школьная грамматика

Ксеня Пирогова
Грамматическая система, как известно, обладает относительно большой устойчивостью и слабой восприимчивостью к влиянию социальных факторов. Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому языку и других письменных работ, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.
Мне стало интересно, какие ошибки допускают ученики средних школ?
1. «Тело млекопитающего состоит из головы, туловища и четырех пар ног». (Тут я представила корову с восемью копытами.)
2. «Вдруг я услышал лай собаки. Это были охотники».
3. «У костра сидели два человека и одна женщина».
4. «Тянутся по небу корневища трав».
5. «Ёж, жаба и ласточки помогают садовнику поедать насекомых».
6. «Она говорила неразборчиво потому, что у нее заплетались зубы».
7. «Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать».
8. «В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка; они были братьями».
9. «В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок».
10. «Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя!».
11. «Еще при жизни он поражал своим удивительным долголетием».
12. «Душа Татьяны полна любви и ждёт не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь».
13. «Дед вылечил зайца и стал жить у него».
14. «Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды».
15. «В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину».
16. «Самая моя любимая книга "Три Дрантаньяна"».
17. «С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду».
18. «Персик - это такое яблоко, покрытое ковром».
19. «Толстой несколько раз переделывал "Войну и мир", чтобы нам было легче ее изучать».
20. «Ромео и Джульетта были очень молодыми и еще не успели обрасти пережитками прошлого».
21. «Из-за писки найденной в самолете…».
21. «Маша Миронова не могла ждать благословения родителей Петра Гринева, и поэтому отдалась ему сразу».
Из сочинений на тему « Л. Н. Толстой. Война и мир»
1. Герои Толстого все время ошибались и вставали.
2. Князь Андрей женился на Лизе, страшной, как серая мышь.
3. Весь народ слился в одном лице Кутузова.
4. Кутузов предстает в романе как некрасивый старый человек, с неблагоприятным внешним видом, но старость его не является маразмом, а опытностью и справедливостью.
Пересмотр проверенных сочинений и анализ ошибок, допущенных выпускниками, не только полезны, но и интересны, поскольку помогают представить, каков действительный уровень подготовленности детей по русскому языку. Такой анализ (а не высокие оценки учеников на ЕГЭ!) дает возможность увидеть просчеты в преподавании, наметить дальнейшее направление работы, понять, на что в первую очередь следует обратить внимание.