Зелёная гостиница

Ади Гамольский
               

Марик Худоконь в жизни никогда прежде не встречал такого словосочетания «Зеленая гостиница». Не встречал, до той поры, пока не попал в альпинистский лагерь
Марик, - молодой человек лет 25-ти, из интеллигентной семьи, довольно субтильного телосложения, как бы оправдывающего его явно «лошадиную фамилию».  Был он тощ, с выпирающими, как у заезженного коня, костьми. Однако, в достаточной мере любопытный и остроумный. В последнем, впрочем, не было никакого повода сомневаться – одессит, и этим многое сказано. Путевку в альплагерь он просто купил у своего знакомого.
 В этом месте  я хочу сделать некоторое уточнение. В описываемые времена путевку в альплагерь мог приобрести только тот, кто постоянно тренировался в какой-либо альпинистской секции, а весной сдавал определенные спортивные нормативы. Не зря тогда на туристских путевках было написано: «Туризм – лучший отдых», а на альпинистских, чтобы не оставалось никаких сомнений, – «Альпинизм – школа мужества». Однако если нельзя честно заработать, то всегда можно честно купить.
На второй день все обитатели лагеря получили на складе снаряжения необходимые атрибуты альпинистской жизни. Марик с трудом дотащил до палатки битком набитый рюкзак, вывалил на траву перед ней его содержимое и буквально застыл, в недоумении. Потом, обращаясь к таким же новичкам, расположившимся со своими рюкзаками поблизости, вопросил:
  - И что? Вы хотите мне сообщить, что теперь всю смену я должен таскать на себе вот эти причиндалы? Они хоть названия имеют? Вот эти шкары с подтяжками, вы говорите, называют «штормовые брюки?» Спасибо за подсказку, только скажите, я вас умоляю: их что одевают, когда уже шторм или когда ещё только начинает штормить? И что в горах, таки бывают штормы? Просто интересно на одну минуточку  себе представить, как это может выглядеть – шторм в горах? Вобщем, непонятно, но здорово!
Представление продолжалось.
- А это что за шмата, – с этими словами Марик брезгливо, двумя пальцами представил для обозрения публике следующую вещь, -  Штормовая куртка или просто «штормовка»? Название то ещё!  Ага, понятно  - эта шмата идёт в комплекте с этим шкарами – штормовка со штормовыми штанами с подтяжками. Нет, ну это просто с ума сойти! Интересно, как я смогу выглядывать во всем этом? Только, ради всего святого, умерьте ваши эмоции, и прошу вас, не устраивайте мне фотосессию – или будет больно моей маме!
Выждав некоторую паузу, он продолжил пламенный спич в развитие темы.
- Так. И вы говорите, что вот эти шкрабы, по-видимому, я должен обувать на ноги. Ах, это не шкрабы,это «отриконенные ботинки». Так бы сразу и сказали! А эти железяки как зовут, как? «Кошки»! И кто бы ещё сомневался, что это именно «кошки»? А эта кирка, вовсе не кирка, а «ледоруб»! И куда его применять? А вот  это оказывается спальный мешок – ну, я просто балдею! И в нем, судя по названию, предстоит спать. Каска – это видимо на голову, а может для чего-то ещё? Ладно, с остальным как-нибудь разберемся. Что я вам скажу: конечно, и я, и все мы будем это носить и в этом ходить и даже спать, но хотелось бы мне дожить до конца смены, чтобы потом  посмотреть на нас на всех.  Просто любопытно было бы увидеть и как мы будем выглядеть, как?
А дальше потекли обычные будни: вязание узлов, отработка страховки, занятия на скалах, травянистых склонах, осыпях, леднике, переправа через реку вброд и по навесной переправе. Говоря иначе – практическое освоение азбуки альпинизма.
 Но однажды в случайном разговоре двух «значкистов», т.с. уже ветеранов альпинистского движения, он уловил слова «Зеленая гостиница». Извинившись, поинтересовался у них, неужели в этом царстве скал и льда может существовать гостиница. На это ребята, тоже между нами говоря, хорошие шутники, ответили, что в конце ущелья довольно давно была построена гостиница для отдыха альпинистов перед штурмом вершин, которую так и назвали - «Зеленая гостиница». Как говорится, клиент заглотнул наживку. И Марик принялся осторожно вытягивать из собеседников подробности:
- Ребята, а там что и ресторан есть или кафе какое-нибудь?
- Ну, а как иначе? Мы, когда  прошлый раз шли на восхождение, так туда чешское пиво «Будеёвицкий Будвар» завезли,- развивали тему ребята, - Так набрались, что инструктора нас еле смогли разбудить для выхода.
- И там, в гостинице, наверное, есть промтоварные ларьки, магазины и всякое такое? – продолжал заглатывать наживку Марик.
- Ну, а как ты сам думаешь? Это же нормальная гостиница и туда часто завозят всякий дефицит.
- Ну, а какой, например?
- Ну, помню, однажды завезли туда японские плавки. Такие интересные – зайдешь в них в воду, а они цвет меняют, рисунок проявляется, правда, дорогие. Многие тогда их купили! Джинсы завозили американские настоящие, «Ливайс»!
Полученную информацию Марик, всё-таки, решил уточнить у инструктора – Валеры. Тот, видимо догадываясь о том, что кто-то разыгрывает Марика, ничтоже сумняшеся, подтвердил полученную Мариком информацию. Что творилось в душе Марика, можно только предполагать. Но с этого момента он стал напряженно ждать выхода на зачетное восхождение, ждать встречи с «Зеленой гостиницей».
И вот  - наконец-то! Сегодня – выход! С утра все, как обычно: подъём, зарядка, линейка и после завтрака – выход. Рюкзаки, разумеется, набиты до предела, жарко, пот застилает глаза. Дорога идет вдоль реки. В тени деревьев - еще терпимо, но на открытых участках – мягко говоря, в голову приходят нехорошие мысли. На первом же привале ребята сбрасывают лишнюю одежду, вытирают обильный пот. Немного отдышавшись, Марик решил, что настало время поинтересоваться у инструктора – долго ли еще идти до «Зеленой гостиницы». Инструктор – Валера, едва не поперхнулся  от столь неожиданного, и, скажем прямо, несвоевременного вопроса. Потом, несколько придя в себя, попытался спокойно объяснить ему, что им еще топать и топать. А в заключение, в сердцах, добавил:
- Далась тебе эта «Зеленая гостиница»! По несколько раз на день все расспрашиваешь о ней. Вот сегодня под вечер дойдем – увидишь сам. Достал уже!
- Мне столько интересного рассказывали об этом месте, - оправдываясь, ответил Марик,- а потом, я знаю, что обычно в наших гостиницах места надо заказывать заранее. А как здесь? А вдруг мест на всех не хватит.
На что Валера раздраженно ответил:
- Уж я обязательно постараюсь, чтобы тебе место досталось. Ты предпочитаешь номер на двоих или больше? Одноместных номеров там нет.
Но в душу  Марика уже закралось сомнение: места, скажем прямо, далеко не цивилизованные, вокруг  горы, скалы, ледники. На дне ущелья течет река, омывая здоровенные валуны. Да и дорога, по которой идут альпинисты – обычная грунтовка, обходящая огромные обломки скал. Откуда здесь гостинице взяться? Двухместные номера?
А вскоре дорога вообще пропала и превратилась в тропу, то и дело прыгающую с одного берега реки на другой. Альпинистам приходилось перебираться через речной поток по валунам, что с тяжелыми рюкзаками было совсем непросто. Вскоре тропа начала все круче забирать вверх, теперь река уже осталась глубоко внизу. А тропа сузилась настолько, что для безопасности передвижения здесь предварительно был закреплен металлический  страховочный трос.
И вот, наконец перед альпинистами  открылся ледник, а за ним – горная стена, закрывающая выход из ущелья. Погода хорошая, видимость – отличная, инструктора подробно рассказывают о маршруте зачетного похода и восхождения. Ребята, естественно, задают вопросы, инструктора – отвечают. И вдруг, как гром среди ясного неба, звучит голос, нет даже не голос, а вопль Марика:
- Вы меня, конечно, извините  - я не спрашиваю где какая вершина и где какой перевал. Я только хочу вас спросить, и где, на одну минуточку, «Зеленая гостиница», где?
В этом месте можно было бы написать – разверзлась пауза. Замолчали все и сразу. Наконец один из инструкторов обрел дар речи:
- Марик! Посмотри внимательно. Видишь вон там, на леднике  темнеет маленький домик? Ты будешь смеяться, но вот это и есть «Зеленая гостиница».  Группа энтузиастов притащила её сюда на своих плечах по бревнышку! Это было очень даже нелегко и непросто. Вы же все видели, какая дорога идет сюда. Там внутри «гостиницы» -  нары на 16 человек, но при желании помещается и больше. Главное достоинство – то, что места предварительно заказывать не стоит. Удобства, уж извини, раздельные: отдельно, вон там, речка для омовений и чистки зубов, и отдельно туалеты: направо, за камнями – для дам, налево, немного поодаль, где кончается морена – для джентльменов. Ну, а прочие удовольствия – как пел замечательный бард Юрий Кукин:

Бистро здесь нет пока,
Чай вместо коньяка
И перестань, не надо про Париж.

- Нет, ребята, вы, конечно, можете считать меня больным на всю голову, - скорбно продолжал Марик, - только почему-то я поверил в эту вашу «Зеленую гостиницу». Впрочем, а почему нет? Я видел фотографии шикарных гостиниц в Швейцарских Альпах, например. Причем, на такой высоте, на таких кручах, что я вас просто умоляю! И, скажите мне, вроде бы наша страна сейчас строит коммунизм, так, что нельзя, на одну минуточку,  одновременно с ним построить высоко в горах какую-то там гостиницу?
И под общий хохот немножко грустно продолжил:
- Вот только подскажите, как мне теперь не потерять в этих снегах  приличную сумму денег, что я позанимал для покупки этих долбанных японских плавок и американских джинсов? Здесь же в вашей «Зеленой гостинице» если не ошибаюсь, камеры хранения, естественно, нет.
…В заключение могу сообщить, что Марик нормально, как и все остальные участники, прошел зачетный маршрут, совершил  восхождение  и честно заработал значок «Альпинист СССР».  И даже деньги сумел не потерять! Вот только с этой поры к словосочетанию «Зеленая гостиница» стал относиться несколько настороженно.

Иллюстрация автора