Паоло Веронезе - духовный брат Дионисия

Андрей Дятлов 2
...Вот уж точно, талант не купишь!
Когда 19 апреля 1588 года, окруженный почетом и восхищением, Паоло Веронезе умер его сыновья Карлетто и Габриеле, а также брат Бенедетто быстренько образовали живописное товарищество. Из их мастерской выходил и полотна за скромной подписью «Heredes Paoli» («Наследники Паоло»). Народ пошел на имя, но быстро понял: манеру-то наследничики переняли вполне. Но их картины рисовались при свечах или свете дня, но — никак не при свете Искры Божьей, горевшей в самом сердце таланта Веронезе. И потому родственнички родили десятки низкопробных подделок под мастера. На чем и погорели.
У него была странная судьба. Все в ней какое-то второстепенное.
Учился Паоло Веронезе (настоящее имя Па;оло Калья;ри, а Веронезе он — от имени города Верона) у Антонио Бадиле. Мне лично ничего это имя не говорит, но, может, темен я. Но чувствую: только искусствоведы сходу расскажут о Бадиле. Принадлежал к веронской школе живописи — нежнейшие краски и колорит! - но это все-таки была не учеба у мастеров уровня, например, Рафаэля, а стиль, направление. Как портретист Веронезе близок по манере к Тинторетто, но... но он все-таки не Тинторетто!
Да, у него была второстепенная судьба, но она вознаградила мастера — творчество Веронезе  — узнаваемо и впечатляюще.
Вообще-то работалось ему трудновато. В те времена все основные сюжеты для живописи были либо из древних мифов, либо — из Библии. Попробуйте вот создать шедевр, коглда все вокруг пишут на одни и те же темы. А Веронезе умудрился это сделать! И не раз. Например, в 27 лет ему поручили в Венеции украсить ризницу церкви Святого Себастиана. И он так ее украсил, что до 1570 года ему приходилось все время выполнять заказы этой церкви, жа и погребли его там. В знак благодарности.
Он вольно обращался со Святым писанием. В своих картинах и росписях «Брак в Кане Галилейской», «Христос у Симона Фарисея» и так далее Веронезе, по сути, пишет то, что видит вокруг себя. Людей в роскошных венецианских костюмах, невероятные пиры, роскошь, жажду любви, страсть. Согласитесь, не совмем это по-церковному. А в сюжете о свадьба в Кане Галилейской изобразил даже себя!
И доигрался: в 1573 году попал под суд инквизиции. Но отделался легко: от него потребовали исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин. К счастью — не автопортрет. А то так бы мы и не узнали, как выглядел этот чудесный весельчак. Фотоаппаратов тогда не было.
Зачем нужно видеть его живопись?
Чтобы понять, насколько светла и чиста жизнь, как дышит она веками, переливаясь яркостью красок, даже если это краски догматичных сводов старинных церквей и дальних затерянных вилл, где мастер «подрабатывал».
Говорят, из последователей Веронезе заслуживают быть названными Баттиста д’Анджело, Баттиста Дзелотти и Даоло Фаричати. Но их совсем-совсем уже мало кто из неспециалистов знает...
А вот кто точно, по радостному и светлому духу своему (не по манере и стилю письма, конечно!) напомнил мне Веронезе, так это - Дионисий с его легкими и абсолютно живыми, переполненными любовью и состраданием фресками Ферапонтова монастыря...
Они, кстати, были практически современниками.