Глава 22. Оскар Уайльд

Виктор Еремин
Великан-эгоист; День рождения инфанты; Мальчик-звезда; Замечательная ракета; Кентервильское привидение; Мальчик и великан; Преданный друг и др. сказки

Оскар Уайльд оказал огромное влияние на европейскую культуру конца XIX в. Существенную роль сыграл он и в истории сказки. Подражателей у Уайльда было много повсеместно, не обошла эта мода и Россию. Уайльдизм, если можно так сказать, его модернизм и эстетизм, преимущественно плаксивый и до тошноты слащавый, пресекла Первая мировая война. А Октябрьская революция и последовавшая затем Гражданская война в России, развязанная свергнувшей царский режим военной буржуазной верхушкой, подвела черту под этим болезненным явлением. Осталась только вечная интеллигентская ностальгия по уайльдовским сказкам.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 6 октября 1854 г. в Дублине. Отец его, сэр Уильям Уайльд, был выдающимся врачом-офтальмологом, придворным хирургом. Миро-вое медицинское сообщество по сей день чтит память этого выдающегося ученого и практика медицины. Мать Оскара, леди Джейн Франчески Уайльд, была женщиной истеричной и склонной к эпатажу; она сочиняла стишки и пропагандировала ирландский национализм.
Мать собрала у себя в особняке литературный салон, и маленький Оскар стал его непременным атрибутом.
Первую половину жизни Уайльду повсюду сопутствовал неизменный успех. В 1874 г. он поступил в колледж Мадлены Оксфордского университета, где его талант признали сразу и все. Молодой человек изучал искусство. В те годы в Оксфорде господствовали идеи знаменитого теоретика Джона Рёскина — культ эффектного, нарочито «непрактичного», а в литера-туре — изысканность речевых интонаций. Этот стиль получил название эстетизм. Проповедником и вождем эстетизма стал Оскар Уайльд.
К студенческим годам относятся его первые литературные опыты. В 1881 г. молодой человек издал свой первый сборник «Стихотворения».
В конце этого же года Уайльда пригласили в САСШ — прочитать несколько лекций по истории английской литературы. По ходу подготовки лекций он сформулировал основные положения эстетической программы декаданса, так называлось кризисное состояние европейской культуры накануне Первой мировой войны. В частности, декаданс характеризуется настроениями полной безнадежности и неприятия жизни, культом красоты как высшей ценности, аморальностью. Уайльд заявил, что законы искусства не совпадают с законами морали, и провозгласил право художника на свободу самовыражения в любых формах. Короче, человеческое общество начала XXI в. целиком и полностью живет согласно декадентской программе Оскара Уайльда.
По возвращении из САСШ Уайльд женился на ирландке Констанс Ллойд. У них родились два сына-погодка — Вивиан и Сирил.
Оскар редактировал журнал «Женский мир» и писал эссе, которые публиковал в сборнике «Замыслы». В течение 1880-х гг. он издал два тома сказок — «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», которые сразу же приобрели широкую популярность по всей Европе. Особым успехом пользовался рассказ-сказка «Кентервильское привидение».
Все в семье Уайльдов складывалось хорошо, пока Констанс не родила второго ребенка. Оскар шел по стопам своего кумира Джона Рёскина. Последний требовал, чтобы женщины полностью соответствовали канонам античной скульптуры. Когда Рёскин в первую брачную ночь увидел на теле своей молодой супруги волосы, его стошнило, и на утро эстет потребовал развода. Уайльда возмутил тот факт, что после родов супруга позволила себе быть толстой! Констанс стала ему отвратительна.
В конце концов, поиск эстетики тела привел писателя в объятия мальчиков. Видимо, в данной книге нет надобности описывать развратные похождения Уайльда, о них рассказано во многих сочинениях и снят не один кинофильм.
Поначалу писатель ловко скрывал свои пристрастия и жил двойной жизнью. В 1891 г. он издал прославленный роман «Портрет Дориана Грея». На этот же период приходится расцвет Уайльда-драматурга.
Только в середине 1890-х гг. была разоблачена связь писателя с целой дюжиной молодых людей во главе с юным лордом Альфредом Дугласом. Отец Альфреда обвинил Уайльда в содомитстве, Альфред же выступил главным свидетелем обвинения. В 1895 г. состоялся суд, Оскара Уайльда признали содомитом и приговорили к 2 годам каторжных работ. Отбывал он срок в Редингской тюрьме, где создал выдающееся поэтическое творение «Баллада Редингской тюрьмы». Семья от Уайльда отреклась.
После освобождения писатель оказался изгоем в британском обществе и был вынужден эмигрировать во Францию под именем Себастьян Мельмот. Там он вел нищенское существование на окраинах Парижа.
Оскар Уайльд умер 30 ноября 1900 г. на руках одного из своих любовников. Он успел исповедаться и получить отпущение грехов от католического священника. Похоронили писателя на кладбище Пер-Лашез.