Нравы села Гадюкина продолжение

         
     В этих краях женщин уважают только терпеливых и работящих. Терпеливых,за то, что не принято здесь разводиться с мужьями и сдавать их участковому.  А вторая характеристика выражалась так:"Ну, и что, что  она пьёт и гуляет, зато хозяйство всё "в одни руки", и огород у неё чистый". Женщины, и вправду,  необыкновенно выносливые и трудолюбивые,и чтобы остальные в этом не сомневались, часть работы выносят на улицу, на лавочку или к колонке: попасти гусей и индюшек, перебрать собранные грибы, провеять  пару мешков семечек.
     Одна из таких - баба Маня по прозвищу Кроликова ,маленькая, редко улыбающаяся старушка.
     С пяти лет трудилась в огороде вместе с родителями. Образование семь классов, но человек необыкновенно мудрый, слившийся с природой.
 По ней можно было проверять астрологический
календарь огородников [она даже посмеялась, когда узнала про такую диковинку].
   Зато знала древний земледельческий календарь и много секретов, полученных от старших поколений
 
     Знала когда Сретение, Сподвижение, подсказывала:" коси коса ,пока роса", и что огурчики поливать только вечером и только теплой водой, пропитанной солнечной негой, а собирать урожай утром; работать в поле лицом к восходящему солнцу, грядки делать поочерёдно тоже по ходу солнца; а семена сеять только по направлению слева направо, и остатки семян и рассады домой не заносить.
     И самое главное - никогда не перешагивать через полезные растения.
     В один год была ранняя весна. На радостях все посадили картошку в конце марта. В конце мая она хорошо подросла и собиралась цвести. Но знакомый агроном сообщил о штормовом предупреждении. Синоптики обещали мороз и снегопад [так часто бывает в этих краях, когда цветёт черемуха и осыпает всё вокруг лепестками, словно снежинками ].Я бросилась с тяпкой закапывать цветущие кусты картофеля, а баба Маня спокойно сидела на лавочке, лузгала семечки и болтала маленькими ножками. На вопрос,  почему она не спасает огород,  мудро и без эмоций ответила:" С Богом не подерёшьси".
     Земля на её грядках была пушистая и чистая, ни камушка, ни единой травинки, а урожаи отменные, всем на зависть и удивление.
     Взрослые дочери, навещавшие мать в выходные и праздники, сетовали, что не любит бабуля убирать в доме и готовить еду. Любит всю жизнь только свой огород. Там она и ранним утром, и в знойный полдень, и в  долгий светлый летний вечер. Вся сознательная жизнь бабы Мани по прозвищу Кроликова прошла от посева до сбора урожая .С 5 до 85 лет 80 раз в своей жизни она посадила картошку и 80 раз собрала урожай.
     Таких бабушек в селе осталось мало, многие уже не могут, как бывало, нести на сгорбленной спине огромную связку травы или мешок картошки." Уходим потихоньку",- с горечью говорят они .Пережили своих старичков и многих подружек, но с большей печалью всё чаще провожают в последний путь сыновей и молодых внуков .Мрут люди от водки проклятой по разным причинам: кто после долгих праздников, кто грех возьмёт на себя; в последнее время узнали о какой-то страсти - " наркота "называется.
     Все меньше и меньше в селе старожилов. И всё вокруг поменялось. Корова одна на всю улицу осталась. А ещё лет десять назад с четырех утра слышалось мычание целого стада и крик пастуха или пастушки: "Ниночка-а-а! Выводи Пеструшку. Манечка-а-а! Что-то твоя Бурёнка вчера плохо ела, здорова ли?" Звучали от каждых ворот приветствия, гремели ведра у колонки и шумела под напором вода. Воздух, чистый и прозрачный, разносил звенящие звуки, усиливая их эхом. Гоготали гуси, кудахтали куры, каждая хозяйка выводила их не столько на прокорм, сколько напоказ.
     У мужиков, кроме работы в колхозе, было святое дело - помочь матери скосить траву, потравить колорадца и, где надо, молотком постучать. А сейчас много земли брошенной заросло камышом. Мрут люди от водки проклятой...

     О том ,что у Чапая настоящее имя Петя, я узнала за день до его смерти. Молодой парень, чуть старше двадцати лет, умер от рака. Умирал долго и мучительно. Прощаться друзья-собутыльники ходили ровно семь дней .Накрыли столы во дворе ,наполняли  тарелки и стаканы,кто чем может,
ждали кончины, там же и отсыпались на травке, чтобы далеко не уходить.
После похорон поминали шумно, дружно и весело. Кого-то били головой об забор, чтобы успокоился, кого-то уводили или уносили, кто-то остался под забором, хотя осенние ночи были достаточно холодными. Чапая похоронили сестры, одна из которых умерла ровно через год после  того, как помянули Петю какой-то дрянью, и печень её не выдержала. Многим тогда было худо. Но мужикам травиться - дело привычное, кое-как выкарабкались.

     Неоспоримо хорошей традицией в селе была забота о больных и особенно о стариках.
В большинстве семей это считалось святым делом. Если старый отец, а чаще мать, слягут от болезни или просто от немощи, дети ухаживают за ними с большой любовью и безропотно. Хорошо, если братьев и сестер много, делают всё дружно, по очереди. Если дочь единственная, то берет на себя все заботы, даже оставляя работу или службу.

     Старой бабушке Луше в этом плане не повезло. Сын ее, сам уже старик, и его приживалка, беженка с Кавказа, так и не восстановившая утерянные документы и пенсию инвалида детства,горевали в соседней с покойницей комнате десять дней. Ослабили отопление, открыли в комнате старушки окно, чтобы не подпортилась [ на дворе была зима ].Мужики приходили со своей самогонкой, горевали за компанию. На погребение денег не было, а пенсию пропили  ещё на Новый год.
Сердобольные соседки сообща собрали смертное и вызвали участкового. Он развел руками и позвонил в сельсовет. Но там были заморожены счета в банке по какой-то причине и по причине долгих новогодних каникул. В сельсовете пообещали  "закрыть глаза" и дали добро на захоронение бабули в огороде. Поднялся настоящий бабий бунт, тогда местный зажиточный работяга под ответственность сельского начальства дал в долг недостающую сумму. И бабушку проводили с миром. Но это случай особенный, выходящий за рамки традиций,
о нём стараются не вспоминать.

     Есть и хорошие изменения. Гадюкино, даже самая старая улица в нём,  та, что оказалась на дне бывшей реки и  о которой  мы тут ведём рассказ, в последние годы как-то незаметно изменили  свой облик. Село выросло раз в десять. Еще лет пять назад было 40 улиц, а теперь и не сосчитать. Съехались в этот теплый благодатный край люди с Севера России и   дружественных республик. Раньше к новеньким не очень-то приветливы были старожили ,возмущались: "понаехали, понастроили, наши рабочие места заняли, заборами да воротами высокими огородились, самогон не варят и не покупают..."
И не заметили в суете мирской ,что построили действительно много и красиво, и вместо дома Красотки стоит чудный двухэтажный коттедж, и доме Казаха не узнать, в каждом дворе машины иномарки, в сельской школе классов прибавилось. А село-то как расцвело: асфальт, фонари, автобус маршрутный ходит, стадион строится и детский сад. Старый обелиск колхозникам, не вернувшимся с поля битвы, сломали и поставили мраморный, с клумбами и вазами.
     В центре села построили храм, даже  некоторые мужики туда потянулись, стараются на службу ходить без перегара. Раньше тоже чтили святые праздники, особенно ,когда распустили партком в колхозе. Четко осознавали ,что в такой день работать- грех. Осуждали неучей и кощунников, направляющихся с тяпкой на огород. Праздновали все от души [кому какое дело- постился - не постился, причащался - не причащался ,знаешь ли молитвы]. Сказали, - в праздник работать грех,значит - грех.
     Стали и на выборы ходить. Батюшка после проповеди напомнит, и все дружно под звон колоколов  после службы идут исполнять гражданский долг.

     Эх, Россия-матушка! Как хотела я породниться с тобой, вернуться на землю предков.
Ты родила великих ученых, композиторов, художников и поэтов. Родила певца своей красы - Сережку Есенина .Славилась веками добротой души, смекалкой мужицкой и тем, что умом тебя не понять. От символов, миру известных -  балалайка, береза, матрешка и водка  - осталось что-то не самое лучшее.

     Верю, что вековые русские традиции -  любовь к земле и семейные ценности, остроумие и много чего хорошего -  еще живы в народе.


     Верю, что вспомнят гадюкинцы, что село их давно называется Светлое. А может быть, и всегда так называлось. А Гадюкино  - это только прозвище.


Рецензии
Люся, замечательный рассказ! Ведь можно отношением к жизни, изменить и
психологию людей!!! Спасибо! Творческих удач и вдохновения! Тамара.

Тамара Терёхина   30.11.2013 12:13     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Тамара, за внимательное прочтение.

Люся Веретенникова   30.11.2013 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.