Опыт Казанской истории Петр Рычков первая

Стив-Берг
Опыт
КАЗАНСКОЙ
ИСТОРИИ
Древних и средних ВРЕМЁН,
сочинен
ПЕТРОМ РЫЧКОВЫМ

Статским Советником,
Санктпетербургской Императорской Академии Наук
Корреспондентом и Вольного Экономического Общества Членом.
В САНКТПЕТЕРБУРГЕ. При Императорской Академии Наук
1767 года.

ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШЕЙ
ДЕРЖАВНЕЙШЕЙ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРЫНЕ
 ИМПЕРАТРИЦЕ
ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ
САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ и прочая, и прочая, и прочая.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ!
Вашего Императорского Величества Казанское царство, в древнейшие времена болгарским именовавшееся не имеет еще обстоятельной своей истории.
Опыт её слабой, учиненной мною, изъявляет, коль важна б была она , и как сопряжена с делами Российских Монархов, предков Вашего Императорского Величества.
Величайшая Монархиня! Все великие Государи были всегда великие любители Истории.
Ваше Императорское Величество, превосходя их во многом, между неусыпными трудами к пользе Подданных народов предприемлемыми, чтением исторических книг почитаете всегда наиприятнейшим упражнением.
Потому осмеливаюсь, я сей малый и недостойный мой труд, с глубочайшим благоговением поднести к стопам Вашего Императорского Величества.
ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ
ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
          всеподданнейший раб Петр Рычков.

           Предуведомление
Когда в историях чужестранных и отдаленных от нас народов находим мы полезные примеры и наставления, то несравненно лучше и действительнее будут они из истории нашего Отечества.
Деяния прародителей, больше возбуждают в нас внимания ревности и подражания.
История о России от самых древнейших времен, представляет нам удивительные премены [перемены], и распространения многочисленных Славянских народов, множество славных дел великих Монархов и Военачальников, бесчисленные примеры мужества и твердости во всяких приключениях.
Желать должно, чтоб она не укоснела показать себя на свет, в таком виде и совершенстве, в каком мы находим у разных науками просвещенных народов их собственные истории; да и сумнения [сомнения], чтоб то не исполнилось.
С начала Санктпетербургской Императорской Академии Наук, основанной Императором ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ, Отцом Отечества, потрудились уже в ныне в ней упражняются, самые знатные и ученые люди.
Собрания, от искусных и трудолюбивых мужей учиненные, и издаваемые в печать разные манускрипты под именем "Российской Библиотеки", послужат к тому великим способом и руководством.
Начало ее оставил уже нам покойный Статский Советник Ломоносов, пример достойный подражания.
Но как к Географическим чертежам, на которых многие государства представляются, для лучшего изъяснения всех подробностей, потребны, бывают специальные или особенные начертания: так равномерно и общая история всей России, чтоб быть ей полной и совершенной, по великости Империи и по множеству ее провинций, из которых в древние времена во многих бывали особенные царства и княжения, необходимо требует особенных описаний.
Такое описание о начале Новогорода и о великом сем княжении имеем уже мы ученым мужем (1) сочиненное; Сибирское царство им уже описано; отдаленнейшая Камчатка имеет уже свою историю (2); новая Оренбургская губерния, под именем Истории и Топографии, по возможности моей представлена, а и о других знатнейших местах со временем можем мы надеяться таких же описаний.
История Казанского Царства по ее многим пременам мешавшимся с историей о всей России, была б для нас еще важнее и полезнее Сибирской.
В разных своих периодах, достоверно б показала она нам пришествие сюда древнейших Славян, наших прародителей, распространения их по Волге и в здешних местах великими городами и селениями, под именем Болгар, со многими достопамятными их делами: особливо же, какие имели они войны и союзы с Греками и с Российскими своими однородцами, и с какими пременами [переменам] подвержены они бывали Российским Монархам.
Узнали б мы тут достовернее и выход их отсюда в разные времена, и по разным причинам; а паче от усильства и наглости многочисленных степных народов, от которых потом и сама Россия претерпела немалое утеснение и многие бедствия, а разные Ордынские царства, начало, и основание свое получили.
Увидели б мы из неё и то, как и кем, оные царства были управляемы; до какой великости доходили; когда и по каким причинам ослабевать они стали, и кем совершенно опровергнуты, и как вместо их [них] утверждалось и утвердилось российское Самодержавие, и Христианство.
Толь важные и многие обстоятельства, не требуют ли великого труда и совершенного знания во всей общей истории, особливо же о Славянских народах, во многие Государства рассеявшихся.

Я говорю здесь об Истории полной и совершенной.
Между тем опыт сей Казанской истории Древних и средних времён послужит к тому началом.
Принадлежащее до неё, собрано в нем по моей силе и возможности.
Можно видеть тут многие дела, которым подражать, и от коих воздержаться надлежит.
Несовершенства и неисправности его подадут повод искуснейшим, откуда и чем его дополнить и исправить надобно.
Нет сумнения [сомнений], чтоб когда-нибудь не возымели мы о сем царстве такой полной и совершенной истории, о какой выше сего объявлено.
В разумных людях нет уже у нас ныне недостатка: надлежит только употребить труд и прилежность, к чему побудит нас долженствует пример Самодержицы вашей ВЕЛИКОЙ ЕКАТЕРИНЫ. [см. плавание к Казани, во время которого все сопровождающие её лица и она лично занимаются литературными переводами]
Неусыпное ЕЁ попечение о пользах отечества, покровительство и щедрость ЕЁ к наукам, имеем мы всегдашним на то поощрением.
Писано в Оренбурге Сентября 26 дня 1766 года.
.....................
1. Г. Коллежским Советником Историографом и Профессором Миллером.
2. Покойного Профессора Крашенинникова.


ОПЫТ
КАЗАНСКОЙ ИСТОРИИ
ДРЕВНИХ И СРЕДНИХ ВРЕМЁН.

Приступая к описанию Казанской Истории, по порядку историческому, надлежало б обстоятельнее показать о древнейших обывателях здешних мест , какие их были начала и премены, когда и куда они выходили и где ныне большей частью находятся; но о всем том не имея еще достаточных, и достоверных известий, при сем первом опыте объявлю то одно, что мне ведомо; а потом буду предлагать о начале города Казани, когда и как сие царство - Российской Империи покорена, и сообщу опись о нынешнем того города состоянии, желая, чтобы сей опыт был предметом, и хотя б малым способом впредь к сочинению о всей пространной и много-народной Казанской губернии полного описания.

I. Глава первая.
О древних обывателях нынешних Казанских мест.
§ 1. Не только ваши российские летописи, но и иностранные писатели (*1) согласно и довольно уверяют нас, что в нынешних Казанской, Оренбургской и Астраханской частью ж и в Сибирской губерниях, особливо же около Камы, Волги и Яика реке, в древние времена под разными именами, Славянские народы обитали, между которыми Болгары по их бывшему великому купечеству, и многим ремеслам, как сильный, богатый, и в городах обитавший народ, за знатнейшей признавался.
......................
*1. Смотри у Бержерона в трактате о татарах гл: 6.

§ 2. Когда и отколь они сюда преселились, сие трудно изъяснить Мавроурбин, Архимандрит Рагужский, в Истории своей о Славянах (*1) производит их, как и всех Славян, из Кандинавии. Сказуя о Болгарах на стран: 289, объявляет он, якобы первые их жилища были около Померании и моря Балтийского, отколь вышед с оружием, остановились они в пространных местах около реки Волги, и назвались от неё Волгарами, а потом Болгарами.
Побывши ж тут, одна из них часть вышла на Дунай, и пробрались во Фракию около 390 году после Христа.
Впрочем, почитает он их за храбрый и военный народ, который кроме военных дел ни к каким наукам не прилежал, от чего от них самих о тогдашнем их состоянии и описаний нам не осталось.
..............................
*1. Сия История по повелению Государя Императора ПЕТРА ВЕЛИКОГО, переведена с Итальянского на Российский язык, и напечатана в Санктпетербургской Топографии 1722 года.

§ 3. Геродот, Плиний, Страбон, Птоломей и другие Греческие и Римские древних времен писатели о сих местах и народах, хотя нисколько и писали, но весьма смятно [смутно, не внятно], да и то затмили разными баснями и несходствами, так, что кроме одной догадки, никакой истинны к вероятности имеет из того не возможно.
Из сих писателей в письме о древней российской коммерции, (*1) и в Оренбургской Топографии (*2), несколько до Болгар касающегося уже собрано и изъяснено, что здесь повторять не нужно. Может быть, после между ими самими и были какие-нибудь описания, но древностью времён, и от многих бывших между ими премен истреблены они так, что до нас ничего не дошло.
Выход их из здешних пределов начался, ежели не прежде, то вскоре после Христова рождества, следственно задолго прежде тех времен, с которых наши Славянороссийские летописи начинаются. В них Болгары около здешних мест, хотя и нередко упоминаются, но бывшим у них с Российскими Государями союзам и войнам, но то были без сумнения небольшие и бедные их отрывки, утесненные от Татар, с которыми живучи они в одних местах и селидбах долгое время, быв у них в порабощении и мешаясь с ними, до того дошли, что наконец остявя свой язык, веру и обычай, уже обще с ними за один народ, то есть за Татар вменялись, как то ниже сего означится.
...................
*1. Смотри в Ежемесячных Сочинениях 1755 года, на Апрель месяц.
*2. Оренбургская Топография Часть I. гл: 4.

§ 4. В доказательство их выхода из здешних мест, в толь давние времена бывшего, приведу я здесь некоторые места из древних российских летописцев, тем самым наречием, какое в них находится.

§ 5. В одном из них объявляется следующее: Болгария великая, от нея же мы Словаци идем, была меж Азии и Европы, по обе стороны реки Таис, (*1) еже глаголется Волга, прилегла к Москве.
Людие же живущие тамо восставши с женами и с детьми, изыдоша от туда ищуще добрых мест покойных к житию, друзии же пишут, иже их вытеснили Татарове, (*2) приидоша на море глаголемое Понт Эвксим, прошив Трации до Белого Озера, его же зовут Палус Меотис или Бисем, где днесь Крымское, и даже до реки Днепра.
Побывше в тех полях время не мало {здесь примечает ее первое и не малопременное пребывание Болгар по отлучении их от Волги:} слышаще зде Государей Христианских, Цесарей Константинопольских, подвигошась с мест своих, во время Цесаря Юстиниана Великого, со Князем своим Дербалох, иныи водою, иные землею придоша до Трации.
Возвоевашася на государства Греческие, и поседоша Мисию малою и великому, и прозвашася отчим имянем Болгария, и доныне тако зовется, також и Трацию посели под Цесари Греческими.
Зинона Царя поразили, и от Константинопольские Никифора поразили в убили; Леона ратовали от Срацын; Михаила Куропата поразили у Адрианополя; Босну посели; чрез угры шли далече даже до Далматия, или рещи даже до Истры; Заложили место Истринополем, идеже убили Агильмунда Царя Лонгобардского, иже хотел их оттуду изгнати, иже и до ныне в тех местах седят".
..............................
*1. Не удивительно, что в толь старинном летописце, Волга река Таисом именована. Переводчики и сократители Барония, не в давние времена сему ж последовали, где на обороте 790 листа, точно говорится: "Волга река нашим языком, а Латинским Танаис имянуется, но Танаис назывался Дон, а не Волга.
*2. Лызлов в 3 главе Скифской своей Истории из разных писателей показывает, что болгары бывши соплеменны Вандалам, Цымбрам и Готам, и слыша, что они имя свое прославили войнами с римской Монархией и с Греческими государями сими причинами возбудились, и в лето 420 из мест своих поднялись со Князем своим Дербалом, и перешед Днестр, выгнали из Дации прежних её обитателей, состоявших под державой римской, и сами в тех местах обселясь, с Греками частые войны и победы над ними имели.

6. В другом летописце, которой подписан рукой в нашей церкви довольно знатного Киевского Архиепископа, Петра Могилы, об них же читается сие: ,,При Константине Брадатом приидоша Болгаре чрез реку Дунай, иже глаголется Истр {пидно, что побыв оное немалое время в пред означенных местах} и отьяша от Грек землю сию, и вселишась в ней, и живут даже доныне мнози суще бесчисленныи, приидоша яко всю землю наполниша обою страну Донава и обону страну Доррача, нарицашеся же земля сия Мисия; ибо Влахи и Сербы и прочие тамо живущие, и вси едино суть".
Но сие впадение их в Мисию, как видно, было не первое; ибо задолго прежде сего Флавий Иосиф в книгах о войнах Иудейских (*1) говорит довольно сему сходственно, а имянно: ,,В то же время, по Христе 27 лет, дерзнули Скифы на отчаянное дело, в великом множестве Сарматов, которые часть их войска сочиняли, тайно переправясь чрез Дунай, учинили нападение в Мисию, и причинили великие убивства; между прочих убили они Фонтея Агриппу, которой был тогда правителем всей провинции, вышедшего противу их, и которой мужественно им противился.
Потом разорялись по всей оной земле разоряли и выжигали.
Веспасиан послал противу их Рубрия Галлу, которой сражаясь с ними побил их великое число; а прочих прогнал в их жилища.
Потом сделал учреждении для будущего времени, и оставил сильные гарнизоны в крепких местах, чтоб оные неприятели чрез реку Дунай впредь переходить не могли.
И таким образом сия война вскоре была окончена".
В том же Могилевском летописце ниже сказуется:
"По смерти Феофила Царя, посла к Царице Феодор Болгарстий иачалник просити землю от римлян Болгаром во облежение, понеже утествоваху, и обещавахась вкупе воинствовати с римляны.
Царица же Феодора исполни их прошение, и дарова им от страны глаголемые железные до Ветла; Ветл же есть близь Адрианополя, и сие все наследоваша Болгары дарованием Феодоры Царицы, и имяноваша Загорием".
 .........................
*1. Книга 7; глава 4, в конце.

§ 7. Выше писанное, в старинных наших летописях находящееся, подтверждает и Бароний.
В лето 55...[?], в царстве Иустиниановом, объявляет он просто: что Славяне  {вероятно, что оные Болгары} близь Адрианополя римское войско поразили, и Фракию воюя на одну токмо милю от Константинополя, отражении[ы] в домы свои цела с великими корыстьми возвратились.
В царстве Константина Догоната, то есть Брадатого, объявляет он, что в лето 678, Болгары учинили впадение во Фракию, сказуя об них по объявлению Феофилову, что они народ полуночной от моря Эвксинского и нарицаются от Волги реки Болгары [Волгары].
В лето 703 сказует, что Тревеллий, Король Болгарский, Иустиниана II возвел на Кесарство.
В лето 717, учинили они знатную помощь на Сарацын. В 791 году убили Кесаря Константина, под летом же 845, в сходство выше писанному, объявляет, что Богорис, Князь Болгарский, Царице Феодоре грозил войной: но усмирясь и имея у себя в плене знатного Грека, прозванием Куфара, уведал от него много о Христианском законе, за которого отдана была на обмен бывшая у Царицы в плену сестра его, Христианскому закону обученная и восприявшая уже святое крещение.
Она сего Болгарского Князя обратила в Христианство, чему немало способствовало тогда и изображение страшного суда.
Сие крещение полагает Бароний, первым Болгарским крещением объявляя притом, что помянутая Греческая Царица, по прошению оного Князя, дала ему пустые места близь Булгарии, которые от Болгар Загорными названы. Здесь видно, что первое крещение вышедших от Волги Болгар, было гораздо прежде Ольгиных и Владимировых времён.

§ 8. В следствие вышеозначенных лет в Российских летописях, хотя и находится многое о Болгарских Царях, о их городах, войнах и о разных приключениях: но сие принадлежит уже до тех вышедших из здешних пределов на Дунай и в другие тамошние места, а не до оставших при Волге. Равномерно ж и предупомянутой Рагужской Архимандрит Мавроурбин, в историческом своем собрании, упомянув токмо с начала, да и то весьма кратко, бывших при Волге Болгар, описание свое продолжает об одних вышедших на Дунай и далее, не упоминая ничего об оставшихся, которых после первых выходов без сомнения не меньшая часть в прежних местах еще оставалась.

§ 9. Из показанных обстоятельств довольно примечается и сие, что выход тех древних Болгар из здешних мест не в одно, но в разные времена происходили, и выбирались они отсель, с женами и детьми, следственно и со всем их имением сильными партиями.
Надобно, чтоб были сильнейшие причины и необходимая крайность, толь великой народ подвигнуть, из старинных и привольных их жилищ, для искания новых и мало знаемых в чужих и отдаленных от них государствах.
Летописец наш два обстоятельства на то приводит: первое, что искали они для себя спокойных мест, из чего следует, что они от кого-нибудь были тут обеспокоиваны: другое ж точно значит, что вытесняемы они, были Татарами, следовательно, Татарские на них набеги и обеспокоивание от них еще в тогдашние времена происходили.
Карпеин, (*1) в 4 главе описания своего о выходе Болгар говорит так, как о давнопрошедшем уже времени, и объявляет точно, что народы сии от большой части и искоренены Татарами, прочие ж все скрылись; остаток же пребыл у них в работе, но и из укрывшихся де многие возвратясь игу их подвергнулись.
То ж и Рюбрикис (*2) в 16 главе подтверждает, и оставшихся между Татарами без всякого различия злонравными уже Магометанами называет (*3).
.....................
*1. Был он у Татар в 1246 году во время Батыева.
*2. Сей там же был в 1253 году, чему ныне 511 лет.
*3. Согласно сему и Лызлов в I главе Скифской своей Истории объявляет, что оставшиеся в сих местах болгары, соединились с Татарскими народами близь их жившими у означивая притом, что Татарские народы, пришед из пустыней прилежащих к Китайским странам, начали жить около рек Камы и Яика, и с болгарами оставшимися единонравны учинились, и сии все в Российских летописцах названы нижними болгарами, с коими Великий Князь Владимир Святославич имев многие войны, и покорив их, дань на них наложил, но они от подданства часто отпадали.

§ 10. Из родословной Татарской Истории Абулгазии Баядур-Хана видно, что многочисленные Мунгальские и Татарские народы, издревле на Заяицкой [за Яиком?] степи, смежно к здешним и Сибирским пределам располагались, и еще задолго прежде Чингизовых времён на Славян войска свои посылали.
Во второй главе об Охус Хане, которой по его объявлению, больше 400, лет прежде Чингиза был, именно говорит он, что сей Хан, одному своему начальнику дав доброе войско, послал его воевать Урусов {Россиян} Аланов, Моджар, Венгров и Башкирцов, {Болгар} которые жили тогда на берегах рек Танаиса, Амела и Аджика (*1) и якобы еще тогда все иные народы покорил он под свою державу.
Из того ж описания видно, что Чингизов сын, прежде Батыя в Болгарах правительство имел, и Татарские народы время от времени приходя тут в наибольшее усилование Магометанство ввели, оставших же от древних Болгар утесняя, наконец при Батые, как сами местами совершенно, так и всей Россией завладели, из чего признавается, что поделав они тут свои селитьбы, и стали все вкупе от мест сих именовать себя Болгарами, как то и сам Батый в некоторых местах именован уже был Царем Болгарским.
В подтверждение сего Карпе[?]н в арт: 5. точно объявляет, что из войск Бятыевых некоторые в завоеванных ими Болгарских местах на жилье остались, и в его время тут жили, почему ежель не прежде, то уже конечно в сие время смешение Болгар с Татарами началось, и бившей у них Славенской язык портиться стал, и наконец по превозможности и усильству Татарского и совсем угас.
Осталось между ими одно только звание Болгар от мест, на которых они жительствовали.
Сему явной у нас ныне пример Пермия, бывшее государство немалое и язык особой, которой по овладению оного Россиянами, и по введении Христианства, сперва также стал мешаться с Российским, а ныне уже и со всем почти пропал, и Пермяками называются такие люди, кои древнего Пермского языка не знают, а говорят испорченным Российским наречием.
Может быть, что и прямых Пермяков оставших от древних находится тут мало, а наполняют число их и жительство сходцы из других Российских мест.

Другой пример, находящееся ныне Казанской губернии в Вяцкой провинции обыватели, те, которые все вообще от реки Вятки Вятчанами именуются: но можно ль их от древних Вятичей производить, которые около Пермии, следовательно, около сих же мест живали, и в  летописцах наших во время Олегово, и после в войнах с Россиянами упоминаются (*2); сие оставляю я на рассуждение другим.
Нынешние города Казани обыватели не того уже роду и языка, о которых объявляет сия история, но русские, однако Казанцами ж именуются.
Тому ж очевидные примеры и ныне из Калмык, Татар, Мордвы, из Чуваш и из других подобных им народов воспринявшие святое крещение.
Многие из них по-русски так уже хорошо говорят, что их от русских отличить не можно; а дети некоторых прежнего их языка и совсем не разумеют, хранят одно только звание, из которого они произошли; особливо же те, кои на прежних их местах живут.
....................................
*1. Дона, Волги и Яика.
*2. В Синопсисе Киевском на стран: 17, объявляется, по сказанию Стрыковского, что Вятчане звание свое имеют от некоего Гетмана или Военачальника первых Киевских Князей, Кия, Щека и Хорева, кои назывался Вятка, и полагает их над рекою Волгою.

§ 11. Со всем тем нет ни малого сумнительства , чтоб во все оные времена, как они трудны ни были, в разных местах между Татарами и смешавшимися с ними. Болгарами, не поврежденных от них, то есть настоящих Болгар и Славян, тут не находилось.
Из летописцев наших
(*1) видно, что победы и самодержавие еще первых российских Государей по Волге, хотя и с пременами [переменный успех?], однако до самого ее устья простиралась, и жившие тогда Болгары, кои хотя и в неверии находились, но были остатки древних, платили им дань.
..............................
*1. Между прочего, на разных местах и в краткой летописи Г: Статского Советника Ломоносова, печатанной в 1760 году.

§ 12. Нестор Преподобный под летом 6493, 985 стран: 72 и 73, по древнему наречию, ясняеж [ясняет?] Российская История, во 2 части стран.: 102 и 103, сочинения господина Ломоносова , объявляют, что Великий Князь Владимир первый еще прежде крещения своего, призвав дядю своего Добрыню с Новгородскими войски, и с ним совокупясь Волгою в насадах вниз к Болгарам пустился: в то время Низовские и Камские.
Болгары по малом сопротивлении покорились, и платить дань обещали, с таким утверждением вечного мира, что "он тогда перестанет, когда будет камень по воде плавать, а хмель на дно грязнуть".

§ 13. О Всеволоде ж, внуке Владимира Мономаха, сказуется, что он брал ее не только с них, но и с самих Татар.
Между тем Новогородские жители в разные времена, по причине бывших у них с Великими Князьями ссор, отлучаясь из своих пределов, часто воевали по Волге, и в завоеванных ими местах обселялись, как то в описании Вяцкой упоминается поход их водой на низ по Волге при Великом Князе Ярославе сыне Владимирове, в лето 6682 (1148) в котором дошед они Волгой до Камы реки, (*1) для жития своего построили тут городок, и пожив в нем несколько времени разделились, половина осталась их тут, а другая пошед вверх по Каме обселилась на реке Вятке, и в других здешних местах, победив и выгнав тамошних Черемис, которые до приходу их тут обитали.
Потом умножались они пришедшими к ним из великого Устюга, с Двины и иных тамошних мест, да и Рубрикис [Рубрук], которой, как выше упомянуто в лето 1253, был при Батые, объявляет в 21 главе, что в одном месте, где они ехали к реке Волге имелось новое жилище, которое по объявлению его, хотя и построено было от Татар; но в нем находилось нисколько русских смешанных с Татарами, для услужения послам ездившим ко двору Батыеву.
Он же в 20 главе объявляет страх свой от того, что Россияне и Венгры, коих в подданстве у Татар находилось тогда довольное число, совокупляясь артелями человек по 20 и по 30, делала по дорогам ночные разбои.
Из чего явно, что и во время Батыево Русские или Славянские жительства в здешних местах находились; но следуя тогдашним временам и Татарским обыкновениям промышляли уже разбоем.
Таковым не трудно было забывать Христианский закон, и вступая в Магометанство от времени до времени мешаться с Татарами, с которыми они наконец и во всем соединились, оставя при себе одно только имя Болгарское, кое еще и поныне у ученых Магометан в чести и в употреблении, как то и в 1754 году, известный Башкирский возмутитель Батырша, возмущая Башкирцев к бунту в письме своем всех здешних Магометан Болгарскими народами (*2) называл, в котором мнении утвердились они немаловременно бывшим их в Болгарах владением.
..............................
*1. Потому сей Новогородцев поход, и заселение их в здешних местах было прежде нашествия Батыева, кое было в лето от создания мира 6745, (а после от Христа 1237) за 63 года [до Батыева нашествия], от нынешнего 1765 году, за 591 год.
*2. Смотри в Оренбургской Топографии часть II стран: 35 и следующая.
          * * *

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПЫТА
КАЗАНСКОЙ ИСТОРИИ.

Главы:
I. О древних обывателях нынешних Казанских мест.
II. О городах, бывших здесь у древних болгар, и о их развалинах.
III. О заселении Татар в болгарских пределах; о Царях их; и об усильстве их над Российскими.
IV. О начале города Казани.
V. О походах Российских войск на Казань; о первом взятии сего города о разорении и паки о возобновлении оного.
VI. О вторичном взятие города Казани.
VII. Усильства и наглости Магметелиновы. Несчастливый Российский поход и разные приключения между вторым и третьим, то есть последним взятием Казани.
VIII. О злодействах Казанских Татар при начале государствования Царя Ивана Васильевича; о их лукавстве, пронырствах и о первой на них посылке российских войск.
IX. О первом походе на Казань Царя Иван Васильевича самого. О построении города Свияжска; о их покорности к Царю Ших-Алею, и о злодействах бывшей в Казани Царицы.
X. Третичное вступление Ших-Алеево на царство Казанское. Строгость его в поступках с Казанцами. Клевета от них на него в измене, почему и отозван он в Москву. Бунт Казанцев и измена Князя Чапкуна. Прием на царство Нагайского Князя Едигера.
XI. О втором походе Царя Ивана Васильевича на Казань. О бывшем тогда ж Крымского Царя приход на Тулу и о прогнании его. О пришествии Государевом в Свияжск и под Казань. О взятие города Казани и о поимке тамошнего Царя Едигера.
XII. О въезде в город Казань Царя Ивана Васильевича, о заложении им тут церквей и о возвращении его в Москву.
XIII. О духовных властях, бывших в Казани от начала взятия, сего города.
XIV. О местоположении города Казани и о нынешнем состоянии оного.