Мы встречаем первомай?..

Борис Артемов
На фото: 1 мая 1932 года. Торжественный пуск первого агрегата Днепрогэс

В благословенные и убогие – как это видится из сегодняшнего капиталистического «далёка» – времена застоя, прямо в праздничных первомайских колонах под красными стягами и портретами нестареющих вождей бессмертного брежневского политбюро ленинского ЦК, разливая украдкой «русскую» в заранее скоммунизденные из ближайших автоматов с газводой граненые стаканчики, многие посмеивались над дежурной загадкой армянского радио: «Чем отличается Первомай эпохи развитого социализма от маёвок времён жестокого царского режима? При царе Николашке Кровавом, рабочие, собираясь на маёвку для чтения большевистской газеты «Правда», прятали её при приближении полицейского урядника и доставали, от греха подальше, водку с немудреной закуской. Теперь же, собираясь нарушить общественный порядок коллективным распитием по случаю праздника трудящихся всего мира, непременно, от греха подальше, приходится прикрывать «беленькую» и импровизированное застолье всё той же партийной газеткой от зорких глаз патрульного милицейского сержанта»…

…Не только сегодня, но и в былые советские годы, далеко не все запорожцы, весело скандируя в праздничных колонах у трибун с высоким и разным начальством накрепко засевшую в голове с пионерской юности речёвку «Мир! Труд! Май!», изучали перед этим решения Амстердамского Конгресса Второго Интернационала, призвавшего в 1904 году "все социал-демократические партии и профсоюзы всех стран провести демонстрации и забастовки в день 1 мая для официального признания 8-часового рабочего дня и для мира во всем мире".

Более того, они и слыхом не слыхивали, что решение это родилось из предшествующего, принятого Парижским Конгрессом того же Интернационала в 1889 году, в память о казнённых американских анархистах, якобы спровоцировавших бойню полицией бастующих рабочих Чикаго в мае 1886 года.

Именно анархисты, разочаровавшись в легальной борьбе за права трудящихся социалистов и профсоюзов, потребовали тогда "создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них» и именно они, «явные организаторы беспорядков», поэтому стали главной мишенью для мести властей.

День труда, который и поныне ещё отмечают в десятках стран, после победы большевистского переворота 1917 года превратился в стране победившей диктатуры пролетариата в наглядную демонстрацию её крепнущей экономической и военной мощи.

А также неуклонно растущей солидарности советского народа и его партийного авангарда с «революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительными движениями» и их же бескомпромиссной борьбой «за построение коммунистического общества» во вселенском масштабе.

К этому дню торжественно запускались очередные невиданные промышленные гиганты, способные на абсолютные, мало кому нужные, мировые рекорды и ковалось новое неслыханное вооружение, способное своей разрушительной мощью защитить иллюзорный мир во всём мире.

1мая 1932 года, в 6 часов 30 минут был пущен первый агрегат днепровской гидростанции. Днепрогэс выдал первую электроэнергию

В мае 1933 года через трёхкамерный Днепровский шлюз имени В.И. Ленина прошел пароход «Киров» пассажирской линии Киев-Херсон. Однако это была не первая шлюзовка. На судне под названием «Софья Перовская» ещё 1 мая 1933 года в направлении вверх по течению преодолели шлюз ударники Днепростроя.

Перепадало от властного праздника и собственно трудящимся. Участие в первомайской демонстрации, а особенно пронос у властных трибун багровых стягов, ретушированных портретов вождей и навязших на зубах с молодых ногтей лозунгов, выведенных белилами на кумаче, давало заслуженное право на маёвку – беззаботное проведение последующего дня.

Как правило – на заветных шести дачных сотках с целью обеспечения себя и близких витаминно-огородной продукцией, перманентно отсутствующей в торговой сети страны победившего социализма.

К 1 мая 1969 года запорожские власти продлили рельсы до порта Ленина, соорудили трамвайное кольцо и пустили трамваи до нового речного вокзала у плотины. Объяснялось это повышением удобства добираться до транспорта дачникам

…Сегодня наш заводской рабочий город стремительно разрушается. Жители нищают. Причины очевидны. И, тем не менее, в последние годы совсем не бедные городские чиновники вкупе с борющимися за права трудящихся в рядах парламентского большинства миллионерами-коммунистами полюбили возглавлять нестройное немногочисленное шествие, нелепо бредущее под красными и бело-голубыми партийными стягами к тычущему перстами в небо изваянию пролетарского вождя.

Это, по их мнению, должно символизировать, что народ и власть по-прежнему едины в совместном стремлении к светлому «завтра».

Правда, потом, после завершения демонстрации, пути участников расходятся.

Одних престижные, статусные авто отвозят в многоэтажные особняки за высокими заборами на речных берегах с личными причалами и яхтами, где ждут соответствующие идее дня демократичные фуршеты, барбекю в узком кругу и ненавязчивое обсуждение грядущих бизнеспроектов и бюджетных дерибанов.

Другие же отправляются в свои полуразрушенные малометражные хрущёвки, чтобы с горечью помянуть неизменной, но изрядно подорожавшей поллитрой «беленькой» прекрасное советское «вчера». В котором сами они были полны сил и задора, а лица их подруг, известных запорожских красавиц, украшали не страницы сальных глянцевых журналов в киосках, а стенды передовиков и ударников производства на многочисленных городских Аллеях Славы и в Парках Отдыха трудящихся.

Впрочем, и об этих горемыках социально-ответственная нынешняя власть тоже позаботилась: катера, везущие пенсионеров на дальние дачи, по обещанию первых городских господ-товарищей, начнут курсировать в текущем году уже с первого мая.

В стране, жизнь которой «покращивается» ежедневно, на приснопамятную покупную капусту премьера надежды мало. Овощи в магазинах, несмотря на нулевую инфляцию, набирают цену с каждым днём.

Так что спасение трудящихся лишь в их собственных руках.
Воистину: Мир! Труд! Май!