Съедобный каштан

Светлана Давыденкова
   В  Милане, на площади  Дуомо , поближе к Галерее Витторио Эммануэле  Второго  продают   жареные  каштаны. Готовят их тут же, и вкусный  аромат  притягивает к себе туристов.
 
   Для нас,  приехавших на заработки  женщин,  потратить на каштаны пять евро было неслыханным расточительством,  и мы только  смотрели на них да принюхивались.

   Купить пакетик жареных каштанов –  значило ни в чем себе не отказывать:   не иметь долгов дома,  обваливающихся стен и крыш, срочно нуждающихся в ремонте, оплат за обучение;   да мало ли,  на что еще нужны деньги живущим  в стране  третьего мира.

   Попалась мне работа, где мы с хозяйкой эти самые каштаны собирали в лесу, а потом,   надрезав каждый   ножичком, ссыпали  на специальную  сковородку с дырочками  и жарили на огне, в камине. Теперь я могла их есть, сколько захочу и бесплатно.   Были они сытными и очень вкусными.

   С тех пор меня не покидала мысль посадить съедобный каштан  на  моей родине,  у себя на даче. Возможно, это желание подсознательно было связано с мыслью о   той же материальной стабильности:  позволить себе роскошь есть жареные каштаны – признак достатка.

   Прошло десять  лет. Я,  наконец,  сделала в квартире капитальный ремонт и,  помня о  мечте, одну из  сложенных еще   при Румынии печей, переделала на камин. Дрова на даче есть, камин тоже. Сковородку с дырочками привезла из Италии.  Дело  осталось за каштанами.
 
   Деревня, где я сейчас  работаю в Италии, расположена на холмистой местности. Жители ее на пригорках разводят виноградники, а, когда виноград  поспевает, из него делают вино.

   Между виноградниками – много перелесков, отделяющих одно хозяйство от другого.

  Приехав в очередной раз  на работу, я решила разузнать, как тут обстоят дела с деревьями съедобного каштана. Есть  среди  нас здесь полячка,работающая давно в этой деревне. Зовут ее  Геня. Ей уже за 70, но домой, в Польшу навсегда  она не рвется:  скучно одной. А здесь – старичок, за которым ухаживает, и итальянцы  уже  за  свою   принимают.  У  Гени  я  и  поинтересовалась, не знает ли она каштановые места. Оказалось, знает. Указала она мне, по какой дороге ехать, и в  два  свободных   часа я отправилась на велосипеде  в лес .  Стояла  середина  июня, но прошли дожди, и еще не жарило.

  В   лесу  я  стала оглядываться по сторонам, ища каштаны. И, действительно, увидела.Росли они вперемежку с ореховыми деревьями. Их листья были похожи, и цвели деревья одинаково: удлиненными сережками.Только у каштана соцветия тоньше и длиннее.   Были они тонкоствольными, из-за недостатка солнечных лучей не развивались, но под ними я нашла росточки,  один из которых без труда вырвала. Спрятав добытое сокровище в сумку, я поскорей уехала, дабы не  быть пойманной на  краже.

 За виллой, где я живу и работаю, есть полянка. Там,  в тени дерева  я вырыла ямку, налила в нее воды и посадила каштановый росточек. Садовод из меня никакой. Делаю все только из большого желания.
 
 Каждый день я наблюдала за своим  деревцем. Сначала листочки у него завяли и опали. Но потом появились новые,  почему-то короче прежних.  Деревце прижилось, но за лето почти не подросло. Через три месяца я уехала домой, забрав с собой пересаженный  в горшочек росток. Зимовать я его оставила на веранде. Как и полагается, осенью его листики  пожелтели и опали. Деревце стало смешным,  нелепым  и совсем беспомощным.  Я иногда поливала его корешки, мысленно беседуя с росточком: "Тяжело тебе на чужой земле? Не нравится  у нас? Что же сделать для тебя? Где поставить твой горшочек-домик? Чем вкусненьким полить?" Но весной обнаружила, что весь мой труд напрасен: росточек погиб.

 Однажды,  проходя  по одной из центральных улиц  города  мимо Собора Святого Духа, я с удивлением увидела за оградой церкви  деревья  съедобного  каштана. Оказывается, то, что я искала в заморском краю, уже давно,прижившись, растет  у нас! Я решила  пойти в ботанический сад и поинтересоваться, нет ли и там подобных  деревьев.  Работники сада подвели меня к нескольким высокорослым деревьям,  подножия которых были засыпаны каштанами. По моей просьбе мне вырвали  маленькое деревце, и в этот же день я посадила его на даче. Оно принялось, и сейчас на нем появляются  первые листочки.

  И мы,люди, подобны деревьям. Кто-то приживается на чужой стороне, а кому-то невыносимо тяжело. Непросто отрастить новые корешки.