Владимир Семёнович Высоцкий… Сегодня этому человеку посвящаются разнообразные теле- и радиопрограммы, ему устанавливают памятники, его именем даже малую планету назвали, но может ли всё это показное великолепие по-настоящему отразить его ИСТИННУЮ славу?
Однажды мне попалась на глаза распечатка песни Высоцкого взятая из Интернета. Под текстом песни какой-то меломан приписал: «Нет ли ещё у кого-нибудь песенок Высоцкого?» И я подумал что возможно это и есть настоящий памятник Высоцкому. Ведь если в наше время всевозможных развлечений люди всё ещё спрашивают «песенки» Высоцкого, значит он всё еще нужен, всё ещё востребован. А что может быть важнее для поэта, для барда, для артиста?
В детстве, ещё ничего не зная о Высоцком, я впервые услышал его песни, и их простые слова основательно врезались в мою память. И время от времени я вспоминаю незабываемые строчки его песен, ставшие практически крылатыми выражениями: «Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а так; если сразу не разберёшь, плох он или хорош…», »Жираф большой, ему видней…», и многие, многие другие.
И раньше, и сейчас Высоцкий нравится не всем. Да это и не удивительно, ведь чтобы нравиться всем надо идти на поводу у толпы, а такой незаурядный человек как Высоцкий пойти на это никак не мог.
Вот и бабушке моей он тоже не нравился.
«Ну почему он так кричит?!» - говорила она.
Тогда я не смог ответить ей. Ответ на этот вопрос только сейчас пришёл ко мне.
Своим сорванным голосом Высоцкий хотел докричаться до наших зачерствевших душ, достучаться до нашего закостеневшего сознания, погрязшего в своих мелких бытовых проблемах.
Именно поэтому во многих своих песнях Высоцкий затрагивает серьёзные философские и нравственные проблемы. Причем чаще всего он делает это скрытно, практически незаметно для нас:
Лукоморья больше нет,
От дубов пропал и след,
Дуб годится на паркет
Так ведь нет;
Выбегали из избы
Здоровенные жлобы,
Порубали все дубы
На гробы.
Вот так легко, и даже можно сказать, весело Высоцкий пишет о падении нравственной культуры, когда из любой прекрасной сказки можно сделать дешёвый балаган, и о том что человечество, к сожалению, по-прежнему из дубов легче всего делает именно гробы.
«Оглянитесь вокруг!!! К чему вы стремитесь?!!» - кричит в своих песнях Высоцкий. Но крик этот чаще всего остаётся всего лишь «гласом вопиющего в пустыне»! И, конечно, очень легко надорваться, если весь твой крик уходит в пустоту! К сожалению, именно это и произошло с Владимиром Семёновичем.
И как бард, и как актёр Высоцкий всегда стремился к абсолютной правдивости в своих образах. Поэтому когда мы, например, смотрим фильм «Место встречи изменить нельзя» перед нами предстаёт не актёр Высоцкий в роли следователя Жеглова, а именно сам Жеглов. Точно так же и в его песнях мы чётко видим и альпинистов, и моряков, и спортсменов. О чём бы ни писал Высоцкий, он всегда старался во всё вникнуть, и всё прочувствовать. Особенно ярко это проявилось в его песнях о войне:
«…Кто-то встал в полный рост, и отвесив поклон, принял пулю на вздохе…», и нам даже представить трудно что всё это написано человеком, который на войне ни разу не был!
Удивительно также и то, что многие его песни являются как бы самостоятельными произведениями. Это не какая-то абстрактная болтовня, а самые настоящие рассказы со стройно изложенными сюжетами.
Нередко думается: «А если бы судьба Высоцкого сложилась иначе, кем был бы он сейчас?» Ответ на этот вопрос он даёт сам в своей знаменитой песне «Я не люблю»:
Я не люблю манежи и арены
На них миллион меняют по рублю
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю!
Да, несомненно, он и сегодня остался бы прежним Высоцким, честным, правдивым человеком, который не любит когда ему «лезут в душу, а тем более когда в неё плюют.» А ещё он очень хотел бы чтобы мы взяли от него хотя бы немного, взяли хотя бы малую часть его души, и стали бы хоть немного лучше и добрее. А для этого надо просто смотреть фильмы с его участием и слушать его песни. Слушать, и попытаться ПОНЯТЬ Высоцкого. Понять, и довериться ему как доброму, искреннему другу.