Военные рассказы Эльдара Ахадова

Александр Карпенко
                ЭЛЬДАР АХАДОВ
   
                ВСТРЕЧА
   
   Он ушел на войну ясноглазым майором. На прощание, стоя уже на пороге, вдруг торопливо обернулся и, бодро улыбнувшись, сказал жене и сыну: "Ждите меня с победой. Я обязательно вернусь"... Честно говоря, в душе он радовался: впереди маячили медали, ордена, фанфары, быстрое продвижение по службе, может быть, даже служебная квартира в столице.
   
   Через месяц армия рассыпалась, словно пепел на ветру... Приграничный городок, где до войны жила его семья, оказался в руках врага. Всех военных, попавших в плен, его правительство заранее объявило предателями, их ожидал суд трибунала - скорый и беспощадный. Тем более - офицеров. Враг тоже не щадил пленённых командиров, не только уничтожая их в первую очередь, но и охотясь за офицерскими семьями. Выбор у майора был невелик: либо погибнуть, либо оказаться в плену. Он никогда не был трусом, но погибать славной смертью героя не стал. Не стал, потому что нужно было найти, защитить и спасти жену и ребёнка. Он переоделся в простую солдатскую форму и сдался, чтобы выжить и совершить побег, и совершить его так, чтобы ни одна даже случайная пуля не оборвала его планы: иначе - какой смысл: где и как умирать...
   
   Целую вечность длиной в несколько недель он провёл в лагере для военнопленных среди бесконечных смертей и отчаяния. Он не знал и не мог знать о том, что жена его погибла под бомбёжкой в первые же дни войны. Ничего он не знал и о том, что его сына вместе с детьми других воюющих командиров и работниками детского дома пытались отправить в тыл, но ещё в начале пути эшелон с ребятишками подвергся обстрелу, и те, кому удалось спастись - укрылись в лесу. Чтобы сбежать из лагеря наверняка, он записался добровольцем в карательный отряд.
   
   В дороге ему стало известно, что у партизан, которых они преследуют, находятся дети из семей военных. Обросший щетиной, полуголодный, в чужой солдатской шинели под моросящим осенним дождём, он сбежал из отряда карателей и начал искать встречи с партизанами.
   
   Они наткнулись на него сами. Отобрали оружие и, конечно, избили. Он честно рассказал им о себе всё. Измученный бессонными переходами партизанский командир сообщил, что его, как дезертира, предателя и вражеского пособника сегодня же расстреляют. В россказни беглого карателя командир не поверил. Ни единому слову. Да и как можно доверять словам врага, который только что преследовал тебя в сыром промозглом лесу? Как можно доверять тому, из-за кого каждый день у тебя на глазах погибают твои товарищи и умирают дети, которых ты пытаешься спасти?
   
   Майор понимал, что у него нет никакой надежды. И тогда он попросил об одном: показать ему перед смертью ребятишек. Вдруг, да и окажется среди них его сын. "Ну, это вряд ли... - усмехнулся командир, - Впрочем, погляди напоследок, всё равно тебя сегодня не станет. Погляди, иуда, на детей, ради которых мы не щадим своих жизней!" "А, если мой сын подтвердит, что я - это я, а не засланный провокатор?". "Какая разница, что он скажет?! Ты - провокатор и враг народа. Таких, как ты, нам уже дважды подсылали. Не о чём нам с тобой говорить".
   
   Всё же его привели к детям. Голодные и усталые - они безучастно глядели на странного избитого до крови человека в рваной солдатской одежде со связанными руками. Им сказали, что это очень плохой дяденька, что он изменник и провокатор и ещё много плохого сказали о нём охранявшие его партизаны.
   
   Сын сразу узнал его. Он часто рассказывал другим ребятам, какой храбрый у него отец, какой он сильный и как он, настоящий боевой офицер, отомстит за смерть мамы, как победит и прогонит всех врагов с нашей земли. А ещё он говорил, что отец обязательно вернётся и найдёт его, потому что он обещал. И вот теперь уже почти минуту стоял перед ним его отец - лучший из всех отцов на свете - униженный, слабый человек с глазами, опухшими от гноя, крови и слёз.
   
   ... "Вы, наверное, мой папа?" - тихо произнёс сын. Затем он подошёл к отцу и неуверенно прижался к его грязной сырой шинели. Партизаны переглянулись между собой. "Ты ошибся, мальчик. Я не твой папа", - ответил отец запекшимися губами, зажмурившись совсем уж как-то по-детски.
   
   Ночью, когда ребятишки уснули, майора увели подальше от партизанского лагеря и расстреляли.
   
  ____________________________________________________________
   
  Честно говоря, не припомню, чтобы писатель земли русской поднимал "власовскую" тему в произведениях о войне и при этом симпатизировал своему герою-отщепенцу. Не для того, чтобы его "реабилитировать". Скорее, чтобы заглянуть вовнутрь - и найти в нём живого человека. И начинаешь понимать, что на войне бывает всякое, что не все "предатели" - законченные негодяи. Сейчас уже можно говорить об этом вслух - потому что изменилось время. Свидетелей той страшной войны становится всё меньше. Лев Толстой, когда писал "Войну и мир", уже не мог оскорбить своим словом ветеранов сражений с Наполеоном. Поэтому самые глубокие произведения о минувших событиях пишутся не по горячим следам, а десятилетиями спустя.
   
  Иногда человек на войне действует по внутреннему наитию, и только потом под свои спонтанные поступки подводит логическую "базу", пытаясь их оправдать. Но часто именно эти соображения сидят в голове героя, на уровне подсознания, и именно они толкают его на тот или иной путь. Безымянный майор, герой рассказа Эльдара Ахадова "Встреча", идёт на войну с твёрдой уверенностью вернуться победителем. Иначе и быть не может, ведь "Красная Армия - всех сильней". Но немецкие войска просто смяли наших на западной границе в первые дни войны, оставив им один выбор - погибнуть или сдаться. Большинство русских солдат предпочло погибнуть. Ибо те, кто сдался, моментально становились "врагами народа". Может быть, мы и победили нацистов не столько умением, сколько идеологией, в которой не было места пораженческим настроениям!
   
  Но вот человек, герой рассказа, не захотел погибать. Две любви - к семье и к родине - в решительный момент встали у него на весы, и любовь к жене и детям - перевесила. Надо понимать, что никто в жизни не стремится стать "мальчишом-плохишом", такими людей делают обстоятельства, в которые они попадают. История майора НЕВЕРОЯТНА, но Эльдар Ахадов повествует её с большой степенью достоверности. Иначе как бы мы, читатели, поверили в эту историю?! Писатель проявляет себя в этом рассказе высочайшим мастером тонкого психологизма. Политпропаганда во все времена работала так, что люди верили: война надолго не затянется, она обязательно закончится победой блицкригом. Если бы солдаты заранее знали, что сражения затянутся на долгие годы, добровольно никто не пошёл бы воевать. Эльдар Ахадов блестяще показывает, что даже человек военный "слеп" в этом отношении. Он настолько привык к атрибутике мирной жизни: хорошей зарплате, красивому, на зависть девушкам, мундиру, парадам, что не в состоянии заглянуть в "зазеркалье" будущего. Испытывать каждое поколение реальной войной, к счастью, не представляется возможным.
   
  Власовская армия, воевавшая против своих, сформировалась только в 1944 году. Эльдар Ахадов показывает, что условия для такого "странного" поведения офицеров созрели гораздо раньше. С самого начала войны. А потом единичные случаи вылились в целое явление. Может быть, если бы не было зверств "смершей" и заградотрядов, если бы на человеке, попавшем в плен, заранее не ставили крест, не было бы и "армии предателей". Но кто станет разбираться и проявлять человечность в обстановке военного времени? Единицы. Собственно, и майор из рассказа Ахадова "Встреча" - скорее, исключение, нежели типичный случай. Но русская литература, со времён Достоевского, всегда больше занималась исключениями из общих правил. Хотя бы потому, что исключения - интереснее, их хочется обсуждать. Можно спорить до бесконечности, что же у героя рассказа, в конце концов, перевесило - мужество или просто стыд перед собственным ребёнком. Или было и то, и другое - вместе? Эльдар Ахадов пишет о несказанном. О душе человека. Рассказ Ахадова написан в лучших традициях мировой новеллистики, застявляя вспомнить короткую прозу Теофиля Готье, Анри де Ренье и особенно "Жестокие рассказы" Вилье де Лиль-Адана. Как и у классиков мировой литературы, сюжет "Встречи" Эльдара Ахадова заканчивается совершенно неожиданным поворотом событий, переворачивающим судьбы героев.
   
  "Да майор просто струсил, когда нужно было умереть!" - скажет иной читатель. "Не может быть! - воскликнет другой. - Ведь смог же он пойти на смерть в другой ситуации!". И мы понимаем: степень страха смерти у человека на войне не всегда одинакова, она зависит от душевного состояния. Рассказ Эльдара Ахадова поднимает вечные, как мир, вопросы, над которыми человек, как homo sapience, не может не размышлять. Хотя жизнь побеждает наши самые глубокие мысли. Майор, персонаж рассказа Ахадова, интересен нам тем, что принимает в решительный момент нестандартные решения. В этом он похож на героя песни Высоцкого "Про того, который не стрелял". Его поступки - неожиданны, а смерть вызывает сочувствие, не свойственное нашему привычному отношению к предателям. Вспомним: апостол Пётр трижды отрёкся от Христа, но ему был дарован свыше шанс переломить судьбу. И, читая рассказ Эльдара Ахадова "Встреча", хочется "переиграть исход", дать герою рассказа ещё один шанс, особенно перед лицом родного ребёнка... Но понимаешь, что без ущерба для цельности и правдивости рассказа сделать это никак нельзя.
   
 
   
              ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА РАССКАЗА
   
  Огромное спасибо, Александр Николаевич! Хотелось бы сделать только одно маленькое добавление. Мой рассказ не о войне как таковой, а о любви и смерти. И в первую очередь о любви. То, что случилось с майором за один месяц, можно назвать вселенской катастрофой в рамках одной живой души! Ничто не свято! Никакие принципы! Никакие лозунги! Цинизму войны нет ни границ, ни пределов по глубине. Увиденное стёрло в нем все рамки и волчьи флажки, за которые нельзя. Он увидел, что можно ВСЁ, что ВСЕ СЛОВА - пустопорожняя трескотня - перед лицом смерти. В нем произошло очищение огнем войны. И выжило в этом огне лишь одно: любовь к семье, к жене и ребенку. Все остальное - болтология для него. Любовь заставила его не устыдиться ни плена, ни осуждения своих. Да, он для всех преступник, но почему? Не потому ли, что он СУМЕЛ переступить через всё ради любви?
 
  И сын не подвел его. Тут две трагедии: и отца, и сына. Через что, через какой душевный ад удалось переступить его сыну, ради публичного признания в пленном - родного отца?!! Ребенок ведь никого не предавал и воспитан был как надо - по-советски. Но ничто не выше любви! Об этом говорит мой рассказ. Майор и его сын оба - на самом деле победители. Потому что любовь в их душах победила всё. Даже саму смерть...
   
                Эльдар Ахадов