Понять Высоцкого...

Сергей Русинов
  Владимир  Семёнович  Высоцкий…  Сегодня  этому  человеку  посвящаются  разнообразные  теле-  и  радиопрограммы, ему  устанавливают  памятники, его  именем  даже  малую  планету  назвали, но  может  ли  всё  это  показное  великолепие  по-настоящему  отразить  его  ИСТИННУЮ  славу?

  Однажды  мне  попалась  на  глаза  распечатка  песни  Высоцкого  взятая  из  Интернета. Под  текстом  песни  какой-то  меломан  приписал: «Нет  ли  ещё  у  кого-нибудь  песенок  Высоцкого?» И  я  подумал  что  возможно  это  и  есть  настоящий  памятник  Высоцкому. Ведь  если  в  наше  время  всевозможных  развлечений  люди  всё  ещё  спрашивают «песенки» Высоцкого, значит  он  всё  еще   нужен, всё  ещё  востребован. А  что  может быть  важнее  для  поэта, для  барда, для   артиста?

  В  детстве,  ещё  ничего  не  зная  о  Высоцком, я  впервые  услышал  его  песни, и  их  простые  слова  основательно  врезались  в  мою  память. И  время  от  времени  я  вспоминаю  незабываемые  строчки  его  песен, ставшие  практически  крылатыми  выражениями: «Если  друг  оказался  вдруг, и  не  друг, и  не  враг, а  так; если  сразу  не  разберёшь, плох  он  или  хорош…», »Жираф  большой, ему   видней…», и  многие, многие  другие.

  И  раньше, и  сейчас  Высоцкий  нравится  не  всем. Да  это  и  не  удивительно,  ведь  чтобы  нравиться  всем  надо  идти  на  поводу  у  толпы, а  такой  незаурядный  человек  как  Высоцкий  пойти  на  это  никак  не  мог.

  Вот  и  бабушке  моей  он  тоже  не  нравился.
 «Ну  почему  он  так  кричит?!» - говорила  она.
  Тогда  я  не  смог  ответить  ей. Ответ  на  этот  вопрос  только  сейчас  пришёл  ко  мне.

  Своим  сорванным  голосом  Высоцкий  хотел  докричаться  до  наших  зачерствевших  душ, достучаться  до  нашего  закостеневшего  сознания, погрязшего  в  своих  мелких  бытовых  проблемах.

Именно  поэтому  во  многих  своих  песнях  Высоцкий  затрагивает  серьёзные  философские  и  нравственные  проблемы. Причем  чаще  всего  он  делает  это  скрытно, практически  незаметно  для  нас:

                Лукоморья  больше  нет,
                От  дубов  пропал  и  след,
                Дуб  годится  на  паркет
                Так  ведь  нет;
               
                Выбегали  из  избы
                Здоровенные  жлобы,
                Порубали  все  дубы
                На  гробы.

  Вот  так  легко, и  даже  можно  сказать, весело  Высоцкий  пишет  о  падении     нравственной  культуры, когда  из  любой  прекрасной  сказки  можно  сделать  дешёвый  балаган, и  о  том  что  человечество, к  сожалению,  по-прежнему  из  дубов  легче  всего  делает  именно  гробы.

 «Оглянитесь  вокруг!!! К  чему  вы  стремитесь?!!» - кричит  в  своих  песнях                Высоцкий. Но  крик  этот  чаще  всего  остаётся  всего  лишь «гласом  вопиющего  в  пустыне»! И, конечно, очень  легко  надорваться, если  весь  твой  крик  уходит  в         пустоту! К  сожалению, именно  это  и  произошло  с  Владимиром  Семёновичем.

 И  как  бард, и  как  актёр  Высоцкий  всегда  стремился  к  абсолютной  правдивости  в  своих  образах. Поэтому  когда  мы, например, смотрим  фильм «Место  встречи  изменить  нельзя» перед  нами  предстаёт  не  актёр  Высоцкий  в  роли  следователя  Жеглова, а  именно  сам  Жеглов. Точно  так  же  и  в  его  песнях  мы  чётко  видим  и  альпинистов, и  моряков, и  спортсменов. О  чём  бы  ни  писал  Высоцкий, он  всегда  старался  во  всё  вникнуть, и  всё  прочувствовать. Особенно  ярко  это  проявилось  в  его  песнях  о  войне:

«…Кто-то  встал  в  полный  рост, и  отвесив  поклон, принял  пулю  на  вздохе…», и  нам  даже  представить  трудно  что  всё  это  написано  человеком, который  на  войне  ни  разу  не  был!

  Удивительно  также  и  то, что  многие  его  песни  являются  как  бы самостоятельными  произведениями. Это  не  какая-то  абстрактная  болтовня, а  самые  настоящие  рассказы  со  стройно  изложенными   сюжетами.

Нередко  думается: «А  если  бы  судьба  Высоцкого  сложилась  иначе, кем  был    бы  он  сейчас?» Ответ  на  этот  вопрос  он  даёт  сам  в  своей  знаменитой  песне  «Я  не  люблю»:

                Я  не  люблю  манежи  и  арены
                На  них  миллион  меняют  по  рублю               
                Пусть  впереди  большие  перемены,
                Я  это  никогда  не  полюблю!

  Да, несомненно, он  и  сегодня  остался  бы  прежним  Высоцким, честным, правдивым  человеком, который  не  любит  когда  ему «лезут  в  душу, а  тем  более   когда  в  неё  плюют.» А  ещё  он  очень  хотел  бы  чтобы  мы  взяли  от  него      хотя  бы  немного, взяли  хотя  бы  малую  часть  его  души, и  стали  бы  хоть  немного  лучше  и  добрее. А  для  этого  надо  просто  смотреть  фильмы  с  его  участием  и  слушать  его  песни. Слушать, и  попытаться  ПОНЯТЬ  Высоцкого.      Понять, и  довериться  ему  как  доброму, искреннему  другу.