Ее судьба - школа

Роман Котляр 2
http://kotlyar.vv.si/

«Школьные годы оставляют неизгладимый след в жизни каждого человека. Давно покинут класс, а кое-кто и постарел, но все помнят своего школьного учителя, те добрые семена, которые он посеял».
(Н. С. Хрущев)

Общение со Светланой Андреевной Сусло натолкнуло автора на интересные размышления: какой преподаватель может больше реализовать себя в школе для детей с дефектами слуха — опытный или тот, который работает в школе сразу после окончания вуза? Однозначного ответа найти так и не удалось.

1997 год. Света заканчивает Переяслав-Хмельницкий университет, педагогический факультет. И — на работу. В Черкасской школе для детей с дефектами слуха Светлана со дня ее открытия. Позднее она окончила и Киевский национальный университета им. Драгоманова.

Могла ли Света тогда предположить, что эта работа станет ее судьбой, ее жизнью? Вряд ли. С одной стороны, все новое, много неизвестного и неизведанного. С другой стороны, энтузиазм, полная самоотдача, желание максимально себя реализовать. Это ей успешно удается.

Свете повезло. Повезло с работой, с коллективом, повезло с учениками. Но ведь везение просто так не приходит! Везет тому, кто этого заслуживает. В результате этого везения Свету трудно представить без ее класса, без ее детей, трудно ее представить на другой работе. И другим, и ей самой. Работа ей нравится, приятно и интересно работать с такими детьми, с которыми она чуть ли не породнилась.

Свете 27 лет, замужем, ее восьмилетний сын ходит в третий класс. Общение с неслышащими детьми помогает ей воспитывать сына: так, она часто ставит своих учеников ему в пример. Кстати, она считает, что некоторые методики, применяемые в школе для детей с дефектами слуха, с успехом можно было бы использовать в обычных школах.

На подготовку к урокам уходит много времени; особенно семье приходится набираться терпения, когда идет подготовка к школьным концертам.

Вспоминается много мероприятий. Особенно приятные впечатления остались от пятилетия школы (2002 год) и праздника прощания с Букварем, который проводился впервые в истории этого учебного заведения.

По мнению Светланы Андреевны, на первый взгляд, неслышащие дети ничем не отличаются от слышащих. А когда близко с ними общаешься, работаешь с ними, замечаешь, что они более чуткие, душевные, доброжелательные.

Света желает коллегам, родителям и ученикам терпения. Это — залог успеха во всем. Хочется, чтобы ее ученики, ее дети были здоровы, чтобы им везло в жизни, чтобы школа навсегда осталась в их памяти, как второй дом, который дал им путевку в жизнь.

Очерк взят из книги Романа Котляра «Школа — дорога в жизнь» (Черкассы, 2004).

Прошли годы, а Светлана такая же молодая, энергичная, добрая, оптимистичная. И уже дважды мама. Как она совершенно справедливо замечает, «Мне всегда 18. Остальное — не возраст, а стаж!»