и Злобыня», - привносит в решение извечной проблемы тонкого выбора жизненного пути яркое и, как обычно, самогон… самограмм… самобранн…то есть, самобытное своеобразие.
    На наш первый, недалёкий взгляд, Уважаемые Читатели и Читательницы, перед нами всего лишь сказочка, мягко говоря, строго выражаясь, – фэнтэзи. Но не станем спешить с выводами. Не будем ставить тавро или клеймить, таскать за ухо, указывать на вид, делать оргвыводы, подвергать деструкции, обструкции или абстракции,   а тем более, знаете ли, - «бить», как говорил Ипполит Матвеевич Воробьянинов.
    «Это не наш метод!» – справедливо заметил уже другой известный персонаж Федя.
    Наш метод, - выдам секрет, открою все карты, положа руку на сердце, - копнуть глубже. Яснее выражаясь – докопаться до самой сути.
    Или, говоря уже совсем возвышенным слогом, - донырнуть до второго дна, достучаться до самых небес, отыскать жемчужину среди бисера во лжи, дойти до ручки… э, нет, последнее совсем не обязательно. Но мы ведь с Вами, Уважаемые Читатели и Читательницы, люди бесконечно упорные. Или упёртые? Словом, скажем просто и прямо, -  трудолюбивые. От нашего зоркого критического ока не ускользнёт ни один скрытый эзопов контекст произведения Ал Кудряшова. Какого произведения? Правильно, повторюсь, не боясь быть осмеянным, конечно же «Иван и Горыныч»…э… «Добрыня и Никитич»? Нет, нет, подождите… «Маврикиевна и Никитична»!  Ну, сейчас это уже не столь важно. Вспомним же, когда это будет действительно нужно?
    Не будем более многословны, чем  необходимо ныне!
    Вернёмся к нашим дорогим «Ивану и Злобыне»!
    Итак, перед нами сказка со вторым дном.
    Некоторые из Вас, конечно же, сразу спросят: мол, где же тут второе дно? Тут и первого не видать, дескать, мутна, «темна вода во облацех». Например, причём там, в сказке, какая-то Стеллочка с каким-то Сашкой Приваловым?..
    Этим некоторым мы склонны решительно показать и первое и второе дно легко, непринуждённо и фигурально.
    Возьмём для начала эпизод повествования, в котором инфантильный герой Иван сталкивается с драконом.
    В обычных милых, добрых детских сказках и легких, незамысловатых фэнтэзи мы привыкли видеть, как буквально на глазах мужающий герой вступает в смертельную схватку с драконами всех мастей, крутит над головой мечом или палицей, кричит «Аля-улю» или «кийя» или «банзай» или ещё какое-нибудь «шри матэджи нирмало Дэвис», словом, бьётся не на жизнь, а на смерть. В конце концов, лошадь героя съедают, его самого порядком калечат, головы драконов и Горынычей летят с плеч, но быстро отрастают… Иначе говоря, кино, да и только! Никто из нас, за простительным исключением детей, не сомневается, что герой всё-таки всех драконов победит, головы и крылья «поотрубат», и в финале будет счастливо мёд-пиво пить, и с красавой-суженой принародно и радостно челомкаться...
    Лишь в сказках действительно мудрых, сказках для настоящих взрослых, главный герой вдруг осознаёт, что драконов нужно побеждать прежде всего в самом себе, любимом!
И вот теперь мы вплотную приблизились «ко второму дну» сказки Ал Кудряшова. Мы занырнули здесь уже так глубоко, что не только найдём это самое «второе дно». Пожалуй, у нас ещё и «второе дыхание» должно открыться! Иначе – караул, затянет в такие глубины смыслов, что захлебнёмся!
    Смелым пером истинного Творца Ал Кудряшов раскрывает нам новые «горизонты» проблемы или, можно сказать и правильнее, открывает «второй фронт» битвы с драконами: немыслимо трудно победить дракона в себе, но значительно труднее… этого дракона на себе таскать! Чем, признаться, будем откровенны, между нами говоря, большинство из нас вынуждено заниматься всю свою сознательную жизнь.

    «…многие ли могут похвастаться победой над драконом?»

    Увы, увы, нам! Даже победив дракона в себе самом, что уже, повторюсь, не боясь стать посмешищем, неимоверно трудно, и практически невозможно, приходится этого дракона на себе ещё и таскать.
    Аллегорически, конечно, это надо понимать: живого или мёртвого – тому, кто сподобился хотя бы на этот подвиг, но ведь, согласитесь, что – да! Дракона из себя не выдавишь, как раба.
    Такой вот подвиг предстоит всем нам в жизни, не только Ивану.
    Ощутив уже теперь, я уверен, подлинную глубину замыслов Ал Кудряшова, ещё внимательнее и  пристальнее всмотримся  в его новое произведение.
Уважаемые Читатели и Читательницы, а сказка ли это вообще, фэнтэзи ли?

    «Нет, Ваня, думаешь, ты в сказку попал?» - между прочим, намекает нам сам Ал Кудряшов. 

    Уверяю Вас, что действительно - нет, и предлагаю подумать со всем возможным тщанием и очень серьёзно над следующими «атрибутами» произведения, например: имеющимися в наличии так называемыми «магическими артефактами», тайным смыслом имён… Соответствует ли, скажем так, «инструментарий» «Ивана и Злобыни» правилам игры в сказку или фэнтэзи?..

    «…достав маленькую черную коробочку, поднес ее к уху…»
    «…заговоришь о встрече с драконом, так ведь и в морду дадут – мол, совсем уж нас за дураков держишь».
   «…крутятся яблочки волшебные по тарелочкам, светятся кристаллы магические, кипят котлы колдовские, блестят зеркала чародейские… Да и это, вон там и там, видишь, на скалах звездочки посверкивают? Это, Ваня, телевидение…»

    Загадочная «чёрная коробочка», сильно напоминающая мобильный телефон, «слюдяная дверка», которую можно принять, к примеру, за портал нуль-транспортировки, и многое такое, что совсем из другой «оперы»…
    Но не будем спешить делать выводы!
    В конце концов, нести на себе дракона – это ещё полдела.
    И даже жестокий и кровавый бой с собственной тенью (развивая тему ещё одной хорошей сказки для взрослых того же автора), в предлагаемых обстоятельствах может показаться забавным недоразумением. Как и в случае встречи с драконом, не факт, что рассказ о поединке с тенью поймут правильно, и неизвестно, на чьей стороне окажутся собеседники.
    Конечно, Вы уже догадались, что настало время поразмышлять над основной идеей  произведения Ал Кудряшова «Иван и Злобыня».
    Каждый волен сам смело интерпретировать те или иные аспекты литературного творения, искать и находить множественные грани и значения происходящего на страницах. Определять только для себя качество и широту раскрытия поднятых или затронутых автором тем, планов, пластов. Наконец, каждый сам решает, что считать в произведении настоящим авторским посланием.
    Возьму на себя смелость поделиться некоторыми соображениями по данному вопросу.
Итак, влекомый с неизвестной целью загадочным, назовём так, наставником Злобыней, жаждущий подвигов, славы и всего такого, Иван ищет возможности утвердиться и найти своё место в окружающей действительности. Откровенно провоцируемый старшим товарищем на различные «подвиги», «начинающий» богатырь Иван постепенно обретает уверенность в своих силах (вспомним, например, эпизод с драконом), и в финале совершенно закономерно вырастает в подлинного героя повествования, и даже получает от Злобыни звучную кличку «Нибелунг».

    «…Иван, что зовется теперича Нибелунгом. Что, не слыхали? Так слушайте! Иван-Нибелунг! Заметьте, не Дурак какой-то там, не Царевич драный… Нибелунг…»

    Между прочим, отметим для себя ещё одного «не какого-то там» Ивана: а именно, советского боксёра Ивана Драго из Рокки 4…
    И увидим, что «сказка про американскую мечту» некоторым образом соотносится с рассматриваемой здесь нашей, то есть, конечно, Ал Кудряшова сказкой «Иван и Злобыня».
    Уместна ли эта аллюзия, можем ли мы отнестись к этому серьёзно, и подтвердить каким-либо образом наши догадки? С какой стати эта странная мысль вообще пришла в голову?

    «…Ну, и что, что не складно, а вы сидите и складывайте!»

    Пытливые Читатели и, особенно, Читательницы, думаю, с большим воодушевлением перечитают произведение Ал Кудряшова «Иван и Злобыня» ещё раз и посмотрят на него с новой точки зрения. Не будем же лишать их права самостоятельно определиться с ответом на поставленный мною вопрос. Возможно, им удастся найти даже больше того, что увидел я, или обнаружить что-то совсем другое, ибо произведения Ал Кудряшова всегда многогранны  и глубоки.
    Мы же скорым шагом, так сказать, последуем к финалу моего частного исследования. Дальше, дальше за течением мыслей!
Если мы априори согласимся с тем, чтобы рассматривать «Ивана и Злобыню» с такой точки зрения, то неизбежно придём к следующему соображению: возможно, новое произведение Ал Кудряшова является не просто милой сказочкой или  воздушным фэнтези, а некой завуалированной Идеей? В пику «американской»?
    В этом свете события произведения приобретают свою глубинную широту, подлинную красоту и истинное значение.
Обратимся же вновь к прочтению сюжета и героям произведения Ал Кудряшова «Иван и Злобыня».
    Богатырь Иван – как символ становления Новой Духовной Силы в реалиях окружающего Мира, его битва с Тугарином – третьим, отнюдь не просто былинно-сказочным персонажем, а лицом определённо-ориентированной стороны Тьмы, традиционно-горячим злостным бойцом Инфернальных Сил, наконец, блестящая и безусловная победа Ивана, не просто обретшего в жестоком бою Высшую Силу и звучную кличку, но и отстоявшего честь и достоинство суженной Брунхильды -  носительницу прямо противоположной Тугарину Силы и стороны Тьмы.
    Тут не лишним будет вспомнить что-нибудь про мифическое похищении Европы и гениальные строчки Великого Поэта: «…меж двух враждебных рас…»
    И, наконец, отдадим должное второму главному персонажу произведения, а именно, - Злобыне, этому весьма подозрительному «тёмному эльфу», которого мы до сих пор незаслуженно обделяли своим вниманием.
Какое место он занимает в сложной системе противостояния и борьбы Сил,  представленной выше?
    Кто же он такой?  «Лукавый», имеющий «…рогатый силуэт благородной наружности».

    «Тёмная душа», - по словам Ивана,  желающая «чужими руками жар загребать?»
Болтающий «ЗИАшным стилем» с «Аццким Сотоной» «Вельзивулом», и восторженно объявляющий себя вдруг «агентом» богатыря-бойца Ивана-Нибелунга после победы последнего над Тугарином…

    «…Это говорю вам я, его агент Злобыня!..»

    Позволим себе смело предположить, что «тёмный эльф» с «тёмной душой» олицетворяет собой некую тайную, четвёртую Силу (к которой, вероятно, принадлежит, а может быть - которой заправляет (!) совсем уж мифический Вельзивул). Уж больно «своим» чувствует себя Злобыня практически со всеми, в любом месте и в любое время – а это явный признак того, что он всем «чужой»… Преследуемые им цели загадочны… да что там! Они просто недоступны простым смертным! Следственно - непредставимы, масштабны, глобальны…

    «…Надеюсь, наши падонки будут бицца не по-деццки… За колонны…»
    «… скажу тебе по секрету: сказки все это - про белое и черное, сказки для лапотников. Иногда и черт милее ангела…»
    «…появился Злобыня и принялся отплясывать вокруг богатыря, показывая в его сторону кому-то невидимому…»

    А ещё - «вторая половинка» Злобыни по имени Веста.
Злобыня - Веста.
    Неслучайно уже я обращал Ваше внимание на тайные смыслы имён!
    Злобыня и Веста – не жених и невеста!
    Злобыня из Вест -  по-нашему говоря, злой человек «Оттуда»! Или просто -  Злой «Не наш» человек…Как могла бы сказать управдом Варвара Сергеевна.
    По-счастью, однако, не всем тайным интригам и чуждым замыслам Злобыни суждено осуществиться на деле. В мире, обретшем наконец великого богатыря Ивана-Нибелунга, козни   «Лукавого» Злобыни и иной нечестии обречены на провал!
    Бой света с тенью (тут вновь приходят на ум уже упоминавшиеся выше аналогии) не закончен, но в этом мире теперь есть Высшая Сила в лице Ивана-Нибелунга, способная противостоять и побеждать и Тугарина и Вельзивула со Злобыней...
    Вот почему устами Ивана-Нибелунга Ал Кудряшов говорит в самом конце произведения:  «…дурак ты, Злобыня!..»
    Ещё посмотрим, мол, в чьих руках в конце концов окажется «золотой ключик» Вельзивула…Поборемся! Померимся Силушкой!
    Так, маленькими штришками, тонкими линиями, изящными мазками волшебной кистью художника, Ал Кудряшов рисует сложный, объёмный мир. Легкая сказочная дымка по началу скрывает истинные ланшдафты и дали. Происходящее действительно представляется лишь ажурной фантазией, милой пасторальной картинкой. Но…

    «Пронесся шквал жесткого ветра, разметав тучи, и над суровым неприветливым краем разлилось солнце».

    Ветер сдул с окружающего эльфийский морок и прочую сказочную мишуру.
В ярком солнечном свете мы с Вами, Уважаемые Читатели и Читательницы, увидим настоящий, сложный и многообразый мир произведения Ал Кудряшова «Иван и Злобыня», подобно тому, например, как Нео увидел реальный, не оцифрованный мир, покинув Матрицу.
Поэтому-то я лично не могу считать рассматриваемое произведение простой сказкой.
Нет, нет и ещё раз нет!
    Мне представляется, что здесь можно и нужно дерзко заявить о новом жанре литературного произведения, который я бы лично назвал – НЭО или НЕО - реализЬм!
НЭО – Новый ЭкстраОрдинарный или НЕОцифрованный (поскольку уж речь зашла о Нео и новой реальности), а реализЬм с мягким знаком, чтобы не путать с твёрдым соцреализмом!
Ведь согласитесь, теперь мы уже точно знаем, что главное в произведении Ал Кудряшова вовсе не какое-нибудь там волшебство-колдовство, меч-леденец или  ковёр-автомат!
Главное в произведении «Иван и Злобыня» - (как мог бы сказать знаменитый Лёлик) -  этот самый НЭО или НЕО – реализЬм!
    Завершить статью ужасно хочется.
    Например, замечательными строчками местами гениального поэта, ярко, живо и чутко передающими общую атмосферу и – (скажу, не боясь быть цитируемым), - мораль произведения Ал Кудряшова «Иван и Злобыня». 

Богатырь, спасай любовь!
Хватит спать, лови момент,
С правой в глаз и с левой в бровь
Бей, бей вражий элемент!

Шёл Иван волшебным лесом
за каким-то интересом,
вдруг Злобыня появился,
будто чёрт из табакерки,
не ясны его мотивы!
Без таможенной проверки,
То ли ангел, то ли бес,
В сказку эту тихо влез!

Ух, Злобыня! Пляшет рядом!
Будто Змей, он полон ядом!
Что задумал этот злыдень?
Ваши в дамки, наших нет?
Лжив, хитёр, лукав, бесстыден:
словом, вражий элемент!
Но Иван не лыком шит,
Он проблему разрешит…

Распознать бы гада сразу,
Так ведь не было б рассказу!
И Иван не стал б героем,
И его женой – Брунхильда.
Взял Иван награды с боем,
Хоть его побили сильно.
Стал Иван богатырём,
Сила, стало быть, при нём!

Попугай Ромуальд, кибернетическая машинка