Фильм Кококо

Нина Левина
Фильм Авдотьи Смирновой.
Сюжет (вкратце): жизнь тесно сводит двух абсолютно противоположных по всем статьям женщин с неудачно сложившейся личной жизнью - петербуржку, музейного работника Лизу и провинциалку ("из Ёбурга") Вику, то ли рыночную торговку, то ли ещё кого, зарабатывающую на жизнь в подобной сфере.
Главная роль (Лизы) у Михалковой Анны. Вот по мне, во всех фильмах она одна и та же: обидчивый («непонятой») взгляд-упрёк; полнота, которая её втайне «снедает»; совершенно простецкая, невыигрышная внешность – влюбиться в такую, наверное, можно (ненадолго, пока не «попробуешь»), но полюбить…
В фильме совершенно справедливо отношение к ней бывшего мужа – «защитить дуру». Она ко всем добра, во всех желает видеть хорошее, а когда люди её «подводят», переживает и не понимает, отношений не выясняет, надеется, что «сами поймут». А когда не понимают, она взрывается вплоть до разрыва и даже убийства. Но «приходит в себя» и раскаивается.
В принципе, Лиза бессознательно хотела бы тех «человечьих» отношений. Живёт она в затхлом, вообще-то, мире старья, тесного и малофинансируемого музея этнографии, каких-то нудных межчеловеческих отношений...

И вот в мир этот врывается Вика: «хабалка, дрянь, шлюшка» (так, в конце концов Лиза характеризует эту «дщерь народа»). Пьянки, тусовки, абсолютное равнодушие к красоте и гармонии (хотя Лиза пытается её «образовать»), дикий «прикид» (в отличие от совершенно старушечьего у Лизы).
Лиза ошеломлена этой совершенно ей неизвестной жизнью (потомственная интеллигентка, дочь и внучка художников), погружается туда было, но быстро выныривает, отряхивается: такая беспорядочность, бессмысленность, разболтанность, необязательность, поверхностность быстро её охолаживает. А когда Вика начинает в квартиру приглашать эту толпу без спросу, Лиза впадает в депрессию – она бы хотела приватизировать свою новую подругу, хотела бы «подогнать» её под себя, ввести в круг своих друзей и интересов, найти ей работу.
Но никто Викой не очаровывается. Вся эта творческая питерская интеллигенция видит в Вике только хабалку – грубоватую, эгоцентричную, необразованную. Прекраснодушный, романтичный Митя, сослуживец Лизы, слегка увлекается Викой (новый персонаж, харизматичный), но тоже быстро остывает – «не моё!» А бывший Лизин муж, бабник, снимает сливок – чуть ли не на глазах Лизы трахает Вику, которая потом униженно умоляет подругу о прощении: «Он сам, это не я его…»

Последняя капля – подарок Вики: комнатный фонтан из «литой бронзы», не дающей и так душевно встревоженной Лизе ночью уснуть. И Лиза идёт душить Вику подушкой.
Последняя сцена в милиции – почему-то "жертва" за решёткой, а покушающаяся на убийство пишет на неё заявление. Потом, понятно, опять раскаивается и просит заявление обратно (закольцованная сцена – в начале фильма она уже проигрывалась). Но если в начале Вика Лизу благодарит, то в конце умоляет: «Не отдавайте меня ей!» И цепляется за прутья клетки.
Союз интеллигентки и женщины из народа не состоялся. Опять мотив «Елены» - "они другие, у них ценности другие, они «нас» не поймут, и нам вместе не сойтись".

Анна Михалкова не понравилась (не считаю я её за выдающуюся или даже хорошую актрису - в любой роли она одна и та же, и никакого перевоплощения), тут была бы хороша Сафонова, только она уже старовата для этой роли.
А вот Троянова в роли Вики - хороша!

Фильм понравился, но почему-то думается, что скоро забудется.
Вот обычное для меня от фильмов А. Смирновой ощущение - берётся очень локальный эпизод из жизни женщины и размазывается по полотну, размером с Ивановское "Явление Христа народу".