Плут родился!

Молдавский Мотив
В эпоху тотального дефицита, когда в достатке только плохих вестей и газет, которые их paзносят, появление нового печатного издания не может рассчитывать иа бурю оваций, как, к примеру, колбаса или бутылка постного масла. Съестное у нас вне конкуренции, газете колбасу, конечно, не переплюнуть. Но если сравнивать газету с газетой, то сегодня лучше та, которая, по крайней мере, не портит настроение. А если улучшает? И сурово сжатые губы вдруг сами собой раздвигаются в давно забытой улыбке.

Да где ты такую видела? – cпросите  вы. А вот видела! Чего и вам желаю. Называется «Плут». Тираж 25 тысяч экземпляров. Учредители – братья Сундеевы и Ко. Вот только с периодичностью не совсем понятно: «Выходит по настроению». Как часто соответствующее настроение будет посещать учредителей – неизвестно. Впрочем, чего еще можно ожидать от учредителей газеты, плутовской с первой до последней страницы?

Читающий ее лишний раз убедится: у отечественного юмора открылось постперестроечное дыхание. Затюканный было грандиозностью начавшихся перемен и судьбоносностью решений, когда что ни делалось, все делалось правильно и справедливо, и смех выглядел жалким паясничаньем в лучах восходящего плюрализма, юмор теперь, как ни странно, вновь стал подавать признаки жизни. Мы теряем последние, а он – подает. Так всегда бывает, когда жить становится совсем невмоготу, другими словами, появление «Плута»  вовсе не случайно, и, если бы его не было, то следовало бы  выдумать.

Что в первом номере? Все приметы времени – от звонкого обращения к еще не сокрушенным очередями соотечественникам и непременного Указа, объявившего между прочим куриные яйца деликатесом (а в Молдове они, вследствие известных бартерных сделок правительства с соседней страной, стали деликатесом вдвойне), до шуточек типа «народ безмозглствует», «приспособленинец» и «устроюсь туда, где развито чувство ломтя». После этого чтения, однако, не хочется идти громить врага, «во всем виноватого», а хочется горько посмеяться над тем, как нас, разделившихся по партиям и всерьез принявших эту игру, в сущности, очень ловко обвели вокруг пальца. Вполне здоровая эмоция на фоне злой дряни, накопившейся за последние годы в людских душах, не правда ли?

Добрая газета – сегодня не меньшая редкость, чем носки без очереди. Я, например, не встречала. Есть сверх-политизированные, едкие, лживые, порнографические, наконец, а вот добрые... увы. Еще один самый жестокий наш дефицит. «Плут» же добрый. Может, поэтому он «Плут», а не «Ерш», «Перец» или какие-нибудь «Вилы в бок»? Кто-то строгий, возможно, усмотрит в нем студенческое кавээновское ерничанье и вменит это в вину, ну а по мне – так это достоинство. Ведь самое смешное в нашей нынешней жизни то, что ярые политические противники, доканывающие друг друга на тему демократии и свобод личности, идут потом в общий буфет и пьют плохую сладкую воду за неимением полезных для здоровья соков.
Получается, вода на всех – одна, земля – одна, качество жизни (кстати, все ухудшающееся) – одно. И как же мы этого до сих пор не поняли? Как же позабыли, что мы – люди, а значит имеем право не только на сомнительную  свободу проорать на митинге «долой!» или «ура!», но и задуматься: а чего, собственно, стулья ломать, станет ли нам от этого ора жить легче, не говоря уже о детях наших? Bпрочем, о них уже никто, кажется, и не вспоминает, а «Плут», тот да, тот страничку детского юмора собирается завести.

Так что – читаем «Плута»? Глядишь, поможет...

Н.ДУБИНА

Газета «Советская Молдова», 21 марта 1991 г.