запах хлеба

Антонина Сереброва
   Давно не была я в деревне.Родители умерли и осиротевший дом уже не тянул к себе ,как прежде.Но в этом году я собралась навестить дорогие моему сердцу могилы и побывать в отчем доме,куда,выйдя на пенсию,переехала жить моя старшая сестра.

   Дом встретил меня ухоженностью и  порядком во всем.Внутри все было по-новому.Убрали старую русскую печь и дом стал намного просторней.Все было хорошо,но чувство тоски закралось в мое сердце.Чего-то не хватало  в этом родном ,но как будто чужом доме и тут я поняла причину моей грусти-это печь,наша русская печь,с ее теплом и  вкусными запахами свежеиспеченного хлеба. Я стала перебирать в памяти  истории ,связанные с этой печью,но мне вдруг вспомнился рассказ совсем  о другой печи.

   Был 1937 год.Очередной неурожай.Голод.Многие семьи ,в которых были мужики,подались на шахты где выдавали пайки.Старшие дети из семьи Орловых тоже уехали по вербовке в среднюю азию осваивать пустыню,там нашли нефть.

   Десятилетняя Маша вдвоем с мамой переживали эту особенно голодную зиму,перебивались как могли: и лебеду в муку подмешивали,вернее муку в лебеду и пекли лепешки,которые рассыпались в руках и зажарки к похлебке на сале полевых мышей делали.Ловили мышь,сдирали с нее шкурку  с хвостовой части и мазали этой частью сковородку.

   Но к весне последняя мука закончилась.Помнит Маша не покидало ее чувство голода-постоянно есть хотелось.Сидит на печи Маша,единственном теплом месте в их нехитрой избушке ,ждет мать с работы и чувствует запах хлеба от кирпичей исходит. И так ей есть хочется,что кажутся кирпичи буханками ржаного хлеба и хочется попробовть их,а язык уж сам тянется и лижет шершавые камни.Очнется только когда дверь скрипнет,то мать с работы пришла.

   О чем задумалась? Голос сестры возвращает меня в реальность сегодняшнего дня.Мы сидим за столом и поднимаем рюмки за наших родителей и за всё их  поколение,пережившее не один голод,страшную войну и пьем не чокаясь.